Конспект урока-конкурса по теме «Технологии ведения дома. Уход за одеждой и обувью». Праздник «Починки»
Урок-конкурс
по теме
«Технологии ведения дома.
Уход за одеждой и обувью».
Праздник «Починки»
Разработала
Гринченко Татьяна Олеговна
учитель технологии
МБОУ г.Мурманска
гимназия №6
grinchtatyana@yandex.ru
Праздник «Починки»
Цели:
-познакомить с народным праздником «Починки»
- закрепить знания и умения по теме и «Технологии ведения дома. Уход за одеждой и обувью».
Развивать:
представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением, логическое мышление, активную деятельность.
Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.
Содействовать сплочению коллектива, созданию доброжелательных отношений;
Оборудование:
- клубки ниток, бумага, ручка, пуговицы, лоскутки ткани, нитки хлопчатобумажные, игла, ножницы.
Ход урока.
1.Вводная часть.
1. Организационный момент.
2.Подготовка к мероприятию.
2. Вступительное слово учителя
На свете существует очень много праздников. Многие из них, возникнув в глубокой древности, дошли до наших дней. Речь идет о народных праздниках, которые не отмечаются на государственном уровне, но их помнят и любят очень многие.
Наша сегодняшняя встреча посвящена тому, чтобы познакомить вас с интересным праздником «Починки». Что это за праздник, как его отмечали, вы сейчас и узнаете.
Учитель Починки – известный народный праздник, который проходит 16 февраля. В этот день по русскому обычаю устраивали латание дыр в одежде. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. А что для праздника надо? Собраться вместе,
Накануне, 15-го, праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются, устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поэтому вслед за таким активным времяпровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить, да и пора было перед весной перебрать всю одежду, подготовиться к смене погоды. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О том. Что необходимо было использовать для этого, мы узнаем о нашем первом конкурсе.
Приглашаются 8 участников.
Учитель:
Конкурс 1
Я раздаю вам клубки ниток, внутри которых лежат записки с загадками. Ваша задача – размотать клубок. Отгадать загадку. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1- То назад, то вперед, ходит, бродит пароход,
Остановишь - горе, продырявит море.
Ответ учащихся
(УТЮГ)
2. Из этого ведерка нельзя воды напиться.
Ответ учащихся
(НАПЕРСТОК)
3. На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
Ответ учащихся
(ШВЕЙНАЯ МАШИНА)
4. Два братца – одно сердце), остра – всему миру красна.
Ответ учащихся (ИГЛА)
5 Кого с пола за хвост не поймаешь)?
Ответ учащихся
(КЛУБОК НИТОК)
6. Стежок за стежком
Ответ учащихся
Встали рядком. (СТРОЧКА)
7. В лесу родился, а дома хозяйничает.
Ответ учащихся (ВЕНИК)
8. Остра, как игла, а шить не годится.
Ответ учащихся (БУЛАВКА)
Учитель
Справная жена заранее собирала все, что нужно для Починок, и хранила с трепетной бережливостью в своем заветном ларце или большой шкатулке, где было много накоплено самых разных безделушек для рукоделия: тесьмы, ленточек, бантиков, золотых шнурков, завязок, бисера и разноцветных камушков. Когда 16 февраля этот ларчик торжественно открывался для обозрения всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись девочки – что за сокровища там припасены? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конкурс 2:
Учитель
А наш следующий конкурс покажет, кто из вас не только самый быстрый, но и внимательный. Перед каждым участником стоит коробка, в которую насыпаны различные пуговицы. Перед коробкой лежит одна единственная пуговица. Как только зазвучит музыка, вы должны найти у себя в коробке по 10 таких же пуговиц, которые лежат на столе. Победителем же, конечно, станет тот, кто правильно и быстро выполнит задание.
Звучит фонограмма с народной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель
Часто на Починки созывались и представители сильного пола. Их труд был иным – подшить валенки. Заделать кожей сапоги, привести в порядок лошадиную упряжь. Забрав свою половину требующих ремонта вещей, мужчины. Как правило, уходили в глубь дома, поближе к печке, а вся женская «часть населения» усаживалась у окошек, разделив между собой работу. Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделия на Починки – так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Недаром гласила народная мудрость: « Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платоном», то есть в заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок: Иголка сновала, а бабонька нашептывала:«Не носить плаченного, не видать злаченного. Ныне – в рубахе простой, а завтра – что у царевны самой».
Рассказ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ ПО РОЛЯМ)
Учитель В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая:
«Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка» Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати. Выручали семью – ведь раньше копейка была дорога.
Конкурс3:
Учитель Для следующего конкурса нам понадобятся лоскутки, иголка с ниткой, мелкая монетка. Представьте, что вы находитесь в крестьянской избе и зашиваете эту монетку под заплатку. Способ прикрепления заплатки выберите сами в зависимости от ткани, формы заплатки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пока звучит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], вы это задание должны выполнить.
Учитель
Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16-го февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметится с иголкой надо было во чтобы то ни стало.
Сызмальства девочки помнили, что только весь помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: «Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?»
Так как девушки должны были быть настоящими мастерицами, им приходилось выполнять разную работу. О том, какая из нее получиться хозяйка. Как она умеет прясть, вышивать, можно было судить по рукодельным предметам
Конкурс 4
Перед вами лежат лоскутки ткани, пуговицы. Пришейте как можно больше пуговиц на эти лоскутки. Работа должна быть выполнена не только быстро, но аккуратно и творчески.
Звучит фонограмма с народной музыкой. Девочки выполняют задание пока звучит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учитель Девушки с Починок начинали сшивать приготовленные лоскутки, набирая из них, выстегивая себе в приданное ватное или пуховое одеяло. Искусные мастерицы создают настоящие шедевры, используя в работе разные по цвету. Размеру и формам кусочки ткани. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Перед вами цветная бумага, вырежьте из нее геометрические фигуры и составьте из них узор, который наклейте на бумагу. В дальнейшем вы по данной схеме будете создавать узор в технике лоскутного шитья. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кто выполнит задание – приступайте к последнему испытанию.
КОНКУРС 5
Закончите предложенные пословицы и поговорки.
Не боги горшки .Больше дела – меньше ..Всякая работа мастера Глазам страшно, а руки . Без труда нет ..Маленькое дело лучше ..
Кончил дело ..
Скоро сказка сказываетсяЛиха беда - ..Цыплят по осени
Деревья смотри в плодах, а людей смотри .Семь раз отмерь - Труд человека кормит, а лень .Жизнь дана на .. дела.Дело мастера Поспешишь – ..
Анаграммы1. Перснаток, цынинож, нолокво, окстеж, лышекок.
2. Мстетаь, боатачьт, рптичатаь, антсоричьт, азтсоричьт, тсчатаь.
3. Окснртиуоравине, омедилоравине, бородувонаеи, нитсуремтны.
4. Опкдалкда, омазкиа, афткруа, акелдйсоокп, лфзилени.
Ответы учащихся
1. Наперсток, ножницы, волокно, стежок, колышек.
2. Сметать, обтачать, притачать, настрочить, застрочить, стачать.
3. Конструирование, моделирование, оборудование, инструменты.
4. Подкладка, мозаика, фактура, калейдоскоп, флизелин.
МЕТАГРАММЫ
1. С буквой Е - пальто сошьете,
С буквой А - письмо пошлете.
2. С буквой К - цветной шнурок во шве,
С буквой Р - все то же в башмаке,
С буквой Б - у девочки в косе.
3. С буквой В - пальто теплее,
А на платье и бельё.
Ткань на букву С пойдет.
4. Если с В начнете слово -
Выйдет материал суровый.
Ну а с В начнете -
Буквы все переплетете.
Ответы учащихся
Метаграммы
1. Мерки - марки. 2. Кант - рант - бант. 3. Ватин -сатин. 4. Бязь - вязь.
Учитель
Итак , закончились последние задания, наши мастерицы покажут свои работы, и мы увидим самых способных, самых трудолюбивых.
Работы демонстрируем на доске. Оценивают работы сами учащиеся по наводящим вопросам:
Какая из работ выполнена аккуратнее?
Кто из девочек справился с работой быстрее?
Кто отгадал все пословицы?
Кто правильно переставил буквы, чтобы получились слова?
Кто справился с метаграммами?
Учитель Наш урок- праздник подошел к концу. В заключении хочется сказать словами русского издателя Новикова
« Полезно знать нравы , обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях. Похвально любить и отдавать справедливость достоинства иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными.» и никогда не забывайте - кем бы в жизни ни стали – учителями, врачами, инженерами, юристами,- вы всегда будете возвращаться домой, и каков будет ваш дом зависеть будет только от вас.
Используемая литература
1. Баева т.и., Бойкова о.а, Гирич В.П. на досуге – М.легпромбытиздат.
2. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству – Волгоград «Учитель»
3. Народное творчество т: журнал – 2002.- №8
4. http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/izd/met_6.htm
5.http://tam579836.narod2.ru/poznavatelnaya_stranichka/
Праздник починок.pptТПраздник починок.ppt
·Заголовок 1Заголовок 215