Урок-экскурсия по предмету Духовное краеведение Подмосковья 8 класс, Храмы города Чехова и Чеховского района.
Урок - экскурсия по храмам Чеховского района
Методическая разработка урока «Экскурсия в храм».
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Познакомить с понятиями - «православный храм», «вера».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Дорогие ребята, сегодня мы совершим экскурсию по храмам Чеховского района и города Чехова. Вы посетите монастырь Давидово-Вознесенскую пустынь, церковь Успение Пресвятой Богородицы в Новоселках, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Васькино и церковь Зачатье Святой Анны.
Техника безопасности:
1. Не ходить по автобусу во время его движения.
2. Если стало плохо сообщить об этом экскурсоводу.
3. Сохранять бодрость духа и хорошее настроение !
Вера это связь человеческой души с Богом. Еще издревле наши далекие предки поклонялись различным духам, олицетворяющие силы природы. Они не могли объяснить эти явления, чувствовали свою зависимость от стихии. От язычества, в 988 году при великом князе Владимире Русь перешла в православную веру.
Христианство, это вторая возникшая мировая религия, появилась она приблизительно в первом веке н.э.
Самыми крупными православными церквами являются: Русская, Константинопольская, Александрийская, Антиохейская (Сирия), Иерусалимская.
Но церковь, это не только здание из кирпича или дерева, это есть тело Христово, состоящее из главы Христа и всех христиан живых и умерших.
На всех храмах установлены кресты. Так как крест – это символ искупительной жертвы Христа. Внизу креста может располагаться месяц олицетворяющий жертвенную чашу Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.
В самом раннем христианстве, его символами были рыба и морской якорь.
Сами храмы имели разнообразную форму, заключающую в себе скрытый смысл.
Так храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола. Крестом, открыт вход в рай. Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. - Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. - Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). - Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.- Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.- Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов. - Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.- Восьмикупольный храм: символ вечной жизни в раю.
- Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.- Двенадцатикупольный храм: 12 апостолов.
- Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Форма и цвет купола также имеют символический смысл.
- Сферический купол символизирует свод небесный.
- Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла. - Форма луковицы символизирует пламя свечи. Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.
Цвет купола- Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам- Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.- Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
- Храмы с куполами других цветов, посвящены святым или апостолам.
Главные образы в православии это Святая Троица (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), Иисус Христос или миссия и Богородица Дева Мария.
Самым почитаемый почитаемый образ – Спас Нерукотворный или Спас на убрусе (на ткани). Есть несколько версий его происхождения:
1. Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь Пятый Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.
right0Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. 12 век., Новгород
Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь написал на ткани Нерукотоворённого Образа слова "Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится", прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Так появилась первая икона - Нерукотворный образ Спасителя.
2. Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.
3. В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов — издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.
Для западноевропейского обывателя второй половины XIV в. она появилась «неизвестно откуда» в местечке Лирей под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции. В 1375 г. она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова. Это привлекло в храм множество паломников. Тогда же возникли сомнения в ее подлинности. Местный епископ Анри де Пуатье порицал настоятеля храма за выставление ее как подлинной Плащаницы Христовой. Его преемник, Пьер д’Арси, получил от папы Климента VII разрешение выставлять Плащаницу как обычную икону, но не как истинную погребальную пелену Спасителя.
В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя — Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.
Иконы с Христом:
1. Пантократор – Христос в Славе и Силе
2. Христос Великий Архиерей
3. Спас Эммануил (Христос в виде отрока)
Иконы с Богородицей:
1. Елеус – Умиление (Богородица и младенец прижались щеками)
2. Адигитрия (путеводительница) указывает путь к Христу
3. Оранта (молящаяся)
Фон икон – золотистого цвета, это цвет божественной энергии. Одежда красного цвета – символизирует земли, синяя – небо.
Давидово – Вознесенская пустынь
И.С. НикитинМОНАСТЫРЬ
Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладный веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом.
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом.
И внемлет вечное Бог-Слово
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.
Вознесенская Давидова пустынь рас положена на берегу реки Лопасни, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Находится она в 60 километрах от Москвы и в 23 километрах от Серпухова, недалеко от станции Лопасни (ныне г. Чехов).
