Урок биологии по теме Низшие растения. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли» (7 класс).
Урок биологии по теме: "Низшие растения. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли» (7 класс).
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.
Образовательные задачи:
выяснить особенности внешнего строения водорослей;
показать особенности клеточного строения водорослей;
дать представление о систематике водорослей;
формировать умение вести научный диалог;
совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, лабораторным материалом.
Воспитательные задачи:
воспитание любознательности;
воспитание бережного отношения к природе.
Развивающие задачи:
развитие предметно-речевых навыков;
Оборудование: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, учебник “Биология. Многообразие живых организмов”.
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание.
Тип урока: лабораторный
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Проверка Д/З (10 мин.)
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности, постановка и решение познавательных задач (15 мин.)
Актуализация темы - беседа о водорослях.
Размеры водорослей
Строение водорослей.
Среда обитания
Питание водорослей.
Клеточное строение водорослей
IV. Лабораторная работа ( 10 мин.)
V. Закрепление: составление общей характеристики водорослей (6 мин.)
VI. Д/З
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2.Проверка Д/З.
3.Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися.Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово водоросли? Сегодня на уроке мы познакомимся с группой растений, тело которых не имеет известных вам органов растений - листьев, стеблей, корней и т.д.. – с водорослями.
Объявление темы урокаОбъявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет познакомиться с общей характеристикой водорослей, особенностями строения их клеток и тела, средой обитания и их классификацией.
3. Изучение нового материала.
Общая характеристика водорослей.
Рассказ учителя.
Водоросли, древнейшая группа растительных организмов, тело которых не разделено на органы, и носит название таллом или слоевище.
Известно более 20 тысяч видов.
Изучением водорослей занимается наука альгология
Размеры водорослей.
Среды обитания водорослей - основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных (ленивец), в теле других организмов в качестве симбиотиков - зооксантелла в теле лишайника).В водной среде они могут входить в состав планктона, так и произростать на дне водоемов, являясь бентосными организмами.
Строение слоевища.
Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых харовых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища.
По форме многоклеточное слоевище может быть нитчатым, разнонитчатыми, линейно – членистого строения( харовые), пластинчатые (ульва, улотрикс).
У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.
Строение клетки водорослей.Клетки по плану строения напоминают клетку наземных растений.Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами.Центр клетки - ядро.Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного ( спирогира) и т.д.Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты.В хроматофоре может находиться пиреноид - тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами.Есть так же вакуоли и цитоплазма.
По типу питания водоросли – автотрофы, так как способны к фотосинтезу.
Систематика водорослей.
Рассказ учителя.
Подцарство водоросли (Phycobionta) Отдел Зелёные водоросли (Chlorophyta) Отдел Харовые водоросли (Charophyta) Отдел Эвгленовые водоросли (Euglenophyta) Отдел Золотистые водоросли(Сhrysophyta) Отдел Жёлто-зелёные водоросли(Xanthophyta) Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta) Отдел Динофитовые водоросли (Dinophyta) Отдел Криптофитовые водоросли (Cryptophyta) Отдел Бурые водоросли (Phaeophyta)
5.Лабораторная работа
Инструктаж по ТБ Л.р №2 Изучение внешнего строения водорослей.
6 . Закрепление и систематизация знаний.
7. Подведение итогов урока и домашнее задание: с. 40-44, вопросы и задания с. 49, р/т