Презентация по МХК на тему: «”Мадонна с гвоздикой” Леонардо да Винчи». Работа ученицы 9а класса гимназии № 405 Екатерины Афониной


«Мадонна с гвоздикой» Леонардо да Винчи Работа по МХКученицы 9а класса 405 гимназииАфониной ЕкатериныПреподаватель: Дудкина Н.В.2007 год Первая самостоятельная работа Леонардо, известная еще как «Мадонна с цветком», знаменовала собой полный отказ Леонардо от графического стиля Верроккьо и переход к экспериментам с трехмерным пространством и светом. Фон картины восходит к композициям Яна ван Эйка.Леонардо да ВинчиМадонна с гвоздикой. 1478 – 148042 x 67 см. Дерево, маслоМюнхен. Старая Пинакотека
Над сложным многообразием одеяния, которое цветовой гаммой сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане, возвышается благородно поднятая глава. Никакое чувство не проникает наружу, нарушая совершенные черты лица, только небольшое подобие улыбки играет на губах. Слегка затуманен будто нежным дымчатым покрывалом ее лик — доведенное Леонардо до совершенства в поздние годы творчества сфумато создает впечатление отдаления и отрешенности.
Полотно было написано Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. И действительно существуют параллели с работами учителя, однако в композиции и стиле уже чувствуется рука гения. Богоматерь прежде всего живое существо, олицетворяющее в идеализированной форме радость и страдание людское. Леонардо, напротив, видит ее как осязаемое явление внеземной красоты одухотворенные черты которой сверкают божественным величием. Уже ранние работы художника, к которым принадлежит и эта картина, основаны на этом представлении.Леонардо да ВинчиМадонна с гвоздикой. Фрагмент


В противоположность спокойной Мадонне, младенец Иисус изображен в энергичном движении. Он буквально дрожит от возбуждения, пытаясь схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его мать. Правой ногой Иисус упирается в подушку, левая поднята от напряжения в воздух в то время как он, наклоняясь всем телом вперед, поднял неуклюжие детские ручонки, словно пытаясь поймать бабочку. Подобно драгоценному камню, мадонна окружена темным затаенным пространством, которое своим покоем и уединенностью противопоставляется художником буйству природы за окном.

Символическим элементом, связывающим в этой картине Мадонну с младенцем, является гвоздика с крестообразными лепестками, которую Мария держит в руке. К этому цветку – символу Страстей Господних – протягивает руки маленький Христос. Его взгляд полон такой печали, словно ему ведомо все, что ожидает его в будущем. Леонардо часто сопрягает реальность и символ, мастерски удерживая равновесие между ними. Здесь он вновь успешно видоизменяет традиционную иконографию, создавая внутреннее единство реальности и символики. В последующих картинах Леонардо достигнет еще большей гармонии.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Литература:1. Арган Джулио Карло. История итальянского искусства. Перевод с итальянского в 2 томах. Т.1 /Под научной редакцией В.Д.Дажиной. – М.: Радуга, 1990г.2. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи – художник. – М., «Знание», 1952г.