Рабочая программа Духовное краеведение Подмосковья 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Журавенская средняя школа»
Утверждаю
Директор школы__________

Приказ от « » августа 201 г. №

Рабочая программа
по Духовному краеведению Подмосковья
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Абрамова С.В.,
Учитель ОРКСЭ, ОПК и ДКП

201 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Духовному краеведению Подмосковья для 7 класса в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Журавенская средняя школа» и на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение родной земли. Святыни» (предмет «Духовное краеведение Подмосковья»).
Цель данного курса: историко-культурологическое и духовно-нравственное образование в системе полного среднего образования.
Задачи курса:
дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.Формы контроля освоения обучающимися содержания курса: тестирование.
Промежуточная аттестация в конце учебного года проводится в форме тестирования.
Так как авторская программа предусмотрена на один год обучения с общим количеством часов 34, а школьный курс рассчитан на 2 года обучения, поэтому мной были внесены изменения по количеству часов на изучение некоторых тем. Изучение первой части учебного материала предусматривается на первом году обучения, а второй части на втором году обучения.
На изучение темы «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма» добавлен один час. На изучение темы «Религиозная живопись. Как разговаривает икона» добавлено 4 часа, так как тема обширна, интересна учащимся, имеет творческий подход, взаимосвязана с изобразительным искусством. На изучение темы «Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык» добавлено 3 часа.
Некоторые темы были сокращены. Тему «О христианстве и православии» сократила на 4 часа. Тему «Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края» сократила на 2 часа, так как с данным материалом учащиеся познакомились на других уроках. Тему «Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры» сократила на 1 час.
В планирование занятий первого года обучения было добавлено итоговое занятие в форме тестирования -1 час и резервное занятие (1 час), посвященное святыням Зарайской земли и нашей деревни.
Основное содержание
Часть 1. Первый год обучения
Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры). Что такое «религиозная культура»? (1 ч)
Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. О чем рассказывает христианская православная культура? (13 ч)
О христианстве и православии (2 ч)
Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения I4исуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианскаяантропология — о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. (2 ч)
Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых в поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых». Особенности православной культуры. (2 ч)
Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Кремационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси. Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры.(1ч)
Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужицкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения. Влияние митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) на формирование христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. (6 ч)
Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библию.Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живопись, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира — Боговоплощение (Рождество Христово) — Распятие (Крестная Жертва) — Воскресение Христово — создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, Музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом — село Холмы. Исследование а нем объекта православной культуры — православного храма.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры
(2 ч)
Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни? Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.
(3 ч)
Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? (6 ч)
Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии.Картина и икона. Их отличия. Письменные источники христианской православной культуры.
Церковнославянский язык. (7 ч)
Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?
Зачетное занятие. Контрольное тестирование. (1ч)
Резерв учителя. (1 ч )Святыни Зарайской земли. Храмы на территории города. Спассо - Преображенский храм д.Журавна.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Части православного храма, главные христианские добродетели, имена христианских святых.
Символы христианской православной культуры
Особенности православной культуры
Учащиеся должны уметь:
Уметь давать определение понятиям «вера», «религия», «милосердие», «добро» и «зло», «грех» и др.Приводить примеры храмового зодчества в Подмосковье и родного края.
Составлять лестницу основных христианских добродетелей.
Называть ступени духовного возрастания человека в христианском понимании.
Учащиеся должны использовать полученные знания, умения и навыки в практической и повседневной жизни для:
Рассказа о христианской символике и ее назначении, выделения православных праздников и расставления их в последовательности событий библейской истории.
Посещения православных храмов и соблюдения правил поведения в храме.
Перечень учебно - методического обеспечения:
1. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учеб.пособие./Под ред. Л.Н.Антоновой – 2е изд. – М, 2007.
2. Учебник Духовное краеведение Подмосковья. Л.Л. Шевченко 2-е изд. Москва 2007 г.
3. Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования. Православная культура. Л.Л. Шевченко. 5-е издание. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2012 г
4. Методическое пособие для учителя. Духовное краеведение Подмосковья. Л.Л. Шевченко. 3-е издание. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2010 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Азбука православного воспитания. — М., 1997. 2. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003. 3. Афанасьева С. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет). Калининград, 2001. 4. Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского. м., 1995. 5. Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995. 6. Бородина АВ. Основы православной культуры. — М. 2002. 7. Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная библейская история. СП6, Владивосток. 2004. 10. Владимнров А., священник. Учебник жизни. М., 2001: 8 .Гнедич П.П. История искусств. (В 3-х т-г.). Репринтное издание 1897 г. Калининград, 1995. 9.Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х—ХХ вв. 1 Сост. С.С.Бычков. — М., 1992. 10. История иконописи (УI ХУ вв.). М., 2002. 11. Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр «Покров». М., 2001. 12. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000. 13. Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (Х — ХУIII вв.). М., 2001. 14. Кошохов д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999. 15. Коротких С., священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материалы для школьных уроков. Часть 2-я (Первый и второй год обучения). — М., 2003. 16. Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003. 17. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. (В 4-х т-г.). М., 2001. 18. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. — М., 1993. 19. Майорова Н. Литература древней Руси. М., 2003. 20. Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004. 21 .Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001. 22.Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. М., 1993. 23.Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам. Библиотечка еженедельника «Воскресная школю>. М., 2000. 24. По святым местам Егорьевского края. М., 2001. 25. Поселявян. Е. Святые вожди земли русской. — М.-СПб., 2000. 26. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие. (Выпуски: сентябрь, октябрь). Под, ред. иеромонаха Киприана (Ященко). — М. 2003. 27. Православная культура. Сборник программ. Под. ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Шевченко ЯЛ. — М., 2003. 28. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. Кострома, 1998. 29.Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987. 30. Прекрасньтй Божий мир /. — М., 1996. 31. Русские монастыри. Искусство и традиции, ГРМ., 1997. 32. Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995. 33. Святыни земли домодедовской. М., 2004. 34. Сергееаа О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. СП6., 2002. 35. Серия книг «Храмы Московской области» Владимир, 2001-2004 гг. 36. Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004. 37.Славянская энциклопедия. (В 2-х тгг.) М.: ((Олма-Пресс», 2001. )38 .Собрание древнерусского искусства в Загорском Музее. Л.: «Аврора», 1968. 39.Сорок сороков. М,, 2004. 40.Сосувцов Е., священник. Первая книга преподавателя Священной Истории. — СП6. 1994. 41.Справочикк-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Сост. Крестников Ю. и др. М., 2001.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Зам. директора по УВР учителей гуманитарного цикла __________
Протокол от «___»__________20__г.№__ «___»___________20__г.
Руководитель ШМО: __________