Формирование экологического сознания средствами уроков биологии в ГКООУ РО санаторной школе – интернате г. Красного Сулина


Формирование экологического сознания средствами уроков биологии
в ГКООУ РО санаторной школе – интернате г. Красного Сулина
А.А. Мещерякова, учитель биологии
Земля - планета растений и животных не в меньшей степени, чем планета людей. И все, что мы делаем на Земле, затрагивает прямо или косвенно всю планетарную систему жизни. Систему, за счет которой мы существуем, неотъемлемой частью... и главным врагом которой являемся.
Биология наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременно условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни, как величайшей ценности. В связи с этим актуальное значение приобретает экологическое образование в целом, основная задача которого - формирование экологического сознания, воспитание нравственности у учащихся, определяющей его отношение к природе, частью которой он сам является.
На уроке биологии в 6 классе по теме "Виды корней, типы корневых систем", говоря о значении корня, можно предложить вниманию класса несколько строк их стихотворения В.Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основные значения корня как органа, осуществляющего минеральное питание растений, а также продолжить формирование у детей экологического мышления, бережного отношения к природе.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у воспитанников знаний по экологии человека, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественные влияния умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Знания по экологии человека в курсе биологии 9 класса включают в себе широкий круг понятий, которые можно сгруппировать в 5 блоков:
I - понятия о среде и экологических факторах;
II - понятия экологии организма человека (аутоэкологических);
III - популяционно-экологические понятия;
IV - биогеоценозные понятия;
V - социально-экологические понятия.
Такое распределение понятий содействует ориентации воспитанников на усвоение экологических знаний в соответствии с основными направлениями науки экологии, что способствует лучшему пониманию характера экологических явлений на разных уровнях организации природы и общества, а также позволяет показать школьникам направления развития экологических знаний.
Решать эти задачи можно по-разному. Можно провести в 9 классе серию обобщающих уроков, в ходе которых полученные знания будут уточняться, систематизироваться и обобщаться. Таких уроков в школьном курсе немного, их можно проводить в конце изучения отдельных учебных тем. Рассмотрим один пример.
Тема: "Здоровье человека и окружающая среда".
Задачи урока:
- познакомить учащихся с задачами, стоящими перед экологией человека, с современными экологическими проблемами, связанными с ухудшением здоровья людей;
- выявить зависимость между состоянием окружающей среды и уровнем здоровья человека;
- установить связь между понятиями "охрана окружающей среды" и "охрана здоровья".
Оборудование: картина с изображением различных природных ландшафтов и различных климатических зон.
Ход урока.
Урок начинается с раскрытия вопроса о связи человека со средой обитания. При этом человек рассматривается с позиции его двойной сущности: как представитель живых организмов и как социальная личность. Отмечается, что человек, как и любой другой биологический вид, испытывает на себе воздействие всех природных факторов среды. Одновременно с этим, в отличие от животных, он своей практической деятельностью изменяет среду, создавая искусственные условия.
На этом этапе урока вводятся понятия: "среда обитания человека как совокупность всех условий живой и неживой природы"; "природная среда", "социальная среда". При раскрытии содержания последнего понятия на конкретных примерах показывается, что материальные и культурные ценности, создаваемые людьми, имеют большое значение для их жизни и здоровья, материального и духовного благополучия.
Затем в ходе беседы выясняется роль человека в природе как мощного экологического фактора, изменяющего облик планеты. Подчеркивается, что проблема взаимодействия человека с окружающей средой относится к важнейшим проблемам современности. Ее изучением занимается экология человека - наука, рассматривающая закономерности взаимодействия людей с окружающей средой. Здесь же воспитанники знакомятся с проблемой ухудшения здоровья людей, связанного с изменением качества окружающей среды.
Вводится понятие "здоровье человека" как процесс сохранения и развития физической работоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни. Уместно отметить, что сохранению и улучшению здоровья каждого отдельного человека и населения в целом служит здравоохранение, включающее в себя комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение здоровья людей.
При выявлении основных причин ухудшения здоровья людей, учитель отмечает, что многие аллергические, онкологические и лучевые болезни являются следствие загрязнения окружающей среды. Можно дать следующее определение этому понятию: загрязнение окружающей среды - это не только внесение чужеродных веществ, но и всякое нежелательное изменение физических, химических и биологических свойств окружающей среды.
На этом этапе урока можно познакомить учеников и с видами загрязнения окружающей среды: химическим, радиоактивным, электромагнитным, пылевым, вирусным, шумовым; на конкретных примерах раскрыть опасность каждого из них для здоровья людей. Так, шум ухудшает самочувствие, настроение, снижает работоспособность человека, непосредственно сказывается на его поведении в коллективе и семье, действует на психическое состояние людей.