Об основании Пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись: "в лета 7023 при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двумя старцами и двумя простыми мужи мая в 31 день. А Хатунь была всеми волостями и со уездом за князем Василием Семеновичем Стародубским. И яко же пришед и вселися на святое место се и постави церковь во имя боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и созда обитель, и постави келии, и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лета 7037 сентября в 19 день на память святаго великомученика Евстафия и иже с ним".
Преподобный Давид по преданию происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Имея, чуть более 20-ти лет от роду, он оставил суету мира сего и удалился в Пафнутиев Боровский монастырь.
В братии Пафнутиева монастыря, в одно время с преподобнымДавидом, подвизался преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, свидетелем подвигов и праведного жития которого был преподобный Давид. Оба подвижника были близкими друзьями.
В 1515 году преп. Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Кроме построения храмов и келий преп. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу.
15 августа 1515 года обитель посетил - незадолго до своей кончины - преп. Иосиф Волоцкий. Он трапезовал с преп. Давидом и братией и наставлял их в слове Божием.
Более полустолетия подвизался преп. Давид в монашестве и был кормильцем-отцом всего окрестного населения. l9 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу,а честное тело его, изнуренное трудами и подвигами, было погребено, в основанной им пустыни. Над могилой преподобного была поставлена часовня.
В синодике 1602 г. через 75 лет после своей праведной кончины, он именуется преподобным, а в документах 1657-го года кроме того и чудотворцем. Преподобный Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. После праведной кончины преподобного Давида над его могилой была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери - "Знамение".
Монастырю покровительствовал царь Иван Грозный. На первый взгляд кажется странным то, что царь Иван Грозный обратил особое внимание на этот скромный монастырь. Такое отношение царя к обители в большей мере объясняется ее названием - посвящением в честь Вознесения Господня. Вознесение Господне как церковное событие и праздник имели особое значение для Ивана Грозного. У отца Ивана Грозного – великого Московского князя Василия третьего долгое время не было детей. По его желанию, в царской усадьбе, в селе Коломенском был заложен храм Вознесения Господня, как моленный храм о даровании сына – наследника престола. На свет появился Иван четвертый Васильевич, который с особым вниманием относился к церковному празднику Вознесения Господня, с особым пристрастием он заботился о сохранности и благолепии храма Вознесения в Коломенском, покровительствовал и подмосковному монастырю Давидово – Вознесенская пустынь.
Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. (экскурсия по монастырю)К. ФофановВ СОБОРЕ СУМРАК И ПРОХЛАДА…
В соборе сумрак и прохлада;
Звучны шаги на камнях плит,
Перед Пречистою - лампада,
Свеча - пред Вечерей горит.
Все тихо, все полно покоя,
Все ожидания полно, -
И брезжут пятна у налоя
Сквозь разноцветное окно.
Смущенный, слушаю молчанье
И сам молитвенно молчу,
Да примет Бог мой покаянье
И я возжгу свою свечу!..
Пускай горит она несмело,
Как жертва мирная без слов,
Когда воспримут Кровь и Тело
Во оставление грехов.
Когда ж растает ладан синий
И клир замолкнет, отзвуча…
Перед мерцающей святыней
Пусть догорит моя свеча!
Новоселки
Церковь Успение Пресвятой Богородицы
В1627 г. на реке Люторице приходские люди соорудили новую деревянную церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1704 г. началось строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом великомученика Георгия Победоносца. В1710 г. село Новоселки состояло в вотчине Шереметевых и Молчановых. В 1750 г. новый владелец села коллежский советник Иван Мартьянович Голохвастов построил каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее освящение состоялось 23 октября 1756 г. В память о деревянной церкви великомученика Георгия Победоносца освящен южный придел. Храм с трапезной и колокольней выполнен в формах барокко.В советское время храм не закрывался. В Новоселках сохранилась школа, построенная А.П.Чеховым.
Успение Богородицы
Из церковного предания известно, что Богородица после Распятия Спасителя жила в Иерусалиме – в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах. Убеждать людей в истинности пути к Христу Она могла и без всяких слов: одного взгляда на Нее было достаточно, чтобы все понять.
