Родительское собрание на тему: Слагаемые родительской любви (для родителей учащихся начальной школы)
МБОУ Роговская СОШ
Открытое родительское собрание на тему:
«Слагаемые родительской любви»
для родителей учащихся начальных классов
Подготовила:
Оянен О.В.
с.Рогов
Цель:
формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребёнком;
Задачи:
способствовать повышению педагогической культуры родителей;
пополнять арсенал знаний родителей по вопросу воспитания ребенка в семье;
пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
формирование понятий: слагаемые родительской любви;
этическое, эстетическое воспитание;
развитие навыков дискуссионной беседы и творческой активности родителей.
Оборудование:
музыкальный центр, кассета, листы «Давайте познакомимся», плакаты с эпиграфом, правилами работы на собрании, текст песни «Дорога добра», памятки для родителей, изображение цветочного горшка, атласные ленты, воздушные шарики, изображение цветков с надписями.
Форма проведения: час общения
Методы и приёмы: коллективные, групповые; диалог, тренинг, анкетирование.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.
(Звучит легкая музыка, родители рассаживаются за столы )
- Добрый день, дорогие друзья! Я очень рады нашей встречи. Хотелось бы начать наше родительское собрание с притчи: в древней Руси жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого царя и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, царь спросил у главы семьи: «Как удается Вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ он услышал лишь одно слово: «Как Вы думаете, какое? (терпение)
Эпиграфом нашего родительского собранию являются слова Семена Соловейчика.
Где не хватает терпения, надо
бы постараться понять, где
не понимаете – постарайтесь
вытерпеть, и всегда принимайте
ребенка, всегда его любите.
- Итак, тема собрания «Слагаемые любви к своему ребенку».
- Ответьте мне на вопрос: Любите ли вы своего ребёнка?»
- Да, какими бы не были родители, они всегда ответят утвердительно на этот вопрос.
- А как мы любим и тем более – умеем ли мы любить, над этим многие не задумываются.
- Очень часто мы слышим слова «Дети – цветы жизни». А откуда пришли эти слова
Ашукины, составители словаря крылатых слов, говорят, что изначально это выражение звучало так: "Дети - живые цветы земли". Это цитата из рассказа М.Горького "Бывшие люди" (1897). В современном языке чаще употребляется как "Дети - цветы жизни".
- Говорят также, что это выражение придумал Фридрих Фрёбель - немецкий педагог и просветитель Он же создал первое детское учреждение - детский сад. Дети – цветы жизни, в саду они и растут. А женщины, которые приглядывали за детьми, назывались детскими садовницами.
- Вот и мы с вами будем садить цветы сегодня, размышляя над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви. Горшок у нас на доске уже есть.
- Прежде чем мы начнем работу, мне хотелось с вами обсудить правила работы. Я предлагаею следующие правила:
1. Каждый имеет право высказаться по теме собрания и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей, работают все.
3. Мы хорошие друзья и воспитанные люди, умеем хранить свои и чужие секреты.
4. Мы доверяем друг другу.
Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок»
- У меня в руках, а у вас на столе лежат карточки и сейчас мы узнаем, какие родители собрались в этом классе. (Карточки «Знакомство»).
- В такой доброй и теплой атмосфере наверное и следует говорить о самом важном в жизни человека, о семье, о родительской любви. Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы анкеты .Отвечайте на вопросы быстро не раздумывая. Первая реакция , как правило, самая верная.
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Да Отчасти Иногда Нет
Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли «по личным делам»? Да Отчасти Иногда Нет
Интересуются ли они вашей работой? Да Отчасти Иногда Нет
Знаете ли вы друзей ваших детей? Да Отчасти Иногда Нет
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах? Да Отчасти Иногда Нет
Контролируете ли вы, как они делают уроки? Да Отчасти Иногда Нет
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? Да Отчасти Иногда Нет Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? Да Отчасти Иногда Нет На «детские праздники» предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»? Да Отчасти Иногда Нет
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? Да Отчасти Иногда Нет
А телевизионные передачи и кино? Да Отчасти Иногда Нет
Бываете ли вместе в кинотеатрах, музеях? Да Отчасти Иногда Нет
Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах? Да Отчасти Иногда Нет
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними? Да Отчасти Иногда Нет
- А теперь подсчитайте количество баллов:
«Да»-2 балла, «отчасти» и «иногда» -1 балл, «нет» -0 баллов.
- Итак, ваши отношения с детьми можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.
- Если ваш результат от 10 до 20 баллов, отношения можно оценить, как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они будут улучшены и чем дополнены.
- Если вы набрали менее 10 баллов, ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения. А сейчас самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании ребенка, а где вы ошибаетесь.
- В древности на Руси была традиция иметь многодетную семью. В нашей школе учатся ребята, которые воспитываются в многодетных семьях. Их у нас 7 семей.
- На нашем собрании присутствуют родители, которые воспитывают трёх или более детей. И мне бы хотелось задать им вопрос: «Какие на Ваш взгляд должны присутствовать в семье качества, чтобы в семейных отношениях отсутствовали проблемы?»
- Вывод: « Что можно взять из сказанных слов для выведения формулы родительской любви?»
1 цветок – любовь, 2 цветок– забота.
Практическая часть. Ролевая игра (социодрама) «Ребёнок-статуя»
- Что значит любить ребенка и заботиться о нем?
- Это значит, любить его просто по тому, что он есть, ведь, когда он родился, родители от него ничего не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется - это верно. Но бывает настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
- Давайте сейчас проведем эксперимент под названием «Ребенок – статуя» с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяется тон голоса и содержание слов, произносимых родителями. Для этого мне нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
Сценка «Ребёнок – статуя».
