Мустай Карим. Труд, как главное мерило нравственности
Гарданова Г.А. МБОУ СОШ № 10 г. Бирска
Труд, как главное мерило нравственности.
«Мустай Карим первый башкирский литератор, кто вышел на дорогу мировых достижений словесности», - писал Александр Филиппов, народный поэт Башкортостана.
Труд, как главное мерило нравственности, народные традиции, любовь к родному краю к Родине, уважение человека все главенствующие мотивы творчества выдающегося поэта современности Мустая Карима своеобразно и полно раскрываются в новом исследовании ученого-педагога.
В процессе учебной деятельности, мы знакомим учеников с выдающимися личностями башкирской культуры, как Арслан Мубаряков, Загир Исмагилов, Зайнаб Биишева, Баязит Бикбай, Файзи Гаскаров и, конечно же, Мустай Карим. Он всегда был и остается эталоном величайшей честности к писательскому слову. Наверное, потому любое его произведение, даже высказанное ненароком, по случаю, слово приобретают глубинный смысл. Вековая народная мудрость, как влага в губке, скопилась в его сердце, и он по капле возвращает ее в тот же народ.
Высокий моральный уровень героев его произведений превращается в удивительную воспитательную силу. Творчество Мустая Карима это школа окрыляющих переживаний и очищающих мучений, школа верности и преданности, школа радости и непоколебимости. Сколько поколений наших современников, хотя они сами об этом особо и не говорят, воспитаны этой школой. Сферу влияния этой среды человек воспринимает так же естественно, как жизненную силу, данную родной природой.
В учебном процессе, оснащенном компьютерами, построенном на инновационных приемах, мало уделяется внимания вопросам этики, вообще забывается воспитательная сторона.
В творческом мире Мустая Карима отношения построены на очень высоких моральных категориях. Как говорится в одном из его стихотворений: «Его ум горел в огне любви, и любовь его разумна». Произведения его, прежде всего, воспитывают человеческие качества, взвешивают каждую личность на весах совести, автор ставит превыше всего справедливость, увлеченность, верность. И потому-то, вместе с его эстетической ценностью, с каждым годом возрастает воспитательное значение и нравственная оценка. Вот именно с такой точки зрения изучает и осматривает педагогику Мустая Карима Ильяс Валеев
О Мустае Кариме написано много: статьи, очерки, ученые диссертации, монографии. Книг о нем ничуть не меньше, чем написано им самим. Писали о нем собратья по перу, критики, литературоведы. И тем больший интерес представляет новое исследование «Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима».
Прошлый век велик потрясениями и созиданием. И вот проклевывается из скорлупы прошлого новый 21-й. Каким он будет, как его станет оборудовать новое поколение неведомо. Но, однако, можно сказать с уверенностью корни нового века уходят в прошлое. Предками нашими была подготовлена хорошая плодородная почва. На ней должны прорасти добрые всходы.
Народный поэт Башкортостана сын прошлого века. Его коснулись жгучие искры революции и гражданской войны. А дороги Великой Отечественной он прошел с автоматом в руках, от начала до конца.
На переломе двух веков, сам он как гражданин пророс корнями в 20-м веке, а творчество его, наполненное высоким духом человечности, устремилось в 21-й. Живя с народом, разделяя его радости и боли, он дал жизнь огромному литературному семейству: стихи, поэмы, драмы, прозаические произведения. Поэт, прозаик, драматург, но прежде всего в совокупности всего творчества он мыслитель, философ. Именно отсюда исходит его лексика, где за самим построением фраз и образов лежит глубокая мысль.
Творчество Мустая Карима - чистейший образец искусства слова, богатейший мир изучения художественных тайн для публицистов и критиков, для поэтов и прозаиков, детских писателей. Этот духовный мир дает неограниченные возможности для раскрытия таланта актеров. Не только профессиональные, но и самодеятельные артисты испытывают на сцене истинное удовольствие, создавая образы героев Мустая Карима. Сколько композиторов, художников, скульпторов воодушевляются творчески его произведениями. Влияние школы Мустая Карима не ограничивается рамками литературы и искусства, приверженцами его науки становятся и хлеборобы, и рабочие, и студенты, и академики. Эти уроки поучительны и для малышей, и для аксакалов, и для государственных деятелей, и для домохозяек. Там стеснительные становятся более смелыми, чересчур бойкие становятся задумчивее. Влияя на поколение за поколением, эта школа растит целую нацию, многонациональный народ Башкортостана, превращаясь в могучую духовную силу, воспитывающую верного и надежного гражданина республики. В сердцах наших соотечественников эта школа рождает любовь к жизни, к родной земле, увеличивает их надежду и веру, от которой светлеют их души, крепнут их крылья.
Нам повезло - мы были его современниками Мустая Карима, могли слушать его выступления, ощущать тепло его рукопожатия, заглянуть в бездонную глубину его проницательных глаз. Жизненный и творческий подвиг, волшебный дар мудрого слова, само имя этого человека неотделимо от родного Башкортостана, составляют его славу и гордость, являются символом его духовного богатства его народа.
Литература и источники:
1. Ахияров К.Ш., Пашаев Р.М. Мустай Карим как педагог /Русский язык в башкирской школе, 1986, №4.
2. Валеев И.И. Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.- 208 с.
3. Валеев И.И.Башкирская этнопедагогическая культура и Мустай Карим. Уфа: Изд-во БГАУ, 2002.
4. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима/ Вступит. статья А. Филиппова. – Уфа.: Китап, 2005. – 416 с.
5. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. М.: Педагогика, 2000.
