классный час и одновременно практическое занятие с детьми на тему Проступок.Правонарушение,Преступление.
Открытое занятие при РИПКРО «Проступок. Правонарушение.Преступление.» Цели:Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; задание на листах для малых групп. Ход занятия1.Организационный момент. Сообщение темы занятия.2.Основная часть. 2.1. Беседа. Опрос учащихся 6 -х классовУ. что общего между проступком, правонарушением и преступлением? У. можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да-нет? Почему? У. рассмотрим несколько ситуацийСитуация №1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении. Ситуация №2.Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? Представьте себе следующую ситуацию.Ситуация №3. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день решили пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению и преступлению. Проступок –это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение. Приведите свой пример проступка. Сформулируем определение правонарушения.Правонарушение –это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет. Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?Могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму? Дайте определение преступлению.Преступление –это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста уголовной ответственности.С какого возраста наступает уголовная ответственность? Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников).Суд может приговорить подростка к уголовной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать преступления, то суд отменит уголовное наказание и направит его в места лишения свободы 2.2. Игра «Верно-неверно». Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной , поднимаете зеленую карточку, если нет-красную. Всем понятны правила? Итак, ситуация №1. Лиза и Ирина решили после школы отправится в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если они не уйдут , то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Ситуация №2. Татьяна одна возвращалась поздно вечером домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Ситуация №3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу!»,-сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы»,-ответили ей девочки.Я считаю, что то проступок. Вы согласны? Ситуация №4. Группа ребят из 11-го класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидыми кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили.По –моему это преступление. Согласны? 2.3. Работа в группах.Итак, мы с вами вместе попытались разобраться в понятиях проступок, правонарушение, преступление, а теперь аналогичное задание вам предстоит выполнить в группах. 1 ряд- первая группа, 2 ряд-вторая группа и 3 ряд третья группа.Прежде, чем выполнять задание повторим правило работы в малых группах.Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои предложения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время. Задание. Обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить о чем идет речь: о проступке, о правонарушении или преступлении и обосновать свой ответ. Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортзале курящим, с пачкой сигарет в кармане.Света, ученица 9 класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.3. Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики. От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы.Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю в плечо и в живот. Дети работают в малых группах.