Родителю, вышедшему сыграть роль ребёнка, предлагаем выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем просим встать поддерживающего за спиной «ребёнка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
(Родители за каждым столиком получают фразы, которые они будут произносить во время игры: Перестань глазеть! Закрой быстро свои уши! Отстань! Быстро рот закрой! Убери руки! Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! Нечего реветь!)
Ты - моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
«Мама, а что там такое, посмотри!» - говоришь ты.
«Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть» - я тебе отвечаю.
1 шарфик – глаза
И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
«Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка?» «Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!»
2 шарфик – уши
Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
«Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Маша ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...»
«Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!»
3 шарфик – рот
Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:
«Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!»
4 шарфик – руки
Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:
«Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!»
5 шарфик – ноги
Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:
«Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь!»
(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать.
Я уже почти ору на нее: «Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала перестань реветь, ты слышишь меня!»
6 шарфик – живот
И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Я недовольна всем, что она делает.
В чём заключается моя проблема, как родителя. (я забыла о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем обязательно хорошо.)
- Скажи, что тебе хочется развязать. Мы все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
- А что теперь ты хочешь развязать? (Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.)
- Скажи пожалуйста, что ты чувствовала на протяжении всего действия?
- О чем думала?
- Каково тебе было, когда все вокруг начали приказывать ей?
- Скажи, а что тебе помогло вынести несправедливые слова матери?
- А какие чувства и мысли у вас возникали в момент нашей игры?
- Очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребёнку, у которого даже такой поддержки нет?»
- Спасибо большое за участие в игре, присаживайтесь на свои места.
(а РЕБЁНКА БЕРУ ЗА РУКУ) Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребёнку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей. Что же делать? Как себя вести? Что предпринять?
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
- При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте. Если это подросток и он уже не дает себя обнять, то можно посидеть рядом, подержав его за руку.
- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, 12 раз в день! И между прочим не только ребенку, но и взрослому.
- Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
- Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.
- Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях.
- Итак, какие цветы посадим в наш горшок после нашей игры.
3цветок– внимание, 4цветок– ласка.
- Семья это не большой коллектив и хорошо, когда в этой семье есть бабушки и дедушки, потому что на любом из них лежит двойной груз ответственности, и за 2, и за 3 поколение. Благодаря им молодое поколение учиться ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность и значимость семьи.
- У нас присутствуют представители старшего поколения и молодые родители. Давайте обратимся к старшему поколению: «Какие Вы можете дать советы молодым, чтобы мы смогли продолжить формулу любви к ребенку»,
5 цветок - мудрость, 6 цветок – терпение, 7 цветок - прощение.
- Сейчас существуют различные типы семей. Многие дети остаются без попечения родителей. Но и эти дети не остаются в стороне. Есть люди, которые не бывают безразличны к чужому горю, к детям, оставшимся без попечения родителей. Вы наверное поняли, что речь идет об опекунах и приемных семьях, таких у нас в школе 2. Это люди, способные творить добро, создавать чудо взаимопонимания, когда между двумя людьми, взрослым и маленьким, протягивается ниточка родства. По их мнению не может существовать родительская любовь без:
8 цветок – радость, 9 –сопереживание, 10 – взаимопонимание.
Подведение итогов. Памятка для родителей
- И так мы с вами посадили цветы, вывели слагаемые любви родителей к своему ребенку. Вот из чего состоит родительская любовь. (повторяет учитель)
- Мы попытались приблизиться к прекрасной цели – безусловной любви. Для каждого из вас я приготовила памятки формулы любви к своему ребенку, которая была выведена американским психологом Россом Кэмпбеллом. Пусть они помогут вам в общении с вашими детьми.
- Какой бы родитель не хотел бы сказать: «Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от плохого поведения»! Но увы, мы не можем сказать это искренне, положа руку на сердце, но мы должны доверяться себе и попытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. При этом должны постоянно напоминать себе, что:
1. Это обычный ребенок.
2. Он ведет себя, как все дети на свете
3. В детских выходках есть немало неприятного.
4. Если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить ребенка, несмотря на его проделки, он будет стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек
5. Если я люблю ребенка тогда, когда он только послушен и радует меня своим поведением, если я ему показываю любовь только в эти моменты, мой ребенок не будет чувствовать всегда, что его любят. Это в свою очередь сделает его неуверенным , снизит его самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелым.
6. Если я люблю ребенка безусловной любовью, он будет меня уважать, у него появятся чувства внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит ему, по мере того как он взрослеет, контролировать свою тревожность и – соответственно - поведение
7. Если я люблю ребенка только тогда, когда выполняет мои требования и соответствует моим желаниям, он будет чувствовать свою неполноценность. Ребенок будет считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям никогда не угодишь. Его будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.
8. Ради самого себя ( как родителя, беспокоящегося за своего ребенка) и ради блага моего сына (дочери) я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моего ребенка основано на этом фундаменте.
Рефлексия.
В заключении нашей работы, мне бы хотелось, что бы посовещавшись, выполнили задание. Сопоставить начало предложения со словом завершающим его. А теперь вместе отвечайте на мои вопросы.
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится (находить любовь в мире).
- И в заключении давайте исполним песню «Дорога добра», которая поможет нам в дальнейшем. (звучит музыка, исполняется песня, кл.руководитель дарит родителям шары)
- Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!
- Спасибо за работу! Всего Вам самого доброго и светлого!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
Здравствуйте!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Я рада встречи с Вами!
15