Презентация к предмету Духовное краеведение Подмосковья на тему Николо-Угрешский монастырь.
Духовное краеведение Подмосковья. Тема 10. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Димиртий Донской. Николо –Угрешский монастырь. Презентация подготовлена: преподавателем ДКП Авсеичивой Н.В.МОУ-СОШ п. Спутник , Можайского района. Среди православных святынь нашего Отечества одно из видных мест занимает Николо-Угрешский монастырь, расположенный в 15 километрах к юго-востоку от Московского Кремля, на левом берегу Москвы-реки. Обитель была построена по повелению великого князя Дмитрия Ивановича – победителя Мамая в битве на Куликовом поле. Зарождение и развитие монастыря неразрывно связано не только с именем ее основателя, но и с самой Куликовской битвой. Эта святыня и сегодня олицетворяет собой духовную составляющую той великой победы. Николо-Угрешский монастырь 1.3.17 На пути следования войска, в пятнадцати верстах от Москвы Великий князь увидел на воздухе в сиянии образ святителя Николая. Дмитрий Иванович возрадовался этому видимому знамению благословения свыше того подвига, к совершению которого он вел своих воинов, и воскликнул: «вся сия угреша сердце мое» (то есть согрело) – от этого и место явления образа прозвали «Угреша». После битвы в благодарность за победу Дмитрий Иванович повелел на месте чудесного явления воздвигнуть храм в честь Святителя Николая и устроить иноческую обитель, названную Николо-Угрешской После победного возвращения Дмитрий Донской основывает здесь монастырь. Недалеко от него установлен памятник Святителю Николаю, покровителю земли русской, с мечом в одной руке и городом в другой. Николо-Угрешскиймонастырь. Находится он в городе Дзержинском, что через МКАД от Капотни, рядом с местной ТЭЦ Первые летописные упоминания о существовании Николо-Угрешской обители относятся к 1479 г. Летописец поведал о пожаре, случившемся 9 сентября в Московском кремле у церкви Святителя Петра, «что на Угрешском подворье под горою». На месте явления иконы Святителя Николая Дмитрию Донскому сейчас стоит часовня святого Николая. Как раз здесь росла та самая сосна, которая очень долго являлась реликвией обители. К началу XVI в. Николо-Угрешский монастырь превращается в один из укрепленных форпостов на опасных юго-восточных подступах к Москве, и включается в оборонительный пояс, в котором немалая роль отводилась так называемым «монастырям-сторожам». Именно в XVI в. в обители возводятся первые белокаменные крепостные стены и башни, а также два белокаменных двора – Государев и Митрополичий. Недалеко от монастыря находилось село Остров, которое славилось обилием всякой дичи, и многие годы было охотничьим угодьем царских семей. Исторически сложилось, что цари перед охотой заезжали в обитель всей семьёй на богомолье. Таким образом, они сочетали приятное с полезным - и душу спасали, и развлекались в своё удовольствие Внук Дмитрия Донского Василий II (Тёмный) подарил монастырю ближайшие села - Капотню и Жирошкино. А Иван грозный даровал ему освобождение от всех пошлин. Обитель имела своё подворье прямо на территории московского кремля, что говорит о её очень высоком статусе 1.3.17 В ХVII в. Угрешская обитель исполняла еще одну роль. Она использовалась в качестве «исправительного» монастыря.13 мая 1666 г. по решению Московского Собора мятежный протопоп Аввакум и два его единомышленника, суздальский поп Никита и дьякон Федор Иванов были преданы анафеме и отвезены на Угрешу, где содержались до 5 сентября 1666 г. На исходе XVII столетия Угреша вторично стала местом «исправления».В обитель заточили стрельцов, заподозренных в участии в стрелецком бунте 1698 г. И, наконец, уже в XIX в. монастырь в третий раз играл роль «исправительного» учреждения. С XVII в. Николо-Угрешский монастырь стал местом проживания на покое епископов и архимандритов крупных монастырей. Известно, что около 1655 г. в монастыре проживали находившийся на покое митрополит Сильвестр и архимандриты Ферапонт, Илия и Серапион.Интересен тот факт, что монастырь часто посещался не только царскими особами, но и иерархами церкви. Самое знаменательное посещение Угрешского монастыря царем Алексеем Михайловичем состоялось 10–11 июля 1668 г., когда он прибыл в обитель в сопровождении сразу трех православных патриархов: Московского Иоасафа, Антиохийского Макария, а также Папы и Патриарха Александрийского Паисия. Не каждый монастырь в Российском государстве удостаивался подобного посещения. Это говорит о духовном значении обители для России и для российских государей Во 2-ой половине XVIII – начале XIX вв. происходит упадок духовной роли и культурного значения монастыря. В 1700–1833 гг. в обители сменилось 39 настоятелей. Вклады в монастырь сократились, постоянно уменьшалось количество братии. В 1713 г. при игумене Мефодии в монастыре проживало 33 насельника, а в 1739 г. числилось 27 монахов. К 1763 г. при игумене Гедеоне в Николо-Угрешском монастыре проживало уже 23 инока. В 1771 г. монастырь был упразднен, а в его постройках открыли лазарет для чумных больных. В 1771 г. упразднили подворье монастыря в Московском Кремле. Однако в 1772 г. императрица Екатерина II повелела восстановить монашескую жизнь в Угреше. В начале XIX в. начинается процесс возрождения духовного значения монастыря. Во времена польского ига, когда патриарх Гермоген призвал всех русских сбросить захватчиков, которые засели в кремле, Николо-Угрешский монастырь был местом сбора всех русских войск, и из него в апреле 1611-го года ополчение двинулось на Москву. Наибольшего расцвета обитель достигает при правлении