Конспект занятие Знакомство детей с водой и её свойствами
«Знакомство детей с водой и ее свойствами»
Цель: закрепить представление о воде, ее свойствах.
Задачи: дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкое, пар, лед). Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, будить интерес к природе, ее явлениям.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка, он хочет проверить, какие вы сообразительные, и сейчас загадает вам загадку.
Капитошка. Что в руках не удержишь, в решете не унесешь?
Ребята. Вода.
Капитошка. Молодцы, ребята! Вы – умные и сообразительные. А теперь скажите, что сильнее: вода или огонь?
(Дети затрудняются с ответом.)
Воспитатель. Чтобы узнать об этом, мы отправимся в сказочную страну, которая называется Водиландия, а Капитошка будет нашим проводником, он приведет нас в Водиландию. Все идем по детскому саду и возвращаемся опять в группу – сказочную страну. Все подходим к столам, на которых стоят вода, тазики, различные баночки, стаканчики и т.д. это и есть Водиландия. Что же интересное нас здесь ждет? Что нового мы узнаем о воде? Капитошка, где же жители этой страны, почему мы никого не видим?
Капитошка. Жителями этой страны являются капельки, такие, как я, а все вместе они образуют воду, которая, посмотрите, у вас на столе в тазиках.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с капельками. Капитошка говорит, что в Водиландии есть королева, и вот она написала нам записку, в которой рассказывается о воде и ее свойствах. Давайте ее прочитаем: «Я могу литься, растекаться…» Так, давайте проверим. Возьмите стакан с водой вылейте немного воды на тарелку. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается. Вы убедились, что вода льется и растекается?
Дети. Убедились.
Воспитатель: У вас на столах лежат деревянные кубики, линейки. Это твердые предметы. Они имеют форму и сохраняют ее. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы ее наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (Форму баночки.) А что с ней произошло, когда мы налили ее в чашку, в блюдце? Вы заметили правильно, что вода меняет форму. Это мы увидели из опыта: сначала вода принила форму баночки, затем форму чашки, затем форму блюдца. Маша, какую форму принимала у нас вода? Алена, когда и какую форму имеет вода? Правильно, вода принимает форму предмета, в который ее наливают. Вода может менять форму, это вы видели на опыте…
А какого цвета чистая вода? Если дети говорят, что она белая, я не верб: смотрите, кладу рядом белый лист бумаги. Отличается вода в стакане от белого листа? Так все-таки какая вода по цвету? Имеет ли вода цвет?
Дети. Вода чистая, она бесцветная.
Воспитатель. Это еще одно свойство воды. Наташа, скажи еще раз всем ребятам, имеет ли цвет чистая вода? Как мы об этом догадались? А теперь проведем следующий опыт: у вас на столах лежат пуговицы, мозаика, возьмите их и отпустите в стакан с молоком и в стакан с водой. В каком стакане нам хорошо видны пуговицы и мозаика? А как вы думаете, почему в чистой воде видны эти предметы, а в стакане с молоком – нет? Какая вода? (Правильно, прозрачная.) какой бы предмет вы ни отпускали в воду, он будет виден. Опустите свой пальчик в стакан с водой. Видите вы его? А почему вы его видите? Какая вода? А какая вода в грязных лужах? Прозрачная? (Нет.) А какая? (Грязная.) А грязная вода прозрачная? (Нет.) Паша, так какая вода бывает прозрачной? (Чистая.) Правильно! Молодец!..
Ребята, а теперь такой вопрос: может вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит? (Когда ее нагревают.). А что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь.) Но не только огонь. Давайте и мы с вами нагреем воду при помощи электронагревателя. Видите, она кипит, булькает, бурлит, шипит. А какая кипящая вода? Можно ею обжечься? (Да, она очень горячая.) А что еще может нагреть воду? (Кипятильник, солнце.) Приведите примеры, где вода очень-очень горячая, а где теплая. Итак, Маша, скажи, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? (Маша отвечает.)
А теперь попробуем отгадать загадку. Зимой летала, а весной побежала. Правильно, это вода. Ребята, а как вы думаете, что будет, если снег или лед подержать над огнем? Что с ним станет? Во что превратятся снег и лед? Давайте проверим это на опыте. (Держит лед над огнем, он тает, превращается в воду.) Теперь попробуйте, возьмите льдинку в ладошки и подержите немножко. Что случилось с льдинкой? А почему лед стал таять в ваших ладошках? Из чего состоит лед? (Из воды.) Что будет с ним, если его нагреть, во что он превратится? Чем можно нагреть лед, чтобы он растаял? Давайте с вами нальем воду в формочку, поставим в морозильник и посмотрим, что же получится. Мы с вами узнали еще одно свойство воды: вода может замерзать, превращаться в лед, который, в свою очередь, может растаять, если его чем-либо нагреть.
А для чего вода нужна? (Дети отвечают, приводят примеры из личного опыта.) Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может не есть чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человеку. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Вы, наверное, знаете, как приятно и весело плескаться в речке летом, как приятно утолить жажду в жару.
Но чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Заводы, фабрики потребляют много воды, и одновременно загрязняет ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Воду надо беречь, потому что без нее невозможно жить на земле.