Классный час на тему «Ах, Эрмитаж, ах, Эрмитаж!» (250 лет Эрмитажу)


Классный час на тему «Ах, Эрмитаж, ах, Эрмитаж!» (250 лет Эрмитажу)
Класс: 5
Учитель: Елистратова Ксения Александровна
Место работы: город Череповец, МБОУ «СОШ №34», учитель русского языка и литературы
Цель классного часа: способствовать формированию у учащихся интереса и потребности в изучении культурных достижений мировой истории и искусства, направленной на развитие лингвокультурной грамотности.
Задачи классного часа:
сформировать и закрепить представление о позитивном влиянии при изучении шедевров мирового искусства;
способствовать расширению кругозора учащихся;
развивать логическое мышление, смекалку, память.
Формы, методы и приемы: фронтальная беседа, доклады-сообщения, игра-викторина.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофонная запись песни «Ах, Эрмитаж, ах, Эрмитаж!» (слова – И. Резник, музыка – Р. Паулс);Определение цели классного часа
Фронтальная беседа (предварительная подготовка на уровне игровой ситуации);
Создание среды для творческого общения детей (стадия вызова);
Проведение мероприятия (игра-викторина по командам)
Итог урока.
Рефлексия (саморефлексия).
Оформление аудитории: на стенах изображение Эрмитажа, культурных достижений музея.
Ход внеклассного мероприятия
Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята! Вот и прошли летние каникулы и наступила пора идти в школу. Вы подросли, стали ещё умнее. Я желаю вам отличного учебного года, успехов и удачи в каждом из предметов. Наверное, каждый из вас ездил куда-либо отдыхать летом. Расскажите, где вы провели все летние месяцы? (отвечают на вопросы учителя). Ребята, сегодня к нам в гости пришли ученики 5 класса – Маша и Ваня. Они тоже хотят нас поздравить с 1 СЕНТЯБРЯ и рассказать об очень интересном месте, где они провели каникулы. Догадайтесь, о каком месте пойдёт речь (звучит песня «Ах, Эрмитаж, ах, Эрмитаж»). Отвечают на вопрос.
Итак, Маша и Ваня уже на подходе, уже приближаются, стучатся к нам в дверь. Ах, вот они!
Входят вымышленные ученики Маша и Ваня, ученики в классе приветствуют их. Слушаем их внимательно. А я пока оставлю вас наедине.
Ваня: Привет, мальчишки и девчонки! Вот и наступил черед идти в школу. Нам совсем не хочется. Продолжалось бы лето. Можно было бы ходить купаться, загорать, играть в футбол!
Маша: Ты только об отдыхе и думаешь! Я вот летом была в Санкт-Петербурге! Вот!
Ваня: И что ты там видела интересненького?
Маша: Тебе и снилось! В этом году, ребята, я с родителями посетила один из крупнейших музеев – Эрмитаж. 7 декабря 2014 г. в день празднования святой Екатерины исполнилось 250 лет со дня основания музея!
Ваня: Расскажи об истории создания музея! Что ты узнала и можешь нам рассказать?
Маша: Слушайте внимательно и запоминайте, потому что после моего рассказа я проведу небольшую викторину.
Как вы думаете, каково происхождение слова «эрмитаж»? (ученики отвечают). «Эрмитаж» - от франц. «хижина, приют отшельника». Значение слова связано с устройством самого помещения. Обычно павильоны данного типа использовались в царской семье для отдыха и обедов без привлечения помощи прислуги. В 18 веке располагались в дикой части парка. При Екатерине II комната подобного вида располагалась в малом Эрмитаже, где были сервированы столы для обедов при помощи специальных механизмов.
В 1764 году появилась первая коллекция картин, приобретенных императрицей Екатериной II. Всего было 225 картин и поместили их в Старом Эрмитаже. Старый Эрмитаж – первый музейный комплекс.
Ваня: Получается, что Эрмитаж – это неединственное здание, а целый музейный комплекс? Каково же его устройство?
Маша: Музей включает в себя 5 зданий около набережной Невы, в центре Санкт-Петербурга.
А теперь рассмотрим подробнее каждый из них. Я покажу вам, ребята, изображение каждого из зданий.
Зимний дворец (1754 – 1762 гг.) сооружен по проекту архитектора Б. Растрелли в стиле барокко, рококо в интерьерах во время правления Екатерины II. Объект всемирного наследия Юнеско. Здание отличается античной лепниной, архитектурой, которая не имеет символического значения. Князь Голицын привез и дополнил коллекцию работами таких художников, как Рембрант, Рубенс. Из Англии царские послы привозили скульптуры, античные ценности, медали, книги, предметы декоративно-прикладного искусства. Всего в Зимнем дворце насчитывалось около 4 тысяч картин

Малый Эрмитаж (1764 – 1775) построен архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном в стиле классицизма. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи. Малый Эрмитаж – связующее звено между Зимним дворцом, Большим и Новым Эрмитажем.

