Рабочая программа по ИЗО 5 класс VIII вид
1.Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Настоящая программа по изобразительному искусству создана для 5 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.
1.2. Характеристика класса
В классе учатся 3 ученика, из них мальчиков – 2;
девочек – 1;
Сисимбаев Жаслан Казбекович- 2004 г.р.
Филиппов Александр Александрович – 2005 г.р.
Хребтова Анастасия Михайловна – 2005 г.р.
По заключению ПМПК обучающиеся 5 класса обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта.
Обучающиеся имеют умственную отсталость лёгкой степени. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Внимание отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся могут быть сформированы элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Общемоторное развитие нарушено незначительно. Иногда возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев.
1.3. Цели и задачи
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Задачи:
- корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;- развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
- развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
1.4. Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 ч в год. В неделю – 1 ч.
1.5. Формы промежуточной аттестации
- тестовые задания
- блиц – опросы и творческие работы учащихся
- проверка альбомов
2. Календарно – тематическое планирование
№ п/пТема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Вид контроля Дата проведения
По плану По факту
1 Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» 1 Урок изучения нового материала. художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех беседа 2 Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). 1 Урок изучения нового материала. Рисование узоров Рисование по образцу 3 Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). 1 Урок контроля знаний Самостоятельная работа Тематическое рисование 4 Рисование геометрического орнамента в круге 1 Урок обобщения и систематизации знаний построение четырех овалов – лепестков на осевых линиях круга; круг по шаблону. Рисование по шаблону 5 Рисование простого натюрморта 1 Урок обобщения и систематизации знаний рисование натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). Рисование по образцу 6 Рисование симметричного узора по образцу 1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование по образцу Рисование по образцу 7 Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм. 1 Урок изучения нового материала. изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм ( круг – по шаблону диаметром 12 см). Декоративное рисование 8 Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы .1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование с натуры 9 Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). 1 Урок изучения нового материала. керамика: посуда, игрушки, малая скульптура.
Беседа 10 Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы») 1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование с натуры Рисование с натуры 11 Рисование с натуры объемного предмета конической формы .1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование с натуры детской раскладной пирамидки. Рисование с натуры 12 Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» 1 Урок изучения нового материала. богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др. беседа 13 Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета. 1 Урок обобщения и систематизации знаний оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см). Декоративное рисование 14 Рисование новогодних карнавальных очков. 1 Урок обобщения и систематизации знаний рисование новогодних карнавальных очков ( на полоске плотной бумаги размером 10*30 см). Рисование по образцу 15 Рисование на тему «Лес зимой» 1 Комбинированный урок.
примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев. Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. Тематическое рисование 16 Итоговая контрольная работа за 2 четверть 1 Урок закрепления знаний. Графический диктант 17 Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» 1 Урок изучения нового материала. Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетнеков «Опять двойка», «Прибыл на каникулы». беседа 18 Рисование с натуры игрушки 1 Урок обобщения и систематизации знаний игрушка по выбору учеников. Рисование с натуры 19 Рисование на тему «Зимние развлечения» 1 Комбинированный урок.
примерное содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п. Тематическое рисование 20 Рисование с натуры цветочного горшка с растением. 1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование с натуры Рисование с натуры 21 Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий 1 Урок обобщения и систематизации знаний например, елочка по углам квадрата, веточки – посередