Урок по биологии на тему Строение эукариотической клетки


Урок по биологии для 10 класса: «Строение эукариотической клетки».
Тип урока: урок актуализации и расширения знаний по теме.
Форма урока: урок развития метапредметных учебных действий.
Цели урока:
Дидактическая: сформировать знания о строении и функциях органоидов клетки.
Развивающая: развитие метапредметных учебных   умений  преобразовывать информацию в таблицы, схемы.
Воспитательная: создание условий для формирвания  коммуникативных навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран и системный блок с программным обеспечением, разработанный медиаурок.
План урока
Этапы  урока Дидактический материал Время
1. Организационный момент.
Урок начинается с показа 1 слайда и чтения текста.
И мы с вами, действительно это узнаем, если будем знать … это и будет  темой нашего урока сегодня.
Какие, по-вашему мнению, учебные действия вы должны совершить, чтобы изучить частично знакомый,  большой по объему материал за короткий промежуток времени, работая в паре: Слайд 1
Клетка представляет собой элементарную живую систему, которая способна существовать отдельно, независимо от других клеток. Наиболее ярко это свойство проявляется у одноклеточных организмов. Любая другая более мелкая биологическая система, любой набор молекул существовать самостоятельно не может. Поэтому клетка – важнейшая биологическая система. Именно клетки создают жизнь на нашей планете. Понять, как устроена клетка – это значит, фактически, понять, что такое жизнь, как она устроена, как она работает. А поскольку мы, люди, тоже образованы клетками, то это значит понять, что такое человек на биологическом уровне./ А.Чижевский/
Слайд 2. Тема урока
Слайд 3. (при затруднении учащихся с определением действий, показать им слайд):
Учебные действия:
1.Назвать и записать основные структурные компоненты эукариотической  клетки.
2. Прочитать текст в учебнике.
3. Преобразовать информацию текста учебника в:
   - таблицу;
   - схему;
   - интеллект- карту или карту понятий.
4. Устно объяснить строение клетки или ее структурного компонента своему товарищу по парте.
5. Проанализировать свою деятельность (все ли понятно, если не все понятно, то что вызвало затруднения).
Все ли формы  деятельности вам понятны? 2-3 мин.
2. Актуализация знаний:
Разминка.На слайде вопросы или перечисление понятий к теме «Клетка».
Учитель: проведем подготовительную разминку. С клетками растений, грибов, животных, человека вы познакомились на уроках биологии 6,7,8,9 классов. Поэтому основной  материал вы уже знаете. Познакомимся с понятием «ассоциации». Слайд 3.
Совместная работа учителя и учащихся.
Правило для учащихся: использовать только те понятия (слова), которые ассоциируются со словом «клетка». 3. Интеллект-карты – самый эффективный способ организации мыслительной деятельности. «Интеллект-карты» созданы для того, чтобы помочь вам управлять мозгом, этим мощнейшим суперкомпьютером. «Интеллект-карты» отражают мыслительные процессы такими, какими их задумала природа —  состоящими из образов и ассоциаций» - так написал Тони Бьюзен в своей книге «Думайте эффективно». (Тони Бьюзен - английский ученый и последователь советского педагога-новатора Виктора Шаталова)  Чтобы воспользоваться этим инструментом нам следует познакомиться с основными правилами его создания: Слайд 4 «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации, иными словами, инструмент, в основе которого лежали бы законы природы. Более того, с помощью этого инструмента люди могут реализовать творческие способности, а работать с ним — одно удовольствие». (Тони Бьюзен «Думайте эффективно») 2. Правила составления интеллект-карт:
1. Начните с центра листа.  Почему? Потому что таким образом мысль сможет развиваться во всех направлению без ограничений. Важной особенностью интеллект-карт является «концентрация на центральной части» мысли. Новые мысли, высказывания, термины группируются из одного центрального образа, как бы «отпочковываясь» от него. В то же время каждая «почка» становится центром следующей ассоциации. Выделение некоторых «направлений мысли» (в виде совокупности «узлов» и ветвей) отдельными цветами позволяет намного повысить выразительность дерева и улучшить его запоминание.
2. Передайте основную идею рисунком.  Почему? Потому что одним рисунком можно выразить тысячу слов, к тому же при его создании задействуется воображение. Рисунок в центре листа привлекает внимание, не позволяет отвлекаться, активизирует мыслительный процесс. Важное значение при рисовании интеллект-карт несет в себе так называемая эмфаза.
Эмфаза – это некоторый (зрительный) образ, совокупность логических выводов и чувственных переживаний, концентрированная вокруг центральной фигуры и позволяющая лучше запомнить содержимое карты. Эмфаза – это «мост» между логическим и пространственным восприятием карты, «мост», заставляющий работать над восприятием карты сразу оба полушария головного мозга. Эмфаза создает настроение интеллект-карты, преобразует «сухие» рассуждения в чувства. Без эмфазы запоминание карты станет намного сложнее.
3. Используйте разные цвета, не менее 3х.Почему? Потому что цвета активизируют мыслительный процесс не меньше, чем рисунки. Такая карта, раскрашенная цветными фломастерами, ручками  или карандашами, становится живее и выразительнее, способствует творческому процессу и радует глаз. При этом необходимо помнить, что использование большого количества цветов, равно как и бессистемного их применения нарушает композицию интеллект-карты, а, следовательно – внешний вид и удобочитаемость карты.
