Конспект урока по предмету Мировая художественная культура(10 класс) на тему «Новые принципы построения композиций и портретов, разработанные Леонардо да Винчи»
Урок по предмету «Мировая Художественная Культура»
Тема: «Новые принципы построения композиций и портретов, разработанные Леонардо да Винчи»
Цель:
1. Познакомить учащихся с творчеством гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
2. Повторить ранее изученные теоретические понятия: портрет, живопись, станковая живопись, монументальная живопись.
3. Познакомить учащихся с новыми принципами построения композиций и портретов, разработанных Леонардо да Винчи
Опережающее домашнее задание по подгруппам:
1 подгруппа – краткий рассказ – знакомство с картиной «Мадонна Лита»
2 подгруппа – краткий рассказ – знакомство с картиной «Мадонна в гроте»
3 подгруппа – краткий рассказ – знакомство с картиной «Тайная вечеря»
4 подгруппа – краткий рассказ – знакомство с картиной «Мона Лиза» («Джоконда»)
Ранее изученные теоретические понятия:
портрет,
живопись,
станковая живопись,
монументальная живопись.
Новые теоретические понятия:
светотень
пирамидальное построение
воздушная перспектива
линейная перспектива
поясной портрет
психологический портрет
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока, подготовка к восприятию основного материала.
Повторение ранее изученных теоретических понятий: портрет, живопись, станковая живопись, монументальная живопись.
Портрет – изображение человека или группы людей. Существуют три вида портрета:
графический скульптурный живописный.
Живопись- вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность (стену, холст, бумагу или дерево). Образы живописи очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя. Ей доступно воспроизведение на плоскости объема предметов.
В период раннего Средневековья основным видом живописи стало украшение рукописей.
В Византийской империи и в России сложилась традиция иконописи на деревянных досках.
В Италии в конце Средневековья началось интенсивное развитие фресковой живописи и живописи на досках.
К XVI в. вместо деревянных досок почти повсеместно стали использовать холсты.
В зависимости от материальной основы (несущей плоскости), на которую наносится изображение, живопись подразделяется на две разновидности - станковую и монументальную.
В станковой живописи (картине) такой основой служат холст, деревянная доска, лист картона или металла и т. п., позволяющие свободно перемещать произведения, развешивать их на стенах, экспонировать на выставках, формировать коллекции.
Основой монументальной живописи являются стабильные архитектурные элементы зданий (стена, свод, опора) или специальная конструкция. Этот вид живописи предназначен для интерьеров, фасадов, открытого городского пространства, внешней среды.
Слово учителя о художнике.
В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился самый многогранный гений Возрождения – Леонардо.
Он был незаконно рожденным сыном молодой крестьянки, достоверное имя которой не известно. Отец Леонардо, Пьеро да Винчи был нотариусом, и считался состоятельным горожанином, носящим титул «сеньор».
О том, как проходило детство Леонардо да Винчи, не известно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, всевозможными наблюдениями за полетом птиц, за игрой солнечного света и тени, за движением воды.
Его образование: чтение, письмо, начала математики, латынь. Его почерк удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. Наиболее логичное объяснение его почерка: он был левша, и для него было просто удобнее так писать.
Когда Леонардо исполнилось пятнадцать лет, отец разрешил ему стать учеником в мастерской художника.
Так Леонардо стал подмастерьем у Андреа дель Верроккио, одного из самых знаменитых художников Италии. Подмастерьем Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.. Записные книжки Леонардо, которые он всегда носил с собой, испещрены зарисовками лиц и фигур, растений и животных, литературными записями, философскими научными выводами, чертежами , формулами, набросками технического характера. Леонардо работал медленно, постоянно экспериментируя. К тому же научные интересы часто отвлекали его от занятий живописью. Леонардо занимался и техническими изобретениями, в частности, конструированием летательного аппарата. В окрестностях Флоренции существует место, где якобы Леонардо испытывал свой аппарат
Первая живописная работа – фигура коленопреклоненного ангела, исполненная двадцатилетним Леонардо в картине его учителя Верроккио «Крещение» (1472 г. ). Рассказывали, что Верроккио был так поражен мастерством своего ученика, что навсегда оставил кисть и работал в дальнейшем только как скульптор.
