Родительский лекторий на тему: Школа родительской любви
«Школа родительской любви»
Психологическая информация для родителей
ТЕМА: «Конфликт. Конструктивное решение конфликта. Запреты. Наказание. Поощрение»;
ЦЕЛЬ: Повышение социально-психологической компетентности родителей;
ЗАДАЧИ:
Воспитательные: Продолжать воспитывать в родителях чувство ответственности за своих детей;
Образовательные: актуализация, обобщить знания о конструктивных методах разрешения конфликтной ситуации;
Развивающие: Продолжать развивать чувство заботы и опеки.
ПЛАН:
Сбор родителей в кабинете
Обсуждение проблемы конфликта
Подведение итогов
ХОД РАБОТЫ:
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить, на мой взгляд, одну из самых острых проблем в семье – конфликт. Начну свою речь с определения этого «ужасного» слова.
Конфликт – это следствие неудовлетворенной потребности; столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Разрешение конфликтов может быть конструктивным и неконструктивным.
Неконструктивное решение конфликта ведет к выигрышу только одной стороной. Например: «Выигрывает только один» (родитель или ребенок).
Конструктивное решение конфликта предполагает выигрыш обеих сторон.
Существуют способы выхода из конфликтных ситуаций. Сначала нужно успокоиться, сесть за стол переговоров и проработать несколько последовательных операций или этапов:
Прояснение конфликтной ситуации;
Сбор предложений;
Совместное обсуждение предложений и выбор более приемлемого;
Детализация решения;
Выполнение решения, проверка.
В данном процессе несколько положительных моментов:
Во-первых, каждого участника выслушали.
Во-вторых, каждый вник в положение другого.
В-третьих, между «сторонами» не возникло ни обиды, ни раздражения.
В-четвертых, предоставляется возможность осознать свои истинные желания.
Наконец, дети получают прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.
Существует несколько способов взаимодействия в конфликтной ситуации; эффективность их различна.
Например: родитель требует от ребенка выполнения поручения…
Авторитарный стиль. Звучат угрозы, упреки, приказы. Реакция – плач, швыряние вещей, самотравмирование и т.п.
«0-стиль». Демонстрирует безразличие, уход от ответственности. Реакция ребенка – возникает чувство ненужности, брошенности.
«Подкуп». Родитель добивается своего посредством подарков, покупок вещей. Реакция ребенка: «Надо было попросить больше». Родитель покупает личное спокойствие до поры до времени.
«Компромисс» - договор о взаимных обещаниях: равная доля участия в общем деле. На какой-то период это устраивает обе стороны.
«Я – подход». Сообщение своих чувств по поводу происходящего от первого лица. Реакция ребенка: чувство стыда. Переживая это чувство, человек впредь постарается не допустить подобное.
Предлагается график, характеризующий различные пути подходов к решению конфликта.
1 – max требовательность, когда ребенок как
личность не существует;
2 – max уступчивость, конформизм. Ребенок
манипулирует родителями;
3 – индифферентная реакция, на грани безразличия
и невмешательства;
4 – компромисс на равных – шаткий баланс;
5 – max уступчивость и max требовательность,
отношения сотрудничества, обмена личностнымиценностями. Предпочитаемый стиль отношений.
Не существует плохих и хороших выходов из конфликтной ситуации. В различных жизненных проблемах следует применять адекватные способы их решения.
Например, если дерутся ребята, более действенным будет авторитарный стиль отношений, подойдет сказанное серьезно и твердо «Прекратите!» В случае назревания конфликта в общественном транспорте, например, лучше уйти от конфликта, избрав «0 – позицию» и т.д.
Конфликтные ситуации в родительско-детских отношениях в большинстве случаев могут быть предупреждены мудрыми и любящими родителями, если применять технику «активного слушания» и «Я - сообщения», а также будут использовать знания закономерностей психо-физического развития и особенностей личности своего ребенка.
Часто проблемы возникают из-за невыполнения детьми родительских требований и правил. Бесконфликтную дисциплину можно поддерживать, разрешая ребенку что-то делать по его усмотрению; действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ; принимать решения самостоятельно, но при условии соблюдения некоторых правил.
Родителям следует избегать крайностей, придерживаясь «золотой середины»; стараться учитывать особые обстоятельства при необходимости. Запрет накладывается только на то, что угрожает жизни и здоровью ребенка. Существует несколько правил, которые помогают наладить в семье бесконфликтную дисциплину:
правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими;
родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;
правила должны быть согласованы взрослыми между собой;
тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Надо помнить, что дети постоянно испытывают требования взрослых «на прочность» и принимают только то, что не поддается расшатыванию, что незыблемо в их понятиях.
Объяснение запрета должно быть коротким и произнесено один раз. Если требование трудно выполнить сиюминутно, следует обговорить возможность отсрочки, но тогда ребенок берет ответственность за выполнение договора на себя. Ему лишь следует напомнить о договоре минут за пять до назначенного времени. Он приобретает еще один опыт маленькой бесконфликтной дисциплины. Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Сразу следует исключить физическое воздействие. Наказания оскорбляют, озлобляют, запугивают и унижают детей. После какого-то грубого нарушения главное, что нужно сделать, – это помочь ребенку прийти в себя и осознать происшедшее. Главное – не потерять контакт с ребенком: ведь взаимное недовольство, которое неизбежно при жестком наказании, будет накапливаться и разъединять. Бывает, ребенок считается «непослушным». Непослушных детей принято обвинять. В их число обычно попадают дети, особенно чувствительные и ранимые «Трудный» ребенок нуждается в только в помощи – и ни в коем случае не в критике, не в наказаниях. Причина стойкого непослушания кроется в глубине его психики – как правило, она эмоциональная. Эти причины надо знать. Психологи выделили 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая причина – борьба за внимание. Способ получения внимания – непослушание. Даже если ругают, такое внимание лучше, чем никакого, по мнению ребенка.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания слишком часты, приказы и критика – слишком резки, а опасения – слишком преувеличены. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность. Решение часто неудачное, но зато свое, а это главное!
Третья причина – желание отомстить. В глубине души ребенок переживает из-за резкого замечания, несправедливого наказания. А поведение все то же: протесты. Смысл «плохого» поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо!..»
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он демонстрирует: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой!»
Поняв причину, следует ее исправить. Нужно оставить свои ожидания и претензии. Найти для ребенка доступный уровень задач. Нужно организовывать с ним совместную деятельность. При этом не допускать в его адрес критики!
Ну, вот и все, что я хотела рассказать вам. Теперь вы можете задать интересующие вас вопросы.
(Родители задают вопросы)
И самое главное, помните – ребенку требуется много любви, а нам, взрослым – терпения.
«Атбасар ауданы әкімшілігінің
Самарка негізгі мектебі» МКМ
ГКУ «Самарская основная школа
акимата Атбасарского района»
Классный час для родителей
«Школа родительской любви»
Педагог- психолог: Ж Куспанова
2015-2016 г