В последние годы наблюдается усиление бактериального и вирусного загрязнения среды. Появлению новых форм болезнетворных бактерий и вирусов способствует химическое загрязнение среды обитания человека. Вирусное загрязнение - причина возникновения новых, неизвестных ранее болезней. Электромагнитные поля также влияют на рост и функции организма человека.
В конце урока, в ходе беседы проводится закрепление знаний, дома воспитанникам рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой по данной теме выполнить задание для самостоятельной работы, подготовить презентацию по теме.
Задания для закрепления знаний.
1.Что включает в себя понятие "Загрязнение окружающей среды"?
2.Назовите основные источники химического загрязнения среды.
3.Назовите возможные причины радиоактивного загрязнения окружающей среды. Каковы последствия Чернобыльской катастрофы для здоровья людей?
4.Объясните смысл выражений "В конце концов, жизнь - это лишь отношение между организмом и внешней средой" (К.Бернар);
"Здоровое тело - продукт здравого рассудка" (Б.Шоу).
5.Как связаны между собой понятия "здоровье человека, "продолжительность жизни человека", "работоспособность человека"?
Задания для самостоятельной работы.
1. Предложите меры защиты человека (индивидуальные и коллективные) от шумового воздействия, от химического загрязнения воздуха, воды, почвы.
2. Предложите систему мер, направленных на охрану воздуха, воды, почвы.
Биологические задачи экологического содержания.
Усвоение экологических знаний воспитанниками происходит более активно, если учитель использует разнообразные методы изложения и закрепления материала, в том числе и задачи экологического содержания.
В процессе их решения школьники учатся понимать взаимосвязи живых организмов и окружающей среды, объяснять явления природы с позиции целостности биологических систем, устанавливать связи между их компонентами, также объяснить результаты длительности человека в природе.
Любая учебная задача - это задание, состоящее из условия и вопроса. В поисках ответа могут понадобиться дополнительные сведения о данном живом организме, сообществе, явлении, среде обитания. Такие задачи способствуют развитию экологических понятий, активизируют учебно-познавательную деятельность, создают условия для формирования логического мышления у школьников.
Приведу примеры некоторых задач.
Задачи, разевающие понятия о среде и ее факторах (рассматривается влияние среды и ее факторов на живые организмы).
Задача 1. .Почему бабочки березовой пяденицы, имевшие в большинстве своем белые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели
темную окраску? Объясните, почему это произошло?
Ответ : это результат промышленного меланизма, вызвавшего загрязнение среды в связи с широким использованием каменного угля. Продукт его неполного сгорания - сажа - оседала на стволах берез, где обитают пяденицы (влияние абиотического экологического фактора). В результате в процессе естественного отбора выживали преимущественно особи с темными крыльями.
Задачи, развивающие понятия об экологии отдельных организмов (рассматриваются видовые и групповые экологические особенности, приспособительные реакции организмов).
Задача 2. Стеклянный сом - это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же?
Ответ: для стеклянного сома яркий солнечный свет становится средством защиты, благодаря прозрачности его тела. Задачи, развивающие популяционно-экологические понятия (рассматривают динамику колебания численности видов, а также взаимоотношения между популяциями разных видов).
Задача 3. С целью выяснения способа регуляции роста численности популяции проделали следующий опыт. В два одинаковых по объему аквариума поместили разное количество головастиков. В первом аквариуме, где головастиков насчитывалось в два раза больше, они росли медленнее. Из первого сосуда немного воды перелили во второй, не меняя в нем количество головастиков. В результате их рост и развитие, ранее интенсивные, явно замедлились. Сделайте вывод по этому опыту.
Ответ. Особи переуплотненной популяции головастиков в первом аквариуме выделили в воду особые вещества, замедляющие рост и развитие особей внутри популяции.
Задача 4. Рыба гольян - настоящий каннибал. Взрослые особи иногда пожирают свое потомство. В чем биологический смысл этого явления?
Ответ: это некий механизм, регулирующий численность популяции. Задачи, развивающие биогеоценотические понятия (рассматривают взаимоотношения сообществ живых организмов, влияние на сообщества экологических факторов).
Задача 5. Летучие мыши не реагируют на свет, однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. объясните причину такого поведения животных.
Ответ: свет лампы привлекает ночных бабочек и других насекомых, которыми питаются летучие мыши.
Задача 6. Среди паразитов человека известна трипаносома, относящаяся к классу жгутиконосцев и являющаяся возбудителем опасной болезни - сонной лихорадки. Объясните, почему это заболевание встречается в основном в Африке?
Ответ: переносчиком трипаносомы является кровососущая муха цеце, широко распространенная в Африке.
