Методические рекомендации к уроку литературного чтения и конспект урока по работе с картиной Леонардо да Винчи Джоконда


Методические рекомендации к уроку литературного чтения
по работе с картиной
Салохидинова Е.Г.,
учитель начальных классов школы №266
Работа с картиной как средство обучения известна с 19 века. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы. Репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием. Работа с картиной может иметь место на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, уроках изобразительного искусства.
Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого определения главного и второстепенного. Изобразительные средства стимулируют речь ученика.
На таких уроках ученик знакомится с типом речи «описание», в момент описания картины развивается монологическая речь учащихся. На уроках картины используются для решения разных задач, они могут быть:
источником новых знаний;
материалом для обобщений;
иллюстрацией рассказа учителя или ученика;
средством мотивации.
Достоинства картин – их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствием несущественных деталей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся, направлять его на существенное, главное. В педагогическом плане существенно то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Работа с картиной является базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.
Именно при этом виде работы очень эффективна критериальная оценка и самооценка учащегося. Дети самостоятельны в суждениях, критичны по отношению к содержанию и результатам своей деятельности, в подборе критериев. Здесь создаётся атмосфера психологического комфорта и поддержки. Учитель акцентирует внимание на результатах собственной работы ученика, стремится поощрять даже небольшое продвижение в учении как слабого, так и сильного ученика, который не боится высказывать своё мнение, активно участвует в обсуждении, не остаётся равнодушным, отвечает на вопросы и сам их задаёт, умеет поддержать и продолжить мысль собеседника, умеет слушать другого, что очень важно в наше время.Урок знакомства с типом речи «описание»
Салохидинова Е.Г.,
учитель начальных классов школы №266
Цели урока:
1. Развивать способность точного употребления слов в устной речи при описании произведения живописи.
2. Учить «слышать» картину.
3. Узнать о истории жизни Леонардо да Винчи и создании картины «Джоконда».
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитывать творческую активность, восприятие произведений искусства.
Оборудование урока:
автопортрет Леонардо да Винчи;
репродукция картины Джоконда;
фрагменты картины;
музыкальное произведение Баха – Токката Фуга де минор;
карточки для работы с синонимами;
карточки трех цветов (красного, синего и зеленого) для самооценки;
видео презентация.
Ход урока.
Вопросы учителя с предполагаемыми ответами детей. 1 слайд
-Рассмотрите портрет.
-Как вы думаете, кем может быть этот человек?
Дети: писатель, поэт, ученый, философ, художник
-Что вы увидели в портрете такого, что вам подсказало, что это ученый?
Дети: серьезное лицо, умные глаза, морщины на лбу…
-Постарайтесь увидеть в портрете то, что расскажет вам о характере этого человека.
Дети: мыслитель, исследователь, грустный взгляд и уголки губ направлены вниз
-Прочитайте подпись под портретом.
Дети: автопортрет
-Сделайте вывод, кто изображен?
Дети: художник
-Почему в такой необычной технике выполнил мастер свой портрет?
Дети: других материалов не было, торопился, он был не такой как все
- Итак, о чем же может нам рассказать портрет?
Дети: о внешности, возрасте, характере, переживаниях человека
- Вы правильно определили, что это художник. Зовут его Леонардо да Винчи.
У вас было предположение, что он отличался от большинства людей. Хотите узнать об этом человеке больше? Действительно, Леонардо был уникальным человеком:
он одинаково владел левой и правой руками;
был военным инженером, архитектором, специалистом по гидротехническим работам, увлекался химией, биологией, анатомией, астрономией;
первым объяснил почему небо гол убое, а луна такая яркая. Об этом он написал в книге о живописи;
виртуозно играл на лире;
в рукописях были оставлены проекты ткацкого станка, танка. парашюта, подводной лодки, летающих машин.
- Теперь вы услышали подтверждения вашим предположениям. Это портрет писателя, художника, ученого, великого человека. В энциклопедии Мудрости есть слова Леонардо да Винчи. 2 слайд.
- Живопись - это поэзия, которую видят. а поэзия- это живопись, которую слышат.
- Прежде, чем мы продолжим работу с самой загадочной картиной, определим критерии для самооценки. В конце урока вам нужно будет оценить свою работу. Какие есть предложения?
внимательно слушать ответы одноклассников;
стараться увидеть на картине то, что другие не видят;
активно работать;
говорить грамотно и внятно;
«услышать» картину - (предложил учитель)
-Как вы думаете, выполнить какой критерий будет трудно?
