Статья на тему Коррекционно-развивающие игры, направленные на формирование умственных действий систематизации и классификации в старшем дошкольном возрасте

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Лебедева И.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 29» (г. Орел)

Проблема интеллектуального развития ребенка неизменно остается в центре внимания психологов, педагогов и родителей. При этом основной акцент делается на формирование у детей способов познания.
В настоящее время, в отечественной психолого-педагогической науке определены пути развития познавательной деятельности дошкольника.
За основу построения работы в данном направлении берутся положения Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, П.Я. Гальперина, о том, что интеллектуальная деятельность ребенка формируется сначала в плане практического действия с предметами, опираясь на процессы чувственного познания. Постепенно, благодаря включению речи в практическое действие, накоплению ребенком знаний, усвоению им основных эталонов, внешнее действие переходит во внутренний план.
Таким образом, постепенно, у ребенка формируются умственные действия анализа, синтеза, классификации, сравнения, установления причинно-следственных связей и отношений.
На практике мы руководствуемся теоретическими обоснованиями этапов формирования умственных действий, которые включают в себя: мотивационный; ориентировочный; выполнение действия в материальной форме; внешнеречевое действие; собственно умственное действие.
Однако вопрос о способах и технологиях формирования системы умственных действий у детей дошкольного возраста остается еще не до конца решенным. Нам, практикам, подчас, не хватает инструментария, который бы мы использовали в своей работе для формирования умственных действий у ребенка. Этим продиктована необходимость разработки новых технологий.
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемами в развитии действий логического мышления. По результатам первичной диагностики, в старшей группе детского сада 40% детей имеют низкий уровень сформированности действий логического мышления.
Этим продиктован активный поиск нами технологий формирования умственных действий сравнения, сериации и классификации.
Перед нами, прежде всего, встала задача научить детей относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, обобщать, систематизировать.
Достижение этой задачи - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Наряду с общеизвестными технологиями нами были разработаны несколько собственных игр и упражнений, предназначенных для детей старшей группы детского сада, с которыми мы и хотим вас познакомить.
Мы знаем, что дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова). Именно поэтому наши игры предусматривают использование картинного материала.
В основе умения классифицировать лежит сравнение объектов по какому-либо признаку. Для этого мы используем разработанную нами, игру «Дружные картинки» (Приложение 1), в которой дети составляют дружные пары по определенным признакам (цвету, величине, форме и т.д.). Пары могут создаваться как по сходному признаку (рис.1), так и по противоположному (рис.3); кроме того они могут объединяться по функциональному назначению (рис.2);
Следующий этап - группировка объектов по одному признаку, который одновременно является обобщающим. Упражнение «Дружные соседи» (Приложение 2), помогает детям осуществлять поиск объединяющего признака между соседями одного этажа. У картинок – жителей двух разных домов дети ищут противоположные признаки.
Таким образом, мы упражняем детей в отнесении предметов к определенной группе по объединяющему их существенному признаку и в подведении их на этом основании под конкретное понятие.
В ходе «расселения дружных соседей» мы формируем умение доказывать правильность произведенной классификации на основе знания существенных признаков объектов. Относя предмет к определенной группе, ребенок обязательно объясняет, какие из признаков подсказали выбор, и почему к данной группе нельзя присоединить тот или иной объект. Наша задача помочь ребенку осознать, что главное в каждом объекте – его назначение.
Очень интересна по своей многозадачной значимости игра «Загадочные адреса» (Приложение 3). В ее основе лежит предметно-схематическая модель классификации, которую дети выстраивают в итоге с помощью взрослого.
А мы знаем, что обучение моделированию и схематизации помогает в дальнейшем ребенку ориентироваться в знаково-символической системе, развивает способность мыслить изобретательно и продуктивно. Ребенок учится фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства.
Кроме того, в ходе этой игры дети знакомятся с тем, что все обобщенные понятия составлены из групп, в каждую из которых входят предметы, имеющие общий признак. Анализируя строение объектов, их назначение, мы знакомим детей с разновидностями мебели, одежды, посуды и т.д., делая акцент в каждой группе объектов на их общем признаке.
Например, в понятии «одежда» можно выделить несколько признаков, по которым производится классификация: сезонность, одежда для детей и взрослых, спортивная, верхняя и т.д. Мебель может быть подразделена на подгруппы по мягкости – твердости, назначению и т.д. Важно, чтобы дети поняли, какой общий признак, объединяет эти предметы в одну группу.
В схеме, составленной детьми, намерено совершается ошибка, для того, чтобы они нашли ее и исправили. Таким образом, дети учатся рассуждать, строить умозаключения, предположения, делать выводы, создавая основу для самостоятельного выполнения ими действий классификации.
Для игры потребуется наборное полотно (таблица 5х5) и карточки, которые необходимо будет раскладывать на наборное полотно. Наборное полотно может быть в виде дома, шкафа и др., в зависимости от темы классификации. По краям таблицы (сверху и слева) находятся адреса (рис.1) – это какие-либо геометрические фигуры (в разных темах используются разные фигуры и разные цвета). Сверху эти фигуры изменяются в размере. Слева они изменяются по цвету. Могут присутствовать и другие признаки, по которым будет идти систематизация. Остальные карточки двухсторонние (рис.2). С одной стороны картинка (в зависимости от темы игры), с другой стороны геометрическая фигура (адрес). Каждая карточка имеет свое место на наборном полотне, в зависимости от адреса. У педагога должен быть увеличенный комплект карточек и наборного полотна для демонстрации.
Игра проходит в несколько этапов:
Этап 1. Рассматриваем адреса в таблице и разбираем то, что на ней изображено.
«Вы знаете, что такое адрес? У каждого из вас есть адрес. Назовите его. Зачем нам надо знать адрес? Где его пишут? Из чего состоит адрес (улица и дом)?
В нашей игре есть много картинок, у каждой из них тоже есть свой адрес. Он нарисован с обратной стороны карточки. В нашей таблице есть разноцветные улицы (показывает адреса слева) и на каждой улице есть 4 домика разной величины (показывает адреса сверху)».
Этап 2. Распределяем карточки в соответствии с их «адресом», фиксируя внимание на порядке систематизации геометрических фигур.
«Давайте найдем домик для каждой карточки. Дети совместно с педагогом раскладывают карточки адресами вверх (рис 3 а).»
Этап 3. Как только карточки разложены, проверяется правильность выполнения задания, а затем карточки с картинками переворачиваются картинкой вверх (рис. 3 б).
Этап 4. Рассмотрев все картинки, дети определяют, по какому признаку они собраны в данной таблице.
Этап 5.
Затем идет работа с картинками по типу игры «Четвертый лишний». Дети рассматривают каждый ряд и ищут ошибку, исправляя ее.
Таким образом, используя эту игру, дети пользуются разными умственными действиями: действиями анализа и синтеза, сравнения, знакомятся с закономерностями. Кроме того, происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения между объектами.
Выбранная нами стратегия и конкретные ее способы формирования умственных действий у детей по данным контрольной диагностики оказалась весьма результативной – практически все дети вышли на средний уровень развития действий классификации и систематизации.
Приложение 1

Рис. 1 Рис.2




Рис.3







Приложение 2 Приложение 3












Литература:
Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: М., 1986
Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
Густомясова А.Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника. – Начальная школа плюс До и после , 2004, №4, с. 27-31
4. Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников. – Велики Новгород, 2000
15