Технологическая карта урока биологии Водоросли


Технологическая карта урока биологии
5 класс
Учитель: Мандрюк Оксана Алексеевна
Тема: «В мире водорослей»
Цель:
Повторить и систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей, их строении, размножении, происхождении, о приспособленности к жизни в водной среде.
Продолжить формирование умения распознавать изученные водоросли, характеризовать их значение в природе
Продолжить развитие интереса к процессу познания природы, научить учащихся находить биологические закономерности, анализируя факты в определенной логической последовательности.
Предметные результаты:
– формировать умение отличать водоросли от других растений;
– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД
Работа в группе, как формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие для достижения общей цели.
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).
2. Сформировать умение работать по плану проблемы группы, сверять свои действия с целью, стоящей перед группой и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге между учащимися, учащимися и учителем самостоятельно выработанные критерии оценки для достижения общей цели и совершенствовать их.
Познавательные УУД
1.Сформировать умение у группы учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение у группы учащихся строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей.
3.Выяснить особенности внешнего строения водорослей;
Показать особенности клеточного строения водорослей;
Формировать умение вести научный диалог в группах;
Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом, фотографиями.
I. Организационный момент.
1.Постановка целей и задач.
2.Обьяснение правил работы с листом самоконтроля «В мире водорослей».
II.Проверка знаний и умений.
1.Фронтальная беседа с учащимися. Какие царства живой природы вы знаете? К какому царству относятся водоросли?
Перед учащимися по 2 стакана: один с водным растением, второй с водорослями. Ребятам необходимо определить, в каком стакане водоросли и объяснить свой выбор.

Учащиеся ставят отметку в лист самоконтроля (от 1 до 3 баллов)
2.Работа с сигнальными карточками (зеленый-красный)
Ребята поднимают карточку зеленой стороной, если согласны и красной стороной – если нет.
Водоросли – это низшие растения?
Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
Водоросли имеют органы?
На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
По способу питания водоросли автотрофы?
Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?
Водоросли размножаются спорами?
В хроматофоре содержится хлорофилл?
Жгутики необходимы хламидомонаде для передвижения?
Красный глазок необходим хламидомонаде для размножения?
Учащиеся ставят отметку в лист самоконтроля (от 1 до 3 баллов)
3.Ответы на вопросы по домашнему заданию.
1. Строение хлореллы.
2. Строение хламидомонады.
3. Строение многоклеточных водорослей.
Ш. Изучение нового материала
Работа с информационными текстами (работа в парах)
На слайде классификация водорослей на отряды. Эту схему учащиеся записывают в тетрадь.
Класс с помощью информационных текстов, распечатанных на цветной бумаге (по цвету отделов водорослей – зеленые, красные, бурые) делится на три ряда. Каждый ряд получает информационный текст и 5 заданий. Первая группа получает задание по отделу зеленых водорослей; вторая – по отделу красных водорослей; третья – по отделу бурых водорослей. Работа проводится в парах: на 1-й вопрос отвечает первая пара в данном ряду; на 2-й вопрос – вторая пара и т.д. По итогам работы формулируется общий вывод и заполняется таблица.
Карточка 1
Назовите изображенную водоросль.
Где обитают эти водоросли?
Что происходит с водорослью при недостатке света?
Как размножается эта водоросль?
Где использует человек эту водоросль?
Карточка 2
Какие пигменты отвечают за окраску?
Где они обитает?
Каково её строение?
Как размножается эта водоросль?
Где использует человек эту водоросль?
Карточка 3
Где обитает водоросль?
Какие пигменты содержатся в её клетках?
В каких морях она обитает?
Каково строение слоевища?
Где использует человек эту водоросль?
Для ответа на 5 вопрос ребята выбирают с учительского стола один предмет из трех, характеризующие применение водорослей (консерва «Морская капуста», мармелад, бутылка с зелеными водорослями).
Учащиеся ставят отметку в лист самоконтроля (от 1 до 3 баллов)
На слайде значение водорослей в природе и жизни человека. Учащиеся записывают в тетрадь.
5.Закрепление, итоги урока, рефлексия
Синквейн "Водоросли "
Что? Существительное
Какой? 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Что автор думает Фраза из 4 слов?
Выставление и подсчет баллов в листе самоконтроля.
Домашнее задание: параграф 18.
Какое море получило название от водоросли? Где находится водорослевое море?
Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый, черный цвета. Как объяснить это явление? С какой водорослью связано появление необычной окраски?
Как называется наука, изучающая водоросли?
Какая одноклеточная водоросль служит биофильтром при очистки сточных вод?
Почему водоросли называют «легкими планеты»?