К задачам, предлагаемым здесь, даны краткие лаконичные ответы, однако решение приходит в результате творческого поиска, логического рассуждения, предложения разных вариантов ответа. Этот процесс и есть самый ценный момент в обучении. В результате такой работы наблюдаются постепенный рост познавательной активности воспитанников, развитие у них творческой самостоятельности, что в целом улучшает качество экологических знаний.
Формирование у воспитанников представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя искать новые подходы в работе. Решение данных вопросов направлено на ликвидацию разрыва, между тем, что дети слышат о необходимости сохранять, беречь природу и тем, что делают. Воспитанники хорошо знают законы, терминологию, (это подтверждается успеваемостью в работе), но по отношению к природе остаются потребителями.
Всем понятно, что без знаний закономерностей развития природы невозможно выработать экологический стиль мышления, заложить основы экологической культуры, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности. На биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни, профилактические нормы позволяющие сохранить свое здоровье. То есть, биология как учебный предмет, обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры.
Как сделать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно признавалась воспитанниками, а не навязывалась учителем, все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы.
Формированию экологического сознания способствуют разнообразные формы, методы, приемы, средства в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности:
урок-дискуссия: активно воздействует на взгляды и отношение
воспитанников к обсуждаемым проблемам, на котором воспитанники показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым воспитанники предварительно осмысливали эти вопросы в сочинении на эту же тему;
урок-лекция: используется преимущественно в старших
классах, например, по теме «Абиотические факторы среды», «Биосфера - глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий воспитанников удивиться и задуматься;
урок-семинар: включает в себя результаты поисковой
деятельности воспитанников, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» можно провести урок- семинар «Дыхание и современный город». При подготовке к семинару, дать исследовательские задания малым группам: одни - изучают грузопоток машин на автомагистрали микрорайона школы, другая группа изучает влияние современных бытовых средств на дыхательную систему человека, третья - проводит эксперимент по влиянию фитонцидов комнатных растений на развитие бактерий, четвертая группа проводит социологический опрос на тему «Курение - большое ли это зло?». А все вместе, на семинаре после обсуждения составляют рекомендации по профилактике заболеваний дыхательной системы и принимают решение посадить деревья на территории школы для улучшения атмосферы, выпустить газету «Курить - это не современно!»;
драматизированный урок: воспитанники играют
роли имитируют форму общения взрослых - «журналиста», «фотокорреспондента», «историка», «эколога» и так далее. Сценарии таких уроков довольно часто публикуют в журналах «Биология в школе», я же использовала такой урок в 6 классе на тему «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир».
урок-конференция: воспитанники показывают
результат своей работы с дополнительной литературой, с использованием сети Интернет по актуальным вопросам;
урок-экскурсия: в природное сообщество всегда
оставляет неизгладимый след в душе ребенка, проходит через эмоции, чувства. Девиз таких уроков: "Увидел! Удивился! Восхитился! Полюбил!";
исследовательский урок: воспитанники, после экскурсий,
обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, а и исследовательской работы;
интегрированный урок: очень подходит для экологически
направленных уроков, так как каждая дисциплина дополняет материал, рассматриваемой проблемы.
проблемный урок: выдвигается возникшая проблема, например,
в 8 классе в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика», я даю ученикам прослушать магнитофонную запись, на которой школьник на приеме у врача жалуется на проблемы здоровья, перечисляет симптомы, рассказывает о своем рационе и режиме питании. Ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».
Есть замечательная книга Джозефа Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми». Эта книга о том, как использовать природу для организации радостного познания и интересной деятельности для нас самих, для наших детей и их друзей. Здесь описаны игры, которые создают спокойное, созерцательное настроение. Некоторые игры помогают нам изучить механизмы природных процессов. Другие игры настраивают наши чувства на восприятие особых качеств ПРИРОДЫ - ее миролюбия и красоты, ее энергии и величия, ее таинственности и способности удивлять. Мы общаемся с природными объектами непосредственно - трогаем, нюхаем, пробуем на вкус, смотрим и слушаем. В этой книге даны советы, о том, как стать хорошим учителем:
1. Меньше учите, больше делитесь.
2. Будьте открытыми к восприятию.
3. Сразу же сосредоточьте внимание ребенка.
4. Сначала наблюдайте, говорите потом.
5. Познание природы должно быть пронизано радостью. Итак, в этом путешествии мы играли. Игры помогают привить детям вкус к приключениям и научиться чувствовать окружающую среду. Что же дают ребятам занятия по экологии?
1. Вызывают у детей интерес к изучению местного природного окружения, помогают приобрести умения самим находить ответы на возникающие вопросы.
2. Развивают у детей и взрослых экологическое сознание.
3. Воспитывают у ребят новые ценностные ориентации, стимулирующие уважительное отношение к природе и экологически ответственное поведение.