Романовых, особенно набожного Алексея Михайловича. Здесь, в монастыре, одно время томились три главных раскольника, включая самого Аввакума, которых здесь пытались заставить "раскаяться". Аввакум отказался, а остальные двое написали покаянные письма, и даже были освобождены. Но с приходом на трон Петра Первого наступает нелёгкое время для монастырей. Государь считал монахов бездельниками, старался приобщить к труду и выколотить из них побольше денег. Это он называл реформами. В результате обитель лишается всех царских покровительств и льгот и постепенно беднеет и приходит в упадок. После переноса столицы в Петербург и создания Александро-Невсой лавры дела становятся ещё хуже. Некоторые здания монастыря приходят в полный упадок. Вообще, за время эпохи "просвещения" количество монастырей и монах в России сокращается более, чем вдвое. Идут годы, и в 1834 году число братии обители сократилось всего до 10-ти человек. Возрождение Николо-Ургешского монастыря связано с именами двух замечательных людей - Митрополитом Филаретом (Дроздовым) и святителем Игнатием Брянчаниновым. Чуть позже, при архимандрите Пимене монастырь постепенно становится одним из духовных центров России. 1.3.17 После революции 1917 г. Николо-Угрешский монастырь просуществовал недолго. В 1924 г. на его территории открыли «детский городок Московского отдела народного образования» и закрыли четыре храма. Спустя несколько месяцев закрыли все остальные храмы, и только скитская деревянная церковь Святых апостолов Петра и Павла продолжала действовать. При храме осталось шесть монастырских монахов.Последняя архиерейская служба в монастыре состоялась на праздник Явления чудотворной иконы Святителя Николы 9 (22) августа 1924 г. Служили Святейший Патриарх Тихон и епископ Арсений (Жадановский). В 1927 г. помещения монастыря заняла трудовая коммуна № 2 ОГПУ-НКВД СССР, с 1936 г. носившая имя Ф.Э. Дзержинского. В 1940 г. снесли древний Никольский собор, построенный на месте первого белокаменного храма эпохи князя Дмитрия Донского, разрушили здания бывшего духовного училища. Только в декабре 1990 г. решением Мособлсовета архитектурный комплекс Николо-Угрешского монастыря был возвращен Русской православной церкви. Что ж, довольно истории, несколько слов о храмах обители. В монастыре 13 храмов, больше, чем в каком-либо другом из известных мне монастырей. Разумеется, наиболее внушительно на территории Николо-Угрешского монастыря выглядит Спасо-Преображенский собор, построенный архитектором А.С.Каминским в конце 19 века. Рядом с ним находится собор Николая Чудотворца. По монастырским преданиям первый в монастыре каменный храм в честь Святителя Николая был заложен в 1381 г. на великокняжеские пожертвования. Скорее всего, это был небольшой белокаменный храм с позакомарным покрытием. В середине XIX в. при перепланировке монастырской площади под метровым слоем почвы действительно был обнаружен четырехугольный фундамент этого древнего собора. На его месте в 1880 г. заложили ныне существующий Преображенский собор. Внутри него ощущаешь себя песчинкой - потолки так высоки, что дух захватывает. К Успенской церкви пристроена малюсенькая церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы Кроме того, что Николо-Угрешский монастырь несравнимо красив, он ещё и бьёт по всем параметрам все остальные монастыри. Здесь самая высокая колокольня в Москве и Московской области - аж 93 метра. Колокольня в три яруса была построена в монастыре при Императрице Елизавете Петровне в XVIII веке по проекту архитектора Ивана Жеребцова. В 1850 году колокольня была достроена до шести ярусов и достигла высоты 93 метра. На ней было 18 колоколов, самый большой, "Благовестник", весил 19,7 тонн. На втором ярусе размещена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По другую сторону от колокольни расположены Государевы и Патриаршие палаты с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На углу, между зданиями братских келий, стоит жёлтая больничная церковь Богоматери Всех Скорбящих Радость Угловая белая церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь Пимена Угрешского построена в память о погибших сотрудниках уголовно-исполнительной системы. На территории монастыря находится пруд, который придаёт этому месту дополнительную красоту. На берегу пруда находится маленькая голубая деревянная церковь Петра и Павла. Рядом с ним часовня "Взыскание Погибших" иконы Божией Матери, из-под которой в пруд бьёт родник. Храм-часовня Страстей Господних И рядом с ней звонница. На самом деле это трансформаторная будка, стилизованная под звонницу. Часовня Николая Чудотворца расположена в Святых воротах. Часовня Явления образа Николая Чудотворца, о которой мы уже говорили. Своеобразной визитной карточкой монастыря является вот эта стена, которая называется "Палестинской" или "Иерусалимской". Она построена достаточно поздно, в 1866 году, при преподобном Пимене Угрешском. Эта стена лишний раз наглядно напоминает нам, что монастырь есть образ Небесного царствия, Горнего Иерусалима. В монастыре постоянно работает очень вкусная и недорогая трапезная, расположена она сразу при входе на территорию На памятнике написано: «Господи! Да будет на сем месте благословение святой Афонской горы». Чёрные лебеди очень хорошо гармонируют с монастырским прудом. В обители много лошадей и коров, которые ничуть не мешают жизни обители. Гусята так важно, так чинно вышагивают по дорожке по каким-то своим делам, не замечая никого вокруг. А пруду водятся бобры. Николо-Угрешский монастырь - это сосредоточие свободы, силы и красоты.