Подготовленный рассказ детей о картинах Леонардо да Винчи, сопровождаемый презентацией.
Рассказ детей по картине Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Лите»)
«Мадонна Лите» создана художником в1480 г. Это тип собирательный, обобщенный, в котором физическая красота сочетается с духовным совершенством. Взяв тему, весьма распространенную в искусстве своего времени, художник от традиционной трактовки образа мадонны, которую изображали величавой, грустной или задумчивой, создал образ жизнерадостный, исполненный чисто земной прелести
Мадонна придерживает на руках упругое здоровое тело младенца, который несколько откинул в сторону головку. Пушистые, курчавые волосики рыжеватого цвета, придают его голове живую теплоту. Одна его ручка, с растопыренными пальцами, лежит на груди матери, в другой ручке он зажал щегленка. Сама Мадонна, с легкою улыбкою, с бледностью матового лица, с гладко расчесанными рыжеватыми блестящими волосами под изящным головным убором черного цвета с золотом, смотрит опущенными глазами на младенца. В лице благородство и спокойствие, озаряемое сдержанною улыбкою.
Краски и голубые тона чудесного пейзажа, видного через два небольших полукруглых окна, и теперь еще поражают свежестью и какою-то прохладною красотой.
(Ученики вклеивают изображение картины в тетрадь. Подписывают его.)
Учитель:
Исследуя законы оптики, Леонардо впервые широко применил светотень не только как средство моделирования формы, но и как средство оживления своих персонажей.
Светотень - градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой
(Ученики фиксируют новые понятия в тетрадь.)
Рассказ детей по картине Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте»
В 1483 – 1494 годах художник пишет «Мадонну в гроте». Картина, согласно контракту должна была изображать мадонну в окружении святых, то есть представлять собой обычную церковную композицию. Леонардо сделал совершенно светское произведение, причем все в нем было ново: и сама трактовка сюжета, и необычный, чуть загадочный пейзаж, и органичная слитность его с фигурами, и освещение, и сами образы людей.
В пещере, где причудливые кристаллы свисают с потолка, а из расщелин камня пробиваются цветы и травы, прямо на земле расположилась мадонна, дети и ангел. Сквозь просветы в скалах сияет небо. В таинственном, влажном воздухе грота расплываются очертания фигур, а лица, окутанные воздушной дымкой, кажутся трепетно – живыми. Юная мать ласковым жестом обнимает опустившегося на колени Иоанна, другая рука ее тянется к сыну – маленькому Христосу. Ангел, обращаясь к зрителю, вводит его в картину, указывая на эту сцену перстом.
(Ученики вклеивают изображение картины в тетрадь. Подписывают его.)
Учитель:
Группа построена по принципу пирамиды, вершина которой – голова мадонны, углы основания – фигуры ангела и детей. Рассматривая композицию, как ключ к раскрытию замысла, Леонардо вводит пирамидальное построение, ставшее в известной мере классическим для Высокого Возрождения.
(Ученики фиксируют новые понятия в тетрадь.)
Рассказ детей по фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
В основу фрески «Тайная вечеря» положен евангельский миф, рассказывающий о том, что перед казнью Христос провел вечер с учениками за трапезой, во время которой он объявил, что будет одним из них предан.
Христос произнес: «Один из вас предаст меня» и, беспомощно опустив руки на стол, умолк. Эти слова вызывают бурную реакцию окружающих, причем каждый выражает свои чувства сообразно характеру и темпераменту. Леонардо поместил предателя в группе любимых учеников как олицетворение измены, нередко скрывающейся в кругу друзей. Темный профиль Иуды резко выделяется среди остальных лиц, освещенных ровным дневным светом. Сжав в руке кошель с деньгами, он со страхом ждет, что будет назван по имени.
