Статья Формирование у младших школьников основ культуры здорового и безопасного образа жизни на занятиях кружка «Полезные привычки»

Формирование у младших школьников основ культуры здорового и безопасного образа жизни на занятиях кружка «Полезные привычки»
Формирование здорового психолого-педагогического пространства в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. Федеральным государственным образовательным стандартом определена программа экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит взаимоотношения родителей с ребенком, окружающая школьная среда, конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время, и т.д. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством школьника. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Но сформировать у ребенка 7-10 лет мотивы ЗОЖ лозунгами «Надо беречь здоровье», «Это вредно», «Это опасно для здоровья» - невозможно. Традиционные формы и методы в этом плане малоэффективны, более того однообразная учебная работа может являться источником отрицательного воздействия на здоровье ребенка.
Поэтому выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач школьного образования в соответствии с ФГОС НОО обуславливает необходимость соответствующих исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья школьников, его формированию и развитию.
Чтобы выяснить, насколько рассматривается вопрос о здоровье, его охране, ведется ли работа по формированию знаний, умений в области ЗОЖ, было проведено наблюдение за работой учителя. Установлено, что учитель использует традиционные подходы к изучению раздела «Мы и наше здоровье» не в полной мере затрагивая вопросы, связанные со здоровым образом жизни и профилактикой вредных привычек. Среди учителей начальных классов было проведено анкетирование, в котором участвовали 4 учителя, и каждый отметил, что целенаправленная работа по формированию здорового и безопасного образа жизни у младших школьников практически не проводилась. Выявлено, что тематические родительские собрания не проводились, не было и общешкольных мероприятий по профилактике вредных привычек для младшеклассников. В школьной библиотеке литература, отражающая профилактику вредных привычек устаревшая, а мультимедийных средств по данной тематике и вовсе нет.
Нами было также проведено тестирование среди детей и родителей, чтобы выявить знания и умения здорового образа жизни и оценить осознанность отношения детей и родителей к здоровью и вредным привычкам. Выяснилось, что понятие «здоровье», «режим дня», и «здоровый образ жизни», а также практические умения здорового образа жизни у родителей и детей сформированы не достаточно, здоровье не встало на первое место в иерархии потребностей. Таким образом, пилотное исследование позволило сделать вывод о том, что «культура здоровья», знания и умения о здоровом образе жизни у детей сформированы недостаточно, практические умения не отработаны. Поэтому появилась необходимость разработки методических рекомендаций и системы внеклассных занятий по преодолению трудностей, имеющихся у учителя и учащихся в процессе профилактики вредных привычек и формированию здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.
Для формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни была разработана система занятий кружка «Полезные привычки». Его цель – овладение знаниями о правильном образе жизни младших школьников, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Достаточно успешно были проведены занятия по темам: «Вредные советы», «Учусь сопротивляться давлению», «Я умею выбирать». В ходе занятий младшие школьники учились решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение. Для родителей была разработана и частично реализована программа лекций, цель которой - просвещение родителей в области здоровья и приобщение к культуре ЗОЖ.
Систему работы мы апробировали на практике в 3 классе. Для проверки эффективности проделанной работы провели повторное тестирование учащихся. Анализ показал, что уровень знаний о профилактике вредных привычек и уровень сформированности здорового и безопасного образа жизни у учащихся значительно вырос. Таким образом использование системы знаний в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников дает высокий конечный результат:
повышается уровень знаний о своем здоровье;
усиливаются мотивы к ведению здорового образа жизни;
создается здоровьесберегающая среда обучения, в которой школьники могут заниматься активной образовательной деятельностью;
происходит успешное становление личности.


Учитель начальных классов филиала МАОУ СОШ№96
Чехлань Елена Валерьевна


15