Дети: последний.
- Вот над ним мы с вами и будем работать. Чтобы вы не повторялись в своих ответах со словом «картина», подберите синонимы к нему и запишите их в карточки ( картина - полотно, шедевр, произведение искусства )
-Каким словом можно заменить «художник»? (художник – автор полотна, мастер, живописец)
- Картина пишется красками, а не рисуется, поэтому надо говорить, что художник написал картину. Как можно заменить слово « написал»? (написал – изобразил, создал, представил )- Что такое живопись?
Дети: Вид изобразительного искусства.
- Какую известную картину этого мастера вы знаете?
Дети: «Мона Лиза», «Джоконда». 3 слайд.
Работа над картиной Джоконда.
- Кто эта женщина?
- Она жила около пятисот лет назад в Италии. Ее имя Лиза, но ее называют Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Еще ее называют Джоконда, потому что ее итальянская фамилия – дель Джокондо.
- Кто написал этот портрет?
- Этот портрет написал Леонардо да Винчи. В те времена он уже был знаменит и жил в том же городе, что и она,- во Флоренции.
- Много ли разных красок использовал мастер?
- Верно. Леонардо да Винчи не любил яркие краски и разнообразные цвета. Он предпочитал мягкие оттенки, приятные для глаза. Ему хотелось, чтобы взгляд зрителя плавно скользил по картине.
- Почему картина такая темная?
- Безусловно, в момент создания она была гораздо светлее и потемнела от времени. Живопись темнеет и трескается. Слой лака на картине «состарился» и приобрел коричневатый оттенок.
- Кажется, что у дамы нет волос.
- Волосы, конечно, есть – они видны выше, под прозрачной накидкой. Просто по моде того времени женщины выщипывали часть волос надо лбом, чтобы больше открыть лицо.
- Почему художник нарисовал ее портрет?
- Этого мы не знаем, но супруг Моны Лизы заказал ее портрет, вероятно внешность такого вида считалось привлекательной. Он гордился ее красотой (жены) и хотел увековечить ее на портрете.
- Почему говорят, что Джоконда очень красивая?
- Возможно, многим она действительно нравится. Возможно, люди воспринимают как одно целое картину и женщину. Во всем мире известна картина, а не женщина.
- Почему эта картина так знаменита?
- Потому что художнику впервые удалось создать и внушить зрителю ощущение живой жизни. 4 слайд.
- Что находится на заднем плане?
- Мона Лиза сидит сейчас на лоджии, повернувшись к нам лицом, как будто мы сейчас в доме вместе с художником. За ее спиной пейзаж.
- Почему на картине Леонардо все какое-то нечеткое?
- Мы и в жизни не видим все одинаково четко, особенно то, что от нас далеко. Живописец это хорошо понимал и намеренно не прорисовывал контуры. Формы не имеют четких границ, мы их скорее домысливаем , чем видим: они словно теряются в тумане. Такая живописная техника называется сфумато ( что значит «улетучиваться» ). 5 слайд.
- О чем вам рассказали руки?
- Руки играют в портрете особую роль. Мона Лиза выглядит умиротворенной и безмятежной. Это подтверждают ее спокойно сложенные руки. 6 слайд.
-Имела ли успех картина при жизни Леонардо да Винчи?
- Да, она имела огромный успех. В ней все было ново: пирамидальная композиция, идея изобразить героиню в естественной обстановке, связь портрета с пейзажем, нюансы освещения, ощущения остановившегося мгновения в полуулыбке Моны Лизы. Эта женщина, как будто, ничем непримечательная, представляет весь род человеческий: увиденная в доли секунды – и запечатленная навеки, освещенная скользящим лучом света – окутанная тенью, которая хранит ее тайну.
- Как вы думаете, получил ли картину заказчик?
- Нет. Леонардо оставил ее себе. Этот портрет стал важной вехой в жизни живописца, больше, чем просто портрет, в нем воплотилась мысль Леонардо да Винчи.
-Какой самый трудный критерий был определен для работы на этом уроке?
-«услышать» картину
- Удалось ли нам это сделать?
- Оцените каждый сам свою работу.
- Если – очень хорошо, то поднимите карточку красного цвета.
- Если – хорошо, то карточку синего цвета.
- Если - еще нужно постараться, то зеленого.
Подводим итоги.
Домашнее задание:
Составить рассказ о картине по примерному плану:
Художник Леонардо да Винчи.
Описание картины.
Впечатление о картине.
Урок окончен.