4. Соедините основные ответвления с рисунком в центре листа, а второстепенные и все остальные — друг с другом.Почему? Потому что, как вы уже знаете, в основе мыслительного процесса лежат ассоциации, следовательно, соединяя ответвления, вы лучше запоминаете информацию. Соединяя основные ответвления, вы тем самым создаете логическую основу для мыслительного процесса. Так ветки дерева расходятся во все стороны от общего ствола. Если между ветками и стволом (или большими и маленькими ветками) появятся промежутки, то ветки отвалятся. Тот же принцип действует и при создании интеллект-карт: если между основной идеей и ответвлениями нет связи, то все развалится (знания забудутся и улетучатся). Поэтому не забывайте о соединениях!
5. Ответвления должны быть не прямыми, а изогнутыми.  Почему? Потому что прямые линии неинтересны мозгу, утомляют его. Изогнутые ответвления на интеллект-карт ах напоминают ветки дерева, и взгляду хочется проследить все их изгибы до конца. Ветви образуют связанную узловую структуру. Интеллект-карта представляет собой набор узлов и стрелок – «ветвей», которые прорастают из одного центра. От других, дочерних узлов также прорастают новые ветви и т.п. Таким образом, интеллект-карта образует связанную узловую структуру. При этом ветви расходятся во все стороны и никогда не сходятся в одну точку.
6. На каждой линии должно быть по одному ключевому слову. Почему? Потому что в этом случае интеллект-карта будет более выразительной и гибкой, ведь каждое слово или рисунок — это своеобразный множитель, вызывающий новые ассоциации и образующий новые связи. Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей, чего не скажешь о слове, входящем во фразу или предложение. Карта с ключевыми словами похожа на ладонь, в которой суставы всех пальцев подвижны, а карта с фразами или предложениями напоминает ладонь с расставленными и загипсованными пальцами. Нельзя делать «несколько одинаковых сущностей» на одной карте. Это значит, что каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз. Недопустимо «закольцовывать» ключевые слова на интеллект-карте. Если необходимо «связать» стрелками несколько понятий с одним, это необходимо делать отдельными стрелками. 
7. Используйте рисунки как можно чаще.  Почему? Потому что каждым рисунком можно выразить тысячу слов. Следовательно, 10 рисунков в умственной карте приблизительно равны 10 000 слов! При рисовании интеллект-карт вместо длинного поясняющего текста старайтесь чаще использовать сокращения и аббревиатуры. Это необходимо не только для экономии места. Психология утверждает, что человек в лучше запоминает короткие, необычные, привлекающие внимание слова, чем длинные мысли. При запоминании длинных мыслей возможно искажение смысла, что не бывает при запоминании аббревиатур. Также учтите, что аббревиатуру и сокращение легче записать и легче запомнить, что ускоряет составление интеллект карт. При составлении интеллект-карт используйте как уже известные и употребительные сокращения, так и созданные, изобретенные самими.  Помните! Интеллект-карта, как бы красиво она не была оформлена, всего лишь инструмент для лучшего запоминания, для написания конспекта, документа или произведения, но никак не заменяет его! Поэтому степень «детализации» интеллект-карты Вы определяйте сами. Знакомство с инструкцией  «Правила составления интеллект-карт» и создание карты совместно с учителем (Слайд 5.)
Предоставляется возможность поработать в паре  над созданием продукта своей деятельности в новой форме. При этом  проговариваются основные правила работы в паре: помогай соседу в работе, но не мешай ему; смело высказывай свое мнение, аргументируй его и т.д. (создают сами)
Самостоятельная работа учащихся по созданию интеллект - карты, используя учебник, стр.34-46,  тетрадь, цветные карандаши или ручки. готовые рисунки, клей.
На компьютере работают 2 человека. Компьютер – его возможности для создания интеллект-карт. 3. Рассказ о возможностях применения Компьютера для составления интеллект-карт. Программы  Pover Point,Cmap Tools, iMind Map. Выступление  учащихся  работавших с компьютером 4. Рефлексия. Все ли учебные действия вам удалось совершить? Какие методы преобразования  информации вы знаете? Какой из известных вам методов, на ваш взгляд, наиболее эффективный и привлекательный. Собеседование. 5. Домашнее задание: составить интеллект карты, таблицы строения клетки с использованием  программ Cmap Tools, iMind Map,  и Интернет-ресурсов.  Разработать небольшие тесты в 5-7 заданий для проверки знаний. Сделать  модель «Клетка эукариот». Природа, Человек и Общество.Вот стержень для образования.Как ствол у ели всех предметов знанияНанизывает в школе в цепь единую,Чтоб детям показать дорогу длиннуюИ научить ориентироваться на планете,Поскольку Человек за каждый шаг в ответе,Имея совесть, личное сознание,Свободу выбора и воспитание.Как только этику он нарушает,Таблица цветов для использования в интеллект-картах
Цвет  Значение  Скорость восприятия 
Красный цвет Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание Высокая
Синий цвет Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей Средняя
Зеленый цвет Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа) Низкая
Желтый цвет Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. Высокая
Коричневый цвет Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности Низкая
Оранжевый цвет Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание Высокая
Голубой цвет Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается, как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте. Низкая
Черный цвет Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ Средняя
Правила создания интеллект-карт:Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, стикеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.