Большой Эрмитаж (1771 – 1787) – архитектор Ю. М. Фельтен. В ХIX веке после сооружения архитектором Л. Кленце Нового Эрмитажа здание стали именовать также Старый Эрмитаж, что хронологически неверно. Этот музейный комплекс хранит творения мастеров эпохи Возрождения - Л. да Винчи, Рафаэля.

Новый Эрмитаж (1842 - 1851) - архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов. Екатерина II приняла активное участие в построении здания. Но окончательное оформление произошло только при Александре I. Именно при царе музей пополнился работами художников – Рубенс, Рнмбрант. При Николае I появилась военная галерея, посвященная Отечественной войне 1812 года. 1852 году музей открылся для широкого обозрения

Эрмитажный театр (1783 – 1787) - по проекту архитектора Дж. Кваренги в традициях античной архитектуры при Екатерине II. Театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца XVIII века.
Также в музейный комплекс входят служебные постройки:  Эрмитажный гараж, построенный при Николае II архитектором Николаем Крамским. В гараже располагалась царская автомобильная коллекция, которая 1917 г. революционеры забрали, оставив только кареты.
Ваня: Маша, как ты все это запомнила?
Маша: Ребята, но это ещё не всё. Впереди – самое интересное! Ваня, ребята, хотите послушать? (ученики отвечают) Но вы, наверное, устали, давайте разомнёмся. Сейчас я буду говорить утверждения, если верно – вы сидите за партой, если нет – встаёте. (Утверждения на экране проектора) Физкультминутка
Отвлеклись? Отдохнули? Слушаем дальше!
Сейчас я расскажу вам 10 интересных фактов по истории культурно-исторического музея – Эрмитаж. Ваша задача записать их к себе в «музейный бортовой журнал», который я потом проверю и поставлю вам оценку.
Итак, приготовились, начали!
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ЭРМИТАЖЕ:
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОБОЙТИ ВСЕ ЗДАНИЯ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА НЕОБХОДИМО ПОТРАТЬ 8 ЛЕТ ЖИЗНИ:
В 1745 ГОДУ ИЗ КАЗАНИ ПО УКАЗУ ЕКАТЕРИНЫ IIПРИСЛАЛИ КОТОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОЧЕНЬ УХОЖЕННЫЕ, ДЛЯ ЛОВЛИ МЫШЕЙ. КОТЫ – ДОСТОЯНИЕ ЭРМИТАЖА И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ВСЕ ОНИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВА ВИДА – «ЭРМИКИ-ДВОРОВЫЕ» И «ЭРМИКИ-ПОЛНЫЕ».
«Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию»
АВТОМОБИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО МУЗЕЙНОМУ КОМПЛЕКСУ РАЗРЕШЕНО ТОЛЬКО ПРИ СКОРОСТИ 4 КМ/Ч. ДАЛЕЕ ЗНАК – «ОСТОРОЖНО, КОШКИ!»