Однажды, во время молитвы у Гроба Господня к Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Так он сообщил Деве Марии, что Ее земные дни сочтены.
О полученном от Ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому – он был одним из учеников Иисуса, но в число апостолов не входил. По его просьбе и по молитве Богородицы в течение нескольких дней в Иерусалиме собралось большинство апостолов, чтобы проститься с Ней.
Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Димитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».
Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры.
Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.
Похоронная процессия была столь торжественной и многолюдной, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом Сама обратила в христианство многих язычников и иудеев. Посланные стражники процессии помешать не смогли: и тело Девы Марии, и идущие рядом с ним христиане были как будто ограждены невидимой стеной.
Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр (специальный похоронный помост) с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены какой-то неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру и руки его вернулись на место.
Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю.
Апостол Фома не успел на похороны Богородицы – он пришел в Иерусалим на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» – повествует святитель Димитрий Ростовский.
В этот же день святые апостолы собрались все вместе за обедом – а виделись они довольно редко, ведь каждый нес Слово Божие в разных странах. И тут им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».
Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…
(экскурсия по храму, беседа с отцом Александром)
Васькино
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
История. Васькино в прошлом — старинная усадьба, расположенная в живописной местности на берегу р. Люторка. В 1689-1708 гг. село принадлежало окольничему М. Т. Лихачеву, который в 1700 г. построил каменный храм в честь Рождества Богородицы в формах московского барокко с приделами: в честь Воскрешения Лазаря и во имя Никиты Столпника (Переяславского). Потом усадьба часто меняла владельцев. В 1795 г. имение перешло к кн. Дмитрию Щербатову, сыну знаменитого историка. В усадьбе часто гостил племянник князя — известный русский мыслитель Петр Чаадаев. Позже здесь бывали декабристы Иван Якушин и Федор Шаховской. В конце XIX в. в Васькино неоднократно бывал А. П. Чехов, живший в соседней деревне Мелихово. Он был крестным дочери Сергея Шаховского, в церкви Рождества Богородицы венчался брат писателя — Михаил. До нашего времени сохранились усадебный дом, каретный сарай, хозяйственные постройки, парк и пруды.
По прошению кн. Натальи Щербатовой усадебный храм перестроили в формах ложной готики, окончательно он сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. В советские годы храм причислен к памятникам культуры государственного значения, однако это не спасло его от разрушения. В 1930 г. церковь закрыли и использовали под клуб. В 1997 г. храм в полуразрушенном состоянии передан православной общине.
В 2002 г. начались восстановительные работы.
Святыни. В храме находится местночтимая икона Никиты Столпника (Переяславского) с частицей мощей.
Никита Столпник (Переяславский)
Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.
Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами выбежал он из дома.
В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу. Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.
Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.
Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание.
Между тем убийцы, остановившись на берегу роки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены :на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420—1425 гг. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.
(экскурсия по храму, беседа с отцом Александром)
Алексей Хомяков - Вход в ИерусалимШирока, необозрима,Чудной радости полна,Из ворот ИерусалимаШла народная волна.Галилейская дорогаОглашалась торжеством:"Ты идешь во имя Бога,Ты идешь в Свой царский дом!Честь Тебе, наш Царь смиренный,Честь Тебе, Давидов Сын!"Так, внезапно вдохновенный,Пел народ. Но там один,Недвижим в толпе подвижной,Школ воспитанник седой,Гордый мудростию книжной,Говорил с усмешкой злой:"Это ль Царь ваш, слабый, бледный,Рыбаками окружен?Для чего Он в ризе бедной,И зачем не мчится Он,Силу Божью обличая,Весь одеян черной мглой,Пламенея и сверкаяНад трепещущей землей?"И века прошли чредою,И Давидов Сын с тех пор,Тайно правя их судьбою,Усмиряя буйный спор,Налагая на волненьеЦель любовной тишины,Мир живит, как дуновеньеНаступающей весны.И в трудах борьбы великойИм согретые сердцаУзнают шаги Владыки,Слышат сладкий зов Отца.
