Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Педсовет «Формирование универсальных учебных действий у учащихся»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Басова В.А.
1. Основные аспекты ФГОС.

Второй год в России идёт введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Это значит, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: Таблица 1




Сравнение уроков

Требования к уроку
традиционный
современный

Объяснение темы урока
Учитель сообщает тему
Формулируют дети

Сообщение целей и задач
Учитель сообщает цель и задачи урока
Формулируют дети

Планирование
Учитель сообщает, какую работу дети будут выполнять
Планирование выполняется учащимися, что способствует достижению целей

Практическая деятельность
Под руководством учителя выполняется ряд заданий(чаще фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповой, индивидуальный метод обучения). Учитель консультирует

Осуществление контроля
Учитель контролирует выполнение задания
Учащиеся осуществляют контроль(применяется самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель консультирует

Осуществление коррекции
Учитель осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, помогает)

Оценивание
Учитель оценивает работу ученика
Учащиеся дают оценку своей деятельности

Итог урока
Учитель выясняет, что запомнили
Проводят рефлексию

д/з
Учитель объясняет (одно на всех)
Учащиеся выбирают из предложенного


Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются: Таблица 2

Проектирование современного урока

Требования к уроку
Урок современного типа
УУД

Объяснение темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные



Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные



Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования



Практическая деятельность
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные



Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные



Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции



Оценивание
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные



Итог урока
Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

д/з
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные





Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня (польёт) цветы. Мы совершили (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. (Пропись с 10-11)

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке
(следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Составь выражение. Предложи решить его товарищу. Проверьте правильность решения. Какой ещё рисунок можно составить? (математика с 6) Предполагается организация работы в парах. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Перед введением в урок этой формы организации деятельности, в первом классе провела несколько бесед «Учимся работать дружно», в ходе которых и были сформулированы основные правила работы в паре. Правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным. Так, при изучении темы «Однозначные числа» первоклассники составляли карточки для игры «Рассели жильцов в дома». На следующих уроках карточки использовались для отработки навыка счёта.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р.,.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 7, сложение и вычитание в пределах 10). Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса. (в прописях, в дневниках мордочки)

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».
Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.

Я на уроках использую изображение тучки весёлой и грустной.

При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.


Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии: Таблица 3

Требования к уроку комбинированного типа
Требования к уроку
Формируемые универсальные
учебные действия
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока
Познавательные общеучебные, коммуникативные
Ведение проблемного диалога

Сообщение целей и задач
Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Ведение проблемного диалога

Планирование
Регулятивные планирования
Работа с картой урока, с интерактивным плакатом

Практическая деятельность учащихся
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.
Работа по решению проектных задач.
Проведение ролевых игр.
Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).
Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Осуществление контроля
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Применение методики безотметочного обучения
Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Осуществление коррекции

Коммуникативные, регулятивные коррекции
Использование памяток.
Организация взаимопомощи.

Оценивание учащихся
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)
Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Итог урока
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Дифференциация заданий.
Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.



Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.




15