Направления и формы деятельности по формированию основ толерантного сознания учащихся, их родителей, педагогов.

Направления и формы деятельности по формированию основ толерантного сознания учащихся, их родителей, педагогов.
Ключникова С.В. Панина И.А. учителя начальных классов МБОУ гимназия №10 г.Воронеж

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк.)
Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери. (А. Сент-Экзюпери.)
Так что же такое «толерантность»? Какое значение имеет оно для людей , живущих в современном мире?
По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе». (1)
Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. Первые проявления нетерпимости - это те самые дразнилки, которыми начинают дразнить полного ребенка или ребенка в очках. Конечно, все начинается с семьи. И когда родители маленькому ребенку объясняют, что в первую очередь нужно посмотреть на себя, тогда то и начинают закладываться основы толерантности. Родители должны в играх контролировать поведение детей ведь самая безобидная дразнилка может перерасти в травлю.
Когда ребенок попадает в школу, то его часто окружают дети разных национальностей, культур. Здесь важно педагогам организовать такую воспитательную деятельность, чтобы отвлечь детей от негативного восприятия тех отличительных качеств, которые несут представители других этнических групп. Педагог в первую очередь сам должен быть примером «терпимости» с учениками. Он должен признавать права ребенка, проявлять уважение и доброжелательность к каждому ученику, исключить принуждение и насилие над его личностью.
Школа создает все условия для формирования толерантности. Она создает условия для включения ребенка в различные виды деятельности, где он получает опыт общения, опыт субъект-субъектного взаимодействия и осваивает новые нормы отношений.
Какие же направления и формы деятельности наиболее приемлемы для воспитания толерантности?
1.Социально – педагогическое направление. Дети всегда остаются детьми и лучшая форма это – ролевая игра. Только в игре можно легко привлечь школьников к какой-нибудь проблеме и разыграть пути возможного разрешения ее. Важно чтобы дети эмоционально переживали ситуацию, предложенную в игре, чтобы каждый участник проявил себя. Особую популярность среди педагогов и учеников приобрела игра «Голубоглазые и кареглазые» из сборника, изданного в Москве в 1995 г.
Следующая форма – это родительский лекторий о различных субкультурах, которых сейчас очень много и порой мы даже не задумываемся о значении их в нашей жизни.
Для родителей и педагогов рекомендуется пополнять знания с помощью литературы. Сейчас появились весьма интересные научно-публицистические работы (Асмолов А.Г., Бондырева С.К., Собкин В.С., Солдатова Г.У), ряд статей в периодической печати (Багреева Е.Г., Волков Г.Н., Глебкин В.В.), посвященные проблеме толерантности.
Часто учитель слышит фразы: «Пересадите меня, я не хочу сидеть с нимпотому что.». Ребенку трудно в тот момент объяснить, что тому с кем он не хочет сидеть обидно слышать все сказанное о нем. В нашей работе в таких ситуациях помогают тренинги. Известные игры «Снежный ком», «Комплимент», «Дрозд», и другие позволяют развивать толерантность в отношении с одноклассниками. Эти игры раскрепощают ребят, объединяют.
Культура межчеловеческих отношений предполагает доброжелательность отношений к окружающим, терпимость к их интересам, вкусам не зависимо от расы, национальности.
2. Гражданско-правовое направление. Одной из основных форм являются беседы.
Так, в целях формирования толерантного отношения к людям других национальностей и культур в МОУ гимназии №10 г. Воронеж была проведена встреча с представителем другого народа. Студент медицинской академии из далекой Африки (государство - Новая Гвинея), представил учащимся интереснейший материал о своей стране. О её культуре, национальных традициях, социально экономическом и политическом устройстве, о себе и своих увлечениях, а так же рассказал, почему приехал получать образование именно в Россию и как попал в наш город. Школьники, надо отметить, с большим интересом слушали рассказ нашего гостя и легко шли на контакт с ним. Беседа вместо запланированных 40 минут переросла в 1,5 часа и ребята ни хотели отпускать студента. В конце этого мероприятия, учащиеся сделали для себя определённый вывод, что, не смотря на различия в цвете кожи, языке, обычаях и традициях у них много общего и из каждой национальной культуры можно извлечь для себя, что -то полезное. Анализируя это мероприятие, стало понятно, что такие встречи должны проходить регулярно.
Помощь детскому дому, забота о ветеранах, концерты ко дню инвалидов, выступление со спектаклями в Областной детской больнице №2, встречи с интересными людьми. Все это развивает нравственные чувства, ответственность, взаимопонимание, сострадание, милосердие.
3. Научно-исследовательское направление. Одна из форм – анкетирование. Оно подходит не только для детей, но родителей, учителей. На основании его можно вовремя увидеть изменение в сознании и восприятии людей.
«Круглый стол». Здесь ставятся проблемные вопросы. Ребята в интересной форме узнают о понятии слова «толерантность», знакомятся с  притчами, делают самостоятельно  выводы о необходимости терпимости и уважения.
4. Художественно – эстетическое направление. Творческие формы очень нравятся детям. Они с удовольствием принимают участие в них. Организация конкурса, где дети показывают свои таланты и способности. Учащиеся в них приобретают способность восприятия себя, видят какие все разные и не похожие друг на друга.
В конкурсе рисунков, плакатов, листовок так же очень активно участвуют дети и родители.
Результатом работы должно стать понимание важнейших принципов толерантности в повседневной жизни, умение предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственным путем.
Дейл Карнеги – американский специалист в области человеческих взаимоотношений говорит: « Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство - и большинство глупцов, так и делают, но для того, что бы проявить внимание, и быть снисходительными, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того, что бы осуждать людей и проявлять к ним нетерпение постарайтесь их понять принять».










Список литературы:
Е.С. Смирнова. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 11-13















13PAGE \* MERGEFORMAT14115








15