ЭРМИТАЖ ПОЛОН ЛЕГЕНД: А) ПРИЗРАК НИКОЛАЯ I ПОЯВЛЯЕТСЯ В ТЁМНОЙ ГАЛЕРЕЕ ВЕЧЕРОМ: ПОЛ СКРИПИТ, КАПАЕТ ВОДА; Б) ФИГУРА ПЕТРА I САМА ПО СЕБЕ ВСТАЁТ, КЛАНЯЕТСЯ; В) РАССМАТРИВАТЬ «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ» К. МАЛЕВИЧА ПОСЕТИТЕЛИ ПОБАИВАЮТСЯ, ДАБЫ НЕ НАВЛЕЧЬ НА СЕБЯ НЕГАТИВНУЮ ЭНЕРГИЮ. РАБОТНИКИ МУЗЕЯ, НАОБОРОТ, РАССМАТРИВАЮТ СВОЁ ОТРАЖЕНИЕ В ПОЛОТНЕ ХУДОЖНИКА, ПРИХОРАШИВАЮТСЯ! Г) ЛЬВИНОПОДОБНАЯ ЦАРИЦА ВОЙНЫ МУТ-СОХМЕТ. СОГЛАСНО МИФУ, МУТ-СОХМЕТ РЕШИЛА ИСТРЕБИТЬ ВЕСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД, НО СПАСЛО ЛЮДЕЙ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ДРУГИХ БОГОВ: НОЧЬЮ ОНИ РАЗЛИЛИ ПОДКРАШЕННОЕ КРАСНОЙ КРАСКОЙ ПИВОЙ, БОГИНЯ ПРИНЯЛА КРАСКУ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ КРОВЬ. УСПОКОИЛАСЬ И УСНУЛА. ПРОШЛИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, НО УГРОЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОСТАЛАСЬ: РАЗ В ГОД НА КОЛЕНЯХ БОГИНИ МУТ-СОХМЕТ ПОЯВЛЯЕТСЯ КРАСНОВАТАЯ ЛУЖИЦА, НАПОМИНАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ КРОВЬ.
В СОБРАНИЯХ ЭРМИТАЖА ХРАНИТСЯ ЗОЛТАЯ АНТИЧНАЯ МАСКА ЖЕНЫ, ДОБЫТАЯ ИЗ ГРОБНИЦЫ ЦАРЯ РЕСКУПОРИДА.
1777 Г . КНЯЗЬ Г. ГОЛИЦЫН ПРИВЕЗ ПОДАРОК ЕКАТЕРИНЕ II ИЗ АНГЛИИ «ГОВОРЯЩИЕ ЧАСЫ С ПТИЦАМИ». НО, К СОЖАЛЕНИЮ, СЮРПРИЗ НЕ СМОГЛИ СОБРАТЬ МАСТЕРА В РОССИИ. И ТОЛЬКО ИВАН КУЛИБИН В 1791 Г. «ЗАВЁЛ» ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ: ОЖИВАЕТ СОВА В КЛЕТКЕ, «ПРОСЫПАЕТСЯ» ПАВЛИН.
«НЕ ПАМЯТНИК ЛИ ЭТО ГОМЕРА?» - ЭТО ФРАЗА, ИЗВЕСТНАЯ ВСЕМ, УЖЕ ПРОИЗНОСИТСЯ БЕЗ ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ. КОЛЛЕКЦИОНЕР А. СТРОГАНОВ ДОКАЗЫВАЛ ВСЕМ СВОЮ ПРАВОТУ, ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ФИГУРЕ ГОМЕРА. ОДНАКО, ИЗУЧИВ БАРЕЛЬЕФЫ, УЧЕНЫЕ ДОКАЗАЛИ, ЧТО АНТИЧНАЯ ГРОБНИЦА БЫЛА СОЗДАНА ВО II ВЕКЕ Н.Э. ПОРАЖАЕТ РАЗЛИЧНАЯ СТИЛИСТИКА ПЕРЕДНЕЙ И ЗАДНЕЙ ЧАСТИ САРКОФАГА, КОТОРАЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ ОСТАЕТСЯ ЗАГАДКОЙ.
В СИБИРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПЕТРА I ЕСТЬ ФЕОДОСИЙСКИЕ СЕРЬГИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ ЗЕРНИ. ИХ ГЛАВНОЕ УКРАШЕНИЕ – МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ АФИНСКИХ СОСТЯЗАНИЙ. ЛУЧШИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ МАСТЕРА ПРОБОВАЛИ СОЗДАТЬ КОПИЮ, НО ВСЕ УСИЛИЯ ИХ ОКАЗАЛИСЬ ТЩЕТНЫМИ!
МАША: Но вот, Ванечка и ребята 5 класса, мой рассказ подошёл к концу, надеюсь, что все вы захотите посетить Эрмитаж! Сейчас подпишите и сдайте свои «музейные бортовые журналы», я их проверю и поставлю баллы. Победит тот, кто зафиксировал всю информацию из моего рассказа. Но не обольщайтесь, что останетесь без домашнего задания: к следующему классному часу подготовьте сообщение о том месте отдыха, где вы провели летние каникулы по следующему плану:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Не забывайте, ваш рассказ должен быть интересным и увлекательным.
НА ЭТОМ У МЕНЯ ВСЁ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ УДАЧИ И ОТЛИЧНЫХ ОЦЕНОК!
(МАША И ВАНЯ УХОДЯТ, УЧАЩИЕСЯ СДАЮТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЮ)