Конспект урока-конкурса по теме «Технологии ведения дома. Уход за одеждой и обувью». Праздник «Починки»










Урок-конкурс
по теме
«Технологии ведения дома.
Уход за одеждой и обувью».


Праздник «Починки»

Разработала
Гринченко Татьяна Олеговна
учитель технологии
МБОУ г.Мурманска
гимназия №6

grinchtatyana@yandex.ru














Праздник «Починки»


Цели:
-познакомить с народным праздником «Починки»
- закрепить знания и умения по теме и «Технологии ведения дома. Уход за одеждой и обувью».
Развивать:
представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением, логическое мышление, активную деятельность.
Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.
Содействовать сплочению коллектива, созданию доброжелательных отношений;

Оборудование:
- клубки ниток, бумага, ручка, пуговицы, лоскутки ткани, нитки хлопчатобумажные, игла, ножницы.


Ход урока.
1.Вводная часть.
1. Организационный момент.
2.Подготовка к мероприятию.

2. Вступительное слово учителя
На свете существует очень много праздников. Многие из них, возникнув в глубокой древности, дошли до наших дней. Речь идет о народных праздниках, которые не отмечаются на государственном уровне, но их помнят и любят очень многие.
Наша сегодняшняя встреча посвящена тому, чтобы познакомить вас с интересным праздником «Починки». Что это за праздник, как его отмечали, вы сейчас и узнаете.

Учитель Починки – известный народный праздник, который проходит 16 февраля. В этот день по русскому обычаю устраивали латание дыр в одежде. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. А что для праздника надо? Собраться вместе,
Накануне, 15-го, праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются, устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Поэтому вслед за таким активным времяпровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить, да и пора было перед весной перебрать всю одежду, подготовиться к смене погоды. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

О том. Что необходимо было использовать для этого, мы узнаем о нашем первом конкурсе.
Приглашаются 8 участников.
Учитель:
Конкурс 1
Я раздаю вам клубки ниток, внутри которых лежат записки с загадками. Ваша задача – размотать клубок. Отгадать загадку. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1- То назад, то вперед, ходит, бродит пароход,
Остановишь - горе, продырявит море.
Ответ учащихся
(УТЮГ)

2. Из этого ведерка нельзя воды напиться.
Ответ учащихся
(НАПЕРСТОК)

3. На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
Ответ учащихся
(ШВЕЙНАЯ МАШИНА)

4. Два братца – одно сердце), остра – всему миру красна.
Ответ учащихся (ИГЛА)

5 Кого с пола за хвост не поймаешь)?
Ответ учащихся
(КЛУБОК НИТОК)

6. Стежок за стежком
Ответ учащихся
Встали рядком. (СТРОЧКА)


7. В лесу родился, а дома хозяйничает.
Ответ учащихся (ВЕНИК)


8. Остра, как игла, а шить не годится.
Ответ учащихся (БУЛАВКА)


Учитель
Справная жена заранее собирала все, что нужно для Починок, и хранила с трепетной бережливостью в своем заветном ларце или большой шкатулке, где было много накоплено самых разных безделушек для рукоделия: тесьмы, ленточек, бантиков, золотых шнурков, завязок, бисера и разноцветных камушков. Когда 16 февраля этот ларчик торжественно открывался для обозрения всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись девочки – что за сокровища там припасены? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конкурс 2:
Учитель
А наш следующий конкурс покажет, кто из вас не только самый быстрый, но и внимательный. Перед каждым участником стоит коробка, в которую насыпаны различные пуговицы. Перед коробкой лежит одна единственная пуговица. Как только зазвучит музыка, вы должны найти у себя в коробке по 10 таких же пуговиц, которые лежат на столе. Победителем же, конечно, станет тот, кто правильно и быстро выполнит задание.
Звучит фонограмма с народной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учитель
Часто на Починки созывались и представители сильного пола. Их труд был иным – подшить валенки. Заделать кожей сапоги, привести в порядок лошадиную упряжь. Забрав свою половину требующих ремонта вещей, мужчины. Как правило, уходили в глубь дома, поближе к печке, а вся женская «часть населения» усаживалась у окошек, разделив между собой работу. Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделия на Починки – так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Недаром гласила народная мудрость: « Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платоном», то есть в заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок: Иголка сновала, а бабонька нашептывала:«Не носить плаченного, не видать злаченного. Ныне – в рубахе простой, а завтра – что у царевны самой».
Рассказ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ ПО РОЛЯМ)

Учитель В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая:
«Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка» Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати. Выручали семью – ведь раньше копейка была дорога.
Конкурс3:
Учитель Для следующего конкурса нам понадобятся лоскутки, иголка с ниткой, мелкая монетка. Представьте, что вы находитесь в крестьянской избе и зашиваете эту монетку под заплатку. Способ прикрепления заплатки выберите сами в зависимости от ткани, формы заплатки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пока звучит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], вы это задание должны выполнить.
Учитель
Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16-го февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметится с иголкой надо было во чтобы то ни стало.
Сызмальства девочки помнили, что только весь помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: «Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?»
Так как девушки должны были быть настоящими мастерицами, им приходилось выполнять разную работу. О том, какая из нее получиться хозяйка. Как она умеет прясть, вышивать, можно было судить по рукодельным предметам

Конкурс 4
Перед вами лежат лоскутки ткани, пуговицы. Пришейте как можно больше пуговиц на эти лоскутки. Работа должна быть выполнена не только быстро, но аккуратно и творчески.
Звучит фонограмма с народной музыкой. Девочки выполняют задание пока звучит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учитель Девушки с Починок начинали сшивать приготовленные лоскутки, набирая из них, выстегивая себе в приданное ватное или пуховое одеяло. Искусные мастерицы создают настоящие шедевры, используя в работе разные по цвету. Размеру и формам кусочки ткани. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Перед вами цветная бумага, вырежьте из нее геометрические фигуры и составьте из них узор, который наклейте на бумагу. В дальнейшем вы по данной схеме будете создавать узор в технике лоскутного шитья. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кто выполнит задание – приступайте к последнему испытанию.
КОНКУРС 5
Закончите предложенные пословицы и поговорки.
Не боги горшки . Больше дела – меньше .. Всякая работа мастера Глазам страшно, а руки . Без труда нет .. Маленькое дело лучше ..
Кончил дело ..
Скоро сказка сказывается Лиха беда - .. Цыплят по осени
Деревья смотри в плодах, а людей смотри . Семь раз отмерь - Труд человека кормит, а лень . Жизнь дана на .. дела. Дело мастера Поспешишь – ..
Анаграммы 1. Перснаток, цынинож, нолокво, окстеж, лышекок.
2. Мстетаь, боатачьт, рптичатаь, антсоричьт, азтсоричьт, тсчатаь.
3. Окснртиуоравине, омедилоравине, бородувонаеи, нитсуремтны.
4. Опкдалкда, омазкиа, афткруа, акелдйсоокп, лфзилени.

Ответы учащихся
1. Наперсток, ножницы, волокно, стежок, колышек.
2. Сметать, обтачать, притачать, настрочить, застрочить, стачать.
3. Конструирование, моделирование, оборудование, инструменты.
4. Подкладка, мозаика, фактура, калейдоскоп, флизелин.



МЕТАГРАММЫ

1. С буквой Е - пальто сошьете,
С буквой А - письмо пошлете.

2. С буквой К - цветной шнурок во шве,
С буквой Р - все то же в башмаке,
С буквой Б - у девочки в косе.

3. С буквой В - пальто теплее,
А на платье и бельё.
Ткань на букву С пойдет.

4. Если с В начнете слово -
Выйдет материал суровый.
Ну а с В начнете -
Буквы все переплетете.
Ответы учащихся
Метаграммы
1. Мерки - марки. 2. Кант - рант - бант. 3. Ватин -сатин. 4. Бязь - вязь.

Учитель
Итак , закончились последние задания, наши мастерицы покажут свои работы, и мы увидим самых способных, самых трудолюбивых.

Работы демонстрируем на доске. Оценивают работы сами учащиеся по наводящим вопросам:
Какая из работ выполнена аккуратнее?
Кто из девочек справился с работой быстрее?
Кто отгадал все пословицы?
Кто правильно переставил буквы, чтобы получились слова?
Кто справился с метаграммами?

Учитель Наш урок- праздник подошел к концу. В заключении хочется сказать словами русского издателя Новикова
« Полезно знать нравы , обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях. Похвально любить и отдавать справедливость достоинства иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными.» и никогда не забывайте - кем бы в жизни ни стали – учителями, врачами, инженерами, юристами,- вы всегда будете возвращаться домой, и каков будет ваш дом зависеть будет только от вас.

Используемая литература
1. Баева т.и., Бойкова о.а, Гирич В.П. на досуге – М.легпромбытиздат.
2. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству – Волгоград «Учитель»
3. Народное творчество т: журнал – 2002.- №8
4. http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/izd/met_6.htm
5.http://tam579836.narod2.ru/poznavatelnaya_stranichka/

Праздник починок.pptТПраздник починок.ppt
· Заголовок 1 Заголовок 215