Заканчивая своё выступление, хочется прочитать стихотворение Мустай Карима
Честность, Мудрость, Сила!
Башкирским краем управляет Сила,
Та, что не даст поставить на колени
Богатым алигархо-масонерам
Простых людей, стремящихся к достатку!...
Башкирским краем управляет Мудрость,
Что не позволит всяким экстремистам
Играть на чувствах стариков, уставших,
Увы, от непродуманных законов!...
Башкирским краем управляет Честность
Что помогла спасти от разграбленья
Творенья рук, леса, поля и недра –
Народное, по праву, достоянъе!...
Так управляй же - Честность, Мудрость, Сила,
Чтоб мир царил в моем Башкортостане,
Чтобы башкир, и русский, и татарин,
Жил счастливо - достойно и богато!...
А мы тебе, конечно же, поможем!... )
Гарданова Г.А. МБОУ СОШ № 10 г. Бирска
Труд, как главное мерило нравственности.
«Мустай Карим первый башкирский литератор, кто вышел на дорогу мировых достижений словесности», - писал Александр Филиппов, народный поэт Башкортостана.
Труд, как главное мерило нравственности, народные традиции, любовь к родному краю, к Родине, уважение человека все это главенствующие мотивы творчества выдающегося поэта современности Мустая Карима своеобразно и полно раскрываются в новом исследовании ученых, педагогов.
В процессе учебной деятельности, мы знакомим учеников с выдающимися личностями башкирской культуры, как Арслан Мубаряков, Загир Исмагилов, Зайнаб Биишева, Баязит Бикбай, Файзи Гаскаров и, конечно же, Мустай Карим. Он всегда был и остается эталоном величайшей честности к писательскому слову. Наверное, потому любое его произведение, даже высказанное ненароком, по случаю, слово приобретают глубинный смысл. Вековая народная мудрость, как влага в губке, скопилась в его сердце, и он по капле возвращает ее в тот же народ.
Высокий моральный уровень героев его произведений превращается в удивительную воспитательную силу. Творчество Мустая Карима это школа окрыляющих переживаний и очищающих мучений, школа верности и преданности, школа радости и непоколебимости. Сколько поколений наших современников, хотя они сами об этом особо и не говорят, воспитаны этой школой. Сферу влияния этой среды человек воспринимает так же естественно, как жизненную силу, данную родной природой.
В учебном процессе, оснащенном компьютерами, построенном на инновационных приемах, мало уделяется внимания вопросам этики, вообще забывается воспитательная сторона.
В творческом мире Мустая Карима отношения построены на очень высоких моральных категориях. Как говорится в одном из его стихотворений: «Его ум горел в огне любви, и любовь его разумна». Произведения его, прежде всего, воспитывают человеческие качества, взвешивают каждую личность на весах совести, автор ставит превыше всего справедливость, увлеченность, верность. И потому-то, вместе с его эстетической ценностью, с каждым годом возрастает воспитательное значение и нравственная оценка.
О Мустае Кариме написано много: статьи, очерки, ученые диссертации, монографии. Книг о нем ничуть не меньше, чем написано им самим.
Прошлый век велик потрясениями и созиданием. И вот проклевывается из скорлупы прошлого новый 21-й. Каким он будет, как его станет оборудовать новое поколение неведомо. Но, однако, можно сказать с уверенностью корни нового века уходят в прошлое. Предками нашими была подготовлена хорошая плодородная почва. На ней должны прорасти добрые всходы.
Народный поэт Башкортостана сын прошлого века. Его коснулись жгучие искры революции и гражданской войны. А дороги Великой Отечественной он прошел с автоматом в руках, от начала до конца.
На переломе двух веков, сам он как гражданин пророс корнями в 20-м веке, а творчество его, наполненное высоким духом человечности, устремилось в 21-й. Живя с народом, разделяя его радости и боли, он дал жизнь огромному литературному семейству: стихи, поэмы, драмы, прозаические произведения. Поэт, прозаик, драматург, но прежде всего в совокупности всего творчества он мыслитель, философ. Именно отсюда исходит его лексика, где за самим построением фраз и образов лежит глубокая мысль.
Творчество Мустая Карима - чистейший образец искусства слова, богатейший мир изучения художественных тайн для публицистов и критиков, для поэтов и прозаиков, детских писателей. Этот духовный мир дает неограниченные возможности для раскрытия таланта актеров. Не только профессиональные, но и самодеятельные артисты испытывают на сцене истинное удовольствие, создавая образы героев Мустая Карима. Сколько композиторов, художников, скульпторов воодушевляются творчески его произведениями. Влияние школы Мустая Карима не ограничивается рамками литературы и искусства, приверженцами его науки становятся и хлеборобы, и рабочие, и студенты, и академики. Эти уроки поучительны и для малышей, и для аксакалов, и для государственных деятелей, и для домохозяек. Там стеснительные становятся более смелыми, чересчур бойкие становятся задумчивее. Влияя на поколение за поколением, эта школа растит целую нацию, многонациональный народ Башкортостана, превращаясь в могучую духовную силу, воспитывающую верного и надежного гражданина республики. В сердцах наших соотечественников эта школа рождает любовь к жизни, к родной земле, увеличивает их надежду и веру, от которой светлеют их души, крепнут их крылья.
Нам повезло - мы были современниками Мустая Карима, могли слушать его выступления, ощущать тепло его рукопожатия, заглянуть в бездонную глубину его проницательных глаз. Жизненный и творческий подвиг, волшебный дар мудрого слова, само имя этого человека неотделимо от родного Башкортостана, составляют его славу и гордость, являются символом его духовного богатства, его народа.
15