- Обед
Анно-Зачатьевская церковь
Анно-Зачатьевская церковь расположена в центре города Чехова на возвышении, в бывшей усадьбе князей Васильчиковых - Зачатьевское. Среди памятных мест, вошедших ныне в черту города, село Зачатьевское на реке Лопасне - одно из наиболее заметных.
Впервые село было упомянуто в писцовых книгах в 1628 году как владение этого древнего боярского рода.
Закладка церкви в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы состоялась в 1689 году на средства стольника Саввы Лукьяновича Васильчикова.
Долгое время у него не было детей, и Савва Васильчиков после видения, явленного его супруге Анне, дал обет, что, с рождением ребенка, он построит храм в благодарность Богу. При начале строительства храма Анна Васильчикова зачала и через положенное время родила дочь, названную Марией. После у супругов были и другие дети. В 1694 году храм был освящен в честь святой праведной Анны «егда зачать Пресвятую Богородицу».
Рядом с церковью находится некрополь потомков А.С. Пушкина. Здесь покоятся старший сын поэта Александр Александрович Пушкин, его супруга Софья Александровна (урожденная Ланская), их сыновья Сергей, Григорий, внучка Софья Павловна Воронцова-Вельяминова.
Александр Александрович Пушкин боевой генерал, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, награжден многими высшими наградами Российской империи, в числе которых и золотая сабля врученная императором Александром вторым с надписью «За храбрость». По легенде саблю положили в гроб Александра Александровича и захоронили, правда не у нас в Лопасне а сперва в селе Богатищево (сейчас Каширский район Московской области). В 1963 году, по просьбе потомков прах генерала был перезахоронен возле Анно-Зачатьевской церкви в Чехове, рядом с могилами его первой жены и троих детей. Знаменитую саблю при вскрытии могилы так и не нашли.
В некрополе также находятся родовые могилы владельцев усадьбы Васильчиковых, которые были связаны родственными узами с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми.
Адрес Анно-Зачатьевской церкви: Московская обл., г. Чехов, ул. Пушкина, д. 7
(экскурсия по храму, беседа с отцом Александром)
- Рассказ о улице Московской, район Полиграф комбината.
Молоди
Село Молоди известно с 16 века, когда в Замыцкой волости Московского уезда существовал погост на реках Молодка и Рожая с деревянной церковью Воскресения Христова.
Летом 1572 года у села Молоди на реке Рожайке почти неделю шло ожесточенное сражение с огромной татарской армией крымского хана Девлет-Гирея. Русские рати во главе с воеводами Михаилом Воротынским, Дмитрием и Андреем Хворостиниными наголову разгромили врага и обратили его в бегство.
Вот при этих обстоятельствах и встречаются впервые в древних документах Молоди.
Первое известное имя владельца села Молоди упоминается в епархиальной ведомости Московской губернии за 1873 год: в 1616 году перешедший на русскую службу татарин Ф. Измат-Гильдяев владел Молодями. Позднее, в 1678 году это было уже большое село, в котором жили крестьяне, находившиеся в различной степени крепостной зависимости.
В 1678 году село Молоди принадлежало братьям Соковниным, которые вместо ветхой церкви на погосте в Молодях построили новый деревянный храм в своей усадьбе.
Соковнины путем брачных связей породнились с могущественными и богатейшими родами Морозовых и Милославских, в свою очередь связанных родственными узами с царствующим домом.
Обе сестры Соковнины, проведшие детство в Молодях, были знаменитыми в истории деятельницами русского раскола. Одна из них Федосья Прокофьевна, запечатлена на картине Сурикова «Боярыня Морозова». Сестры понесли за свои убеждения мученическую кончину, были заключены в земляные ямы тюрьмы Боровского монастыря.
Позже вотчиной владел Федор Алексеевич Головин (дипломат), затем перешла к родственникам Салтыковым, которые продают имение братьям Домашневым, из которых особую известность имел Сергей Герасимович Домашнев – камергер и директор Российской Академии Наук до 1783 года, когда на его место императрица Екатерина вторая назначила Екатерину Дашкову.
При Домашневых имение в Молодях принимает респектабельный вид. Заново строится главный усадебный дом. Капитально перестраивается Воскресенская церковь, с западной стороны пристраиваются две башни колоколен, пристройки придали ей вид, очень далекий от архитектуры "московского барокко" но при этом оригинальная "башенная" композиция стала примечательной особенностью этого сооружения. Возможно, что перестройка церкви велась под руководством выдающихся русских архитекторов Михаила Казакова и Василия Баженова.
После Домашневых, начиная с 19 века усадьбой Молоди владели Марфа Кроткая, Александра Бестужева, богатый лесопромышленник Бородин.
В справочнике Благовещенского за 1874 год о Воскресенской церкви села Молоди Подольского уезда читаем: ….построена в 1703 году (каменная при Головиных). Престолов три: Обновления Храма Воскресения Христова, Святых Апостолов Петра и Павла, преподобного Стефана Сурожского, дворов 147, душ более 1000чел.» К имуществу церкви относились особо почитаемые иконы Всемилостивого Спаса Нерукотворного, Воскресения Христова, Казанской Божией Матери. Ризы и венцы этих икон серебряные, вызолоченные без пробы.
В 1961 г. церковь закрыли, вся церковная утварь была расхищена. С 1991 г. в Воскресенском храме возобновились богослужения.
После Домашневых, начиная с 19 века усадьбой Молоди владели Марфа Кроткая, Александра Бестужева, богатый лесопромышленник Бородин.
(экскурсия по храму)
- Возвращение в школу
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.
Ориенти-ровочно-мотивацион-ный этап Храм Божий на горе мелькнулИ детски чистым чувством верыВнезапно на душу пахнул…Нет отрицанья, нет сомненья,И шепчет голос неземной:Войди с открытой головой!Войди! Христос наложит рукиИ снимет волею своейС души оковы, с сердца мукиИ язвы с совести больной…Н.А.Некрасов Мотивация учащихся к изучению темы урока.
Словарная работа.
Усвоение новых знаний.
II. Операцион-но-исполни-тельный этап. - Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.
- Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.
- В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Беседа:
- Что такое храм?
- Что такое церковь? Что она означает?
- Вот поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.
- Сегодня на уроке во время экскурсии мы подробно разберём с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
1. Внешние особенности храма. Экскурсия по территории храма. Беседа.
- Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
2. Изучение устройства храма.
- Часто ли вы бываете в храме?
- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
- Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
Беседа:
- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
- Как мы заходим в храм?
- Как мы стоим во время богослужения?
- Как оканчивается божественная литургия?
Экскурсия.
- Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарём на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящён какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.
- Как называется храм находящийся в нашем городе?
- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.
Раздаю схемы-памятки.
- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части:
притвор
собственно храм (средняя часть)
алтарь.
- В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
- Вот мы в самом храме.
Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра).
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
- Алтарь отделяется от храма иконостасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые ликами к молящимся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм.
В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.
Самое важное место в алтаре — престол - особо освящённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. - Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
- Церковь — означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий.
- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Выслушиваем предположения детей.
Словарная работа.
Выслушиваем предположения детей.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Выслушиваем ответы детей.
III. Рефлексивно-оценочный этап. - Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?
Прихожане в Божий храмХодят рано по утрам,Пообщаться с Богом в нице,Прислониться к плащанице.Просят жизнь добрее стать,Вам здоровья пожелать,Свечи ставят на канон,Свечи ставят у икон.На помин чужой душиВ Божьем храме помолчи,Со слезою на глазахДуша кается в грехах.Приходите в Божий храм,Очищайте душу там!
Рефлексия.
- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Любите, дети, старину
С её былинными веками,
С её старинными церквами,
К величию ведшие страну…
Любите. Дети, старину!..
С.С. Бехтеев Личностная значимость новых знаний.
Выслушиваем ответы детей.
IY. Домашнее задание. Общее:
- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке во время экскурсии;
- узнать, историю и особенности храмов нашего города.
Индивидуальное:
- нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты;
- подобрать и выучить стихотворение о храме;
- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.