Фреска написана на узкой стене большой продолговатой залы – трапезной монастыря Санта Мария дела Грация. Композиция фрески, где написан стол, параллельный стене, естественно связывалась с интерьером. Христос и его ученики сидят как бы в этой же самой трапезной, на некотором возвышении и в нише. И благодаря своим размерам, а фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины, они господствуют над пространством зала, притягивая к себе взгляд.
Говорили, что лицо Христа Леонардо так и не дописал, хотя работал над фреской 16 лет.
(Ученики вклеивают изображение картины в тетрадь. Подписывают его.)
Учитель:
Эта картина проверена математикой. С геометрической точностью намечен центр композиции – фигура Христа, выделенная просветом расположенного сзади окна, и тем, что все перспективные линии сходятся в одной точке – над его головой, симметрично, по шесть с каждой стороны, расположены ученики, эти шесть в свою очередь сгруппированы по трое
В написании фрески применены принципы линейной перспективы, благодаря которым пространство, ограниченное живописным полотном или рельефом, могло иллюзионически растягиваться до размеров реального.
Последовательная система линейной или прямой перспективы, рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере их удаления от переднего плана
(Ученики фиксируют новые понятия в тетрадь.)
Рассказ детей по картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» ( «Джоконда»)
В 1503 – 1506 гг. была создана «Джоконда», или как ее еще называют «Мона Лиза»
Франческо дель Джокондо, в тридцатипятилетнем возрасте женился в третий раз на молодой неаполитанке Лизе. Ей могло быть около тридцати лет. Леонардо взялся выполнить портрет Лизы для ее мужа.
Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию.
Романтические домыслы, что Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, не подтверждаются ничем. Наоборот, есть ряд фактических и психологических указаний, которые решительно им противоречат. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Искусство для него было наукой, и каждая художественная работа серией научных экспериментов.
Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к “Джоконде” как к образцу.
«Глаза имеют тот блеск, какие обычно видны у живого человека. Ресницы изображены с большой естественностью. Нос кажется живым. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. По – леонардовски выразительные руки, как будто плавно струящиеся из рукавов платья, дополняют характеристику».
“Джоконда” очень потемнела еще один гибельный результат экспериментов Леонардо с красками. Правда, у нас имеется возможность сравнить с ней ранние ее копии, которые кое в чем помогут. Особенно одна, которая находится в мадридском Прадо. Художник, копировавший “Джоконду”, не мудрил с красками, и они так же ярки и свежи, как, по-видимому, были тогда, когда он копировал Леонардо.
Мадрид, Испания Подписано Уолтеровская
Музей Прадо, Бернардино Луини. Художественная галерея
1525 г Балтимор, США
Глядя на эту копию, мы можем понять восторги современников по поводу не только композиции, не только рисунка, не только игры светотени, но и колорита. Леонардо хотел дать в портрете моны Лизы самое жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение, на какое он только был способен, и для этого дал волю своему колористическому чувству. Вот почему он отдавался работе над портретом с таким увлечением.
(Ученики вклеивают изображение картины в тетрадь. Подписывают его.)
Учитель:
«Мона Лиза» - первый в истории западноевропейской культуры психологический портрет. Художник поставил перед собой задачу – при полной внешней неподвижности модели передать движение ее души.
Портреты раннего Возрождения чаще всего были погрудными, Леонардо создал поясной портрет, использовав руки как дополнительное средство характеристики модели, раскрыв облик модели.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива лучшая по исполнению.
Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы, т.е. законы влияния воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита.
(Ученики фиксируют новые понятия в тетрадь.)
Работа в группах.
1 и 2 подгруппы работают за столами над заполнением таблицы
Таблица
2 и 3 подгруппы занимают места за компьютерами, отвечают на вопросы теста.
Тест
5. Подведение итогов урока
15