Классный час Добро и зло вокруг нас
"Добро и зло вокруг нас" (час общения с учащимися начальной школы по духовно-нравственному воспитанию)
Разработала учитель начальных классов МАОУ СОШ №81 Грищенко Е.Г.
Задачи занятия:
Формировать представления у младших школьников о многогранности и сложности бытия.
Развивать представление о существовании в жизни добра и зла.
Формировать нравственную ответственность человека за содеянное.
Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Осваивать содержание заповедей христианской морали.
-Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, Мама. Учитель
-что есть зло? Это нечто противоположное добру: плохое, дурное, беда, несчастье - Вспомните, когда вы встречали в жизни добро и когда зло? (дети дают ответы).
Ребята читают стихотворение:
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нежно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
Нам клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он о чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки своей
А что же сестренка
Скучает в сторонке!
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем-
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке.
Волшебник ты мой!
-какого же человека можно назвать добрым?
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки не делает зла.
-добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
А теперь послушайте пословицы русского народа о доброте:
Будь добр с тем, кто от тебя зависит.
Доброта-язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
Доброта лучше красоты.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.
Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.
-как вы думаете, ребята! Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
-на одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь)
-чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас , и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Приготовить мелкие игрушки)
Чаша «добра» перевесила чашу «зла».
-вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь , превращаются в ручеек, ручейки- в реку, река-в в море добра.
– Давайте вспомним правила и законы, по которым мы живем изо дня в день.
(Дети называют правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов; порядки, существующие в их семьях; особые правила, действующие в школе).
А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?
– Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Что такое совесть?
(Возможный ответ: это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам).
Знакомство с Библией, Детской библией
– Из уроков истории вы знаете о том, что наше летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, что наша Русь в 988 году приняла крещение и стала христианской. В Библии как раз и рассказывается об этом человеке, о его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги).
– Библия – первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. – Гуттенберг). Вследствие повышения грамотности и распространения христианства, Библия читалась все большим и большим числом людей. В настоящее время распространение Библии возросло. Она переведена на 2000 языков. У кого дома есть такая книга? Что вы знаете об этой книге?
– А вот “Детская библия” (показ книги). Она подготовлена для молодых читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены, описаны не все, а только некоторые события. В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что – хорошо, а что – плохо. Послушайте одну из них.
Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. ( Наш кружок так и назван «Чистое сердце»)
Во всем у них был достаток и довольство
Среди животных не было вражды-сильные не трогали слабых. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.
Но самое высшее блаженство Адам и Евы было в молитве, то есть в частой беседе с Богом.
Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.
Бог создал людей так же, как и ангелов, для того чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божьей.
Поэтому так же, как и ангелам, он дал им свободу выбора: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.
Соотнесение нравственных законов (христианских заповедей) с их разъяснениями
– Прочитайте написанное на доске. Определите, какое разъяснение соответствует каждому закону.
Нравственные законы Разъяснение
– почитай отца твоего и матерь твою – мы обязаны уважать своих родителей
– не убей - жизнь человеческая неприкосновенна
– не укради – никто не имеет право брать то, что принадлежит другому
– не произноси ложного свидетельства на своего друга - люди должны всегда говорить правду: дома, в школе, на отдыхе.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
-как назовем картину?
-Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (делать добрые дела приятно и радостно).
15