«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы через систему работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию»


Доклад на тему:
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы через систему работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию»
Воспитывать... самая трудная вещь.
Думаешь: ну, все теперь кончилось!
Не тут-то было: только начинается!
(М.Ю. Лермонтов)
Введение: Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

1. Духовно – нравственное воспитание –
это система воспитательных мер направленных на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека. Духовно-нравственное развитие - это процесс последовательного формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения обучающегося начального общего образования - одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.
Цель - становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
2. Для решения задач по формированию УУД (личностных, познавательных) обращаемся к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства;
периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
духовной культуры и фольклора народов России;
истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
жизненного опыта своих родителей
важное место занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики».
3. Формы внеурочной работы
с обучающихся начального общего образования
Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;
Детская благотворительность;
Разнообразные проекты;
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
Организация спортивных соревнований, праздников;
Проведение совместных праздников школы и общественности;
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
Все виды творческой художественной деятельности детей.
4. Портрет обучающегося начального общего образования
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир; способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
5.Направления работы с учащимися:
Направление 1. «Я – гражданин».  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. «Если добрый ты…». Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Направление 3. «Труд для себя и для других». Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 4. «Быть здоровым – здорово». Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Направление 5. «Зеленый дом». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
   Направление 6. «Красота вокруг нас».  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Красота во всем: в природе, в космосе, в жизни людей, красота духовной жизни.
6.Механизм реализации основных направлений
Направление «Я – гражданин» 
Учёба (урочная деятельность)
Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. 
– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
Внеурочная деятельность
Беседы,диспуты по  темам:  «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»
        – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;
        – групповая работа в объединении – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
       - социальное проектирование, проект «Равный – равному», «Улица героя-земляка»
      - участие в конкурсе «Лидер XXI века»
Экскурсии и путешествия в местный краеведческий музей, Аллею Памяти по  теме: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края»
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся          - «Моя семья в истории страны»
          - «Кем из наших предков я горжусь?»
          - «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?»
Проект «Встречи» - организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться
Проект «Родные истоки» - организация исследовательской работы с целью изучения фольклора, традиционной одежды, промыслов жителей России
Организация русских народных праздников 
Масленица,Светлая Пасха,…
Напрвление «Если добрый ты…»
Учёба (урочная деятельность)
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
Внеурочная деятельность
Тематика этических бесед
для обучающихся начального общего образования
 
Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?;
Кто создал правила человеческого поведения?;
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?;
Зачем быть вежливым?;
Неразлучные друзья – взрослые и дети;
Дружба – это…;
Как выбирать друзей?;
Отзывчивость и доброта;
Спешите делать добро;
Что значит быть откровенным;
Как мы выглядим;
О лени и лентяях;
Причины обид;
Кто такие эгоисты?;
Правда и ложь – какие они?;
Что такое характер?;
Душевность и бездушность;
Что значит быть счастливым?;
Мир без улыбки. Какой он?;
Кем и каким я хочу быть?;
Достоинства и недостатки;
Маленький, да удаленький;
Человек в природе и его здоровье;
Дом, в котором ты живешь;
Прогулки в лес;
У природы нет плохой погоды.
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)).
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
 
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
 
 
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки»(Р.Р.Калинина)
(предназначена для детей 1–2 классов)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка)
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам)
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение»
(методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
 
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Анкета - опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С.)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся.
Дело вполне можно поправить.
Сюжетно-ролевые игры
 
1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».
4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…
Направление «Труд для себя и других»
Учёба (урочная деятельность)
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
Внеурочная деятельность
Участие в ярмарках
«Мастерская Деда Мороза», «Краски осени»( изготовление поделок к праздникам)
Мир моих увлечений (хобби)
«Дети-детям» ( игрушки для детей д/с)
«Книжкина больница»( ремонт книг в библиотеке)
Встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами
Экскурсии на предприятия с целью знакомства с разными профессиями своего поселка
Организация исследовательской и проектной деятельности
Проект «Профессии моих родителей», «Семейные династии»
Направление «Быть здоровым – здорово!»
Учёба (урочная деятельность)
Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения  для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья  в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы  сбережения здоровья
Технология – правила техники безопасности.
Внеурочная деятельность
Укрепление здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
–  проведение дней здоровья
– туристические походы
Реализация программы «Разговор о правильном питании»
Борьба с вредными привычками
Направление «Зеленый дом»
Учёба (урочная деятельность)
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы, сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.пЛитературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Внеурочная деятельность
 Экскурсии в краеведческие и парки
Туристический поход «Сказки леса» 
Участие в акциях:
- «Сделаем берега озер чище!» (очистка берегов от мусора)
- «Кормушка»
- «Клумба»
Создание и распространение текстов (объявления, рекламы, инструкции)     на тему: «Сбережем природу родного края»
Направление «Красота вокруг нас»
Учёба (урочная деятельность)
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к  искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
Внеурочная деятельность
Объединение художественной направленности «Театр кукол» - красота сценического действия.
Посещение театральных представлений, концертов, фестивалей;  прогулки
Организация экскурсий с целью знакомства с художественными промыслами
Занятия в творческих кружках 
Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Участие в художественном оформлении помещений к праздникам