Рабочая программа по истории России для основного общего образования 9 класс специальной коррекционной школы VIII вид

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Лидогинского сельского поселения
Нанайского муниципального района Хабаровского края




«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
__________________
_____________/ФИО
Протокол №_____ от
«___»________20__г.

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_______________________
__________________/ФИО
«____»____________20___г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________________
__________________/ФИО
Приказ №____________от
«___»_____________20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_____________ИСТОРИЯ__________
(учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
по истории России для основного общего образования, 9 класс
специальной коррекционной программы школы 8 вида
(интегрированное обучение)
(ступень обучения, класс)


Срок реализации: 1 год
Всего часов на учебный год: 64
Количество часов в неделю: 2


Составлена в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией В.В. Воронковой
Сборник №2;ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2010 г.
(название программы с указанием автора и сборника, год издания)

Олейник Анна Александровна, учитель истории и обществознания
(Ф.И.О., должность педагога. категория)




2014 год
Пояснительная записка

Рабочая программа по Истории России для 9 – го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года, №29/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, авторы   О.И.Бородина, В.М. Мозговой, Л.В. Сековец, 2010 г.
Учебного плана Образовательного учреждения.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в  общество.
Важной составной частью курса «История России» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.

Цель обучения  – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Отличительной особенностью рабочей программы является то, что она рассчитана на 64 урока. В ней сохранено основное содержание материала по программе В.В. Воронковой. В 9 классе учащиеся знакомятся с событиями конца XIX века и всего XX века.
Каждая тема дополнена рассказами для дополнительного чтения, словарем, а также дополнительными интересными историческими фактами. В конце каждого раздела предусматриваются уроки контрольно – обобщающего повторения для лучшего усвоения и систематизации знаний у учащихся с нарушением интеллекта.
Сроки реализации рабочей учебной программы: 2014 – 2015 учебный год.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «История Отечества» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог)
Работа с книгой
Самостоятельная работа
Практическая работа
Методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний       
методы повторения, закрепления знаний    
методы применения знаний
методы контроля
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Дифференцирование, разноуровневое обучение,
Наглядные пособия
Создание увлекательных ситуаций
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Знание теоретического материала по разделам, правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень физического развития ученика.
Оценка «5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике. Оценка «4»  -  успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу. Оценка «3»  -  фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками,  работает с помощью и под постоянным контролем педагога. Оценка «2» -  испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно. Оценка «1»  -  усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.

Для реализации рабочей учебной программы считаю необходимым использовать
Основная: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2010.
Дополнительная:
Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями. – М., 1999.
И.М. Бгажнокова. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.




























Содержание учебного курса

Россия в начале XX в. (9 часов)
Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.
Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.
Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).
Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции - Основного закона Российской империи.
Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в. A.M. Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
Россия к 1917 - 1920 годах (11 часов)
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.
Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства - Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.
Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.
Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между «красными» и «белыми».
«Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, Л.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, СМ. Буденный, В.И. Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.
Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: «военный коммунизм».
Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.
Советская России СССР в 20 - 30-е годы XX века (11 часов)
Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.
Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов - нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.
Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках Й.В. Сталина. Культ личности Сталина.
Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.
Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Массовые репрессии. ГУЛаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 2040-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, СВ. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советский писатель М.А. Шолохов.
Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20 - 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941 - 1945 годов (11 часов)
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.
Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г.К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.
Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и йл-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией, Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г.
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.
Советский Союз в 1945 - 1991 годах (14 часов)
Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С. Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.
Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова.
Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.
Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов. В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.
Жизнь и быт советских людей в 70-е начале 80-х годов XX века.
Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Избрание первого президента СССР М.С. Горбачева. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР.
Образование суверенной России. Первый президент России Б.И. Ельцын. ГКЧП попытка военного переворота в 1991 г.
Новая Россия в 1991 - 2003 годах (7 часов)
Экономические реформы Б.Н. Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.
Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России В.В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И. Алфёров. Строительство Международной космической станции.
Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране. Повторение за год (1 час) Календарно – тематическое планирование

Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты освоения материала
Вид, форма контроля




План.
Факт.





Раздел I. Введение в историю

1.
Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.
1


Сообщение новых знаний
Правление Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

2.
Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.
1


Комбинированный
Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». Русско-японская война.
Научится пользоваться небольшим историческим текстом

Устный опрос

3.
4.
Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).
2


Комбинированный
Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин».
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку.
Устный опрос

5.
Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции - Основного закона Российской империи.
1


Комбинированный
Формировать представление о политических партиях и движениях, возникших в начале XX века.
Правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Самостоятельная работа (Таблица «Первые политические партии»)

6.
Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
1


Комбинированный
Формировать представление об изменениях в политической системе Российской империи. Формировать представление о реформах П.А.Столыпина.
Передать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

7.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в. A.M. Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
1


Комбинированный
Формировать представление о сути Серебряного века
Выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества.

Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)

8.
Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
1


Комбинированный
Формировать представление о Первой мировой войне и об участии в ней России.
Выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества.

Устный опрос

9.
Урок контрольно – обобщающего повторения
1


Систематизация и обобщение знаний
Закрепить и обобщить знания учащихся об историческом развитии России с 1900 по 1916 гг.

Контрольная работа

Раздел II. Россия в 1917 – 1920 годах

10.
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.
1


Комбинированный
Формировать
представление о Февральской революции. 1917 г. – Февральская революция;
отречение царя Николая II от престола; суть двоевластия.
Передать содержание конкретного исторического материала
Практическая работа (составление опорного конспекта)

11.
12.

Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства - Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.
2


Сообщение новых знаний
Захват власти большевиками Временное правительство. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства В. И. Ленин. Первые декреты Советской власти. Создание нового государства Российской Федерации (РСФСР).
Научится пользоваться небольшими историческими текстами
Самостоятельная работа (Составление схемы «Захват власти большевиками»)

13.
Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.
1


Комбинированный
Дать общее представление о мятеже левых эсеров
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

14.
15.
Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между «красными» и «белыми».
2


Комбинированный
Гражданская война и интервенция. Создание «красной» и «белой» армии
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

16.
«Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, Л.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, СМ. Буденный, В.И. Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

1


Комбинированный
Дать общее представление о борьбе между «красными» и «белыми».
Формировать представления о «третьей силе», противостоявшей «белому» и «красному» движению.
Научатся распознавать основные исторические события гражданской войны
Самостоятельная работа (доклад об одном из участников «белого» или «красного» движения)

17.
Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: «военный коммунизм».
1


Комбинированный
Политика Советского правительства – всеобщая трудовая повинность, отмена частной собственности, отмена денег, запрет торговли; продразверстка в деревне.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

18.
Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.
1


Комбинированный
Дать общее представление о жизни и быте людей в годы революций и Гражданской войны.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Практическая работа (составление опорного конспекта)

19.
Региональный компонент. Дальний Восток в годы революции и гражданской войны.
1


Сообщение новых знаний
Дать представление о Хабаровском крае в годы революции и гражданской войны.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

20.
Урок контрольно – обобщающего повторения
1


Систематизация и обобщение знаний.
Закрепить и обобщить знания уч-ся об историческом развитии России в 1917 – 1929 гг.

Контрольная работа

Раздел III. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы XX века

21.
Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советского Союза.
1


Сообщение новых знаний
НЭП – новая
экономическая
политика; продовольственный
налог; свободная
торговля; «золотой червонец», платные услуги.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

22.
Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов - нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.
1


Комбинированный
Дать общее представление о свободной торговле, крестьянах-единоличниках. Рассмотреть положительные и отрицательные результаты НЭПа.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

23.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.
1


Комбинированный
Раскрыть причины, предпосылки и принципы построения СССР.
Научится пользоваться небольшим историческим текстом
Самостоятельная работа (составить схему «Система государственного управления»

24.
Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках Й.В. Сталина. Культ личности Сталина.
1


Комбинированный
Познакомить с личностью И.В.Сталина; показать роль Сталина во внутрипартийной борьбе.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

25.
Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.
1



Сообщение новых знаний
Дать учащимся представление о проведении индустриализации в СССР.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

26.
Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
1


Комбинированный
Дать представление о проведении коллективизации крестьянских хозяйств в СССР.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

27.
Массовые репрессии. ГУЛаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.
1


Комбинированный
Познакомить учащихся с основными положениями Конституции 1936 г.
Научится пользоваться небольшим историческим текстом
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)

28.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20 – 40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
1


Комбинированный
Дать общие представления об образовании новых республик и политической жизни страны в 30-е годы.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

29.
Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советский писатель М.А. Шолохов
1


Сообщение новых знаний
Дать учащимся общее представление о развитии науки и культуры СССР в 20 – 30-е гг. XX века. Ликвидация массовой неграмотности.
Научится выбирать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества.
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)

30.
Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е годы.
1


Комбинированный
Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 20 – 30-е гг. XX века.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

31.
Урок контрольно – обобщающего повторения
1


Систематизация и обобщение знаний.
Повторить и закрепить материал об историческом развитии СССР в 20 – 30-е гг. XX века.

Контрольная работа

Раздел IV. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

32.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.
1


Сообщение новых знаний
Показать положение
СССР в мире,
в системе
международных отношений.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

33.
Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.
1



Комбинированный
Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией.
Научится пользоваться небольшим историческим текстом
Устный опрос

34.
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
1


Комбинированный
Дать учащимся общее представление о внешней политике СССР в начале Второй мировой войны.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

35.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
1


Сообщение новых знаний
Формировать у учащихся представление о ходе военных действий в начальный период войны.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)

36.
Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г.К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.
1


Комбинированный
Дать представление о героической борьбе за Москву. Оборонительные бои за Москву; контрнаступление советских войск; подвиги защитников Москвы; значение победы в битве за Москву.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Хронологический диктант

37.
Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и йл-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.
1


Комбинированный
Формировать представление о мероприятиях советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

38.
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
1


Комбинированный
Дать представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады, общее представление о Сталинградской битве и о битве на Курской дуге.
Научится выбирать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества.
Самостоятельная работа (составить схему «Главные битвы войны»)

39.
40.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы 9 мая 1945 года.
2


Комбинированный
Дать общее представление о завершающих сражениях Красной Армии в Европе.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

41.
Вступление СССР в войну с Японией, Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.
1


Сообщение новых знаний
Дать общее представление о войне СССР с Японией. Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

42.
Урок контроль - обобщающего повторения.
1


Систематизация и обобщение знаний.
Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.

Контрольная работа

Раздел V. Советский Союз в 1945 – 1991 годах

43.
Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
1


Комбинированный
Дать представление о победах СССР в войне; подвигах советского народа, сумевшего в кратчайшие сроки возродить экономику страны.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

44.
45.
Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С. Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.
2


Комбинированный
Дать общее представление о внешней политике СССР и борьбе за власть после смерти Сталина.
Дать общее представление об экономической политике Н.С.Хрущева.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)

46.
47.
Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова.
2


Комбинированный
Дать конкретные сведения о больших успехах отечественной науки и техники, об освоении космоса советскими учеными.
Научится выбирать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества.
Самостоятельная работа (сделать доклад «Пионеры космоса», «В. Терешкова»)

48.
Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.
1


Комбинированный
Дать представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

49.
50.
51.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.
3


Сообщение новых знаний
Дать общее представление экономического и политического развития страны в период правления Л.И.Брежнева.
Формировать общее представление об основных направлениях советской внешней политики; дать сведения об участии СССР в Афганской войне.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)

52.
Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов. В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.
1


Сообщение новых знаний
Проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя». Ужесточение мер против диссидентов; «неофициальное искусство»; подпольная газета «самиздат».
Научится выбирать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества.
Самостоятельная работа (сделать доклад «Судьба русской интеллигенции в годы застоя»)

53.
Жизнь и быт советских людей в 70-е начале 80-х годов XX века.
1


Комбинированный
Дать общее представление о жизни и быте советских людей в 70-80-е гг. XX века.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

54.
Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
1


Сообщение новых знаний
Дать общее представление об экономических, политических преобразованиях в 80-е гг. XX века.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

55.
Избрание первого президента СССР М.С. Горбачева. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б.И. Ельцын. ГКЧП попытка военного переворота в 1991 г.

1


Комбинированный
Дать общее представление о политическом развитии страны в 1991 году
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями

56.
Урок контрольно – обобщающего повторения.
1


Систематизация и обобщение знаний.
Повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии СССР в 1945 – 1991 гг.

Контрольная работа

Раздел VI. Новая Россия в 1991 – 2003 годах

57.
58.
Экономические реформы Б.Н. Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.
2


Сообщение новых знаний
Дать общее представление об экономических реформах, проведенных Б.Н.Ельциным, о государственном управлении после политического кризиса 1993 г.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Устный опрос

59.
Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
1


Комбинированный
Дать общие представления о жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях, о войне в Чечне.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

60.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России В.В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.
1


Сообщение новых знаний
Дать общее представление о реформах при В.В.Путине.
Научится правильно и осознанно оценивать реальную обстановку
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями

61.
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И. Алфёров. Строительство Международной космической станции.
1


Комбинированный
Наука и культура в 90-е годы XX века. Состояние науки и культуры в стране.
Научится выбирать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества.
Устный опрос

62.
Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране.
1


Комбинированный
Стабильность, национальные проекты, ЕГЭ, пенсионная реформа.
Научится передавать содержание конкретного исторического материала
Устный опрос

63.
Урок контрольно – обобщающего повторения
1


Систематизация и обобщение знаний.
Повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1991 – 2003 гг.

Контрольная работа

64.
Повторение за год
1


Повторение
Повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии страны в 1900 – 2003 гг

Контрольная работа




Учебно – тематический план

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:




Лабораторные,
практические работы,
сочинения и др.
Контрольные работы
Самостоятельные работы учащихся, проектную, исследовательскую деятельность, экскурсии

1.
Россия в начале XX века
9
1
1
1

2.
Россия в 1917 – 1920 годах
11
2
1
2

3.
Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы
11
2
1
1

4.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
11
2
1
1

5.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
14
3
1
2

6.
Новая Россия в 1991 – 2003 годах

7
1
1


7.
Повторение за год
1

1



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать;
основные исторические события, революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Учащиеся должны уметь:
пользоваться небольшим историческим текстом;
правильно и осознанно оценивать реальную обстановку;
выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества;
передать содержание конкретного исторического материала;
пользоваться современными числовыми взаимосвязями («Лента времени»).

Ресурсное обеспечение рабочей программы включает:

Литература основная:
Учебник «История России»: учеб. для 9 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений VIII вида/ {Б.П. Пузанов и др.}. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Дополнительная:
Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями. – М., 1999.
И.М. Бгажнокова. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
Оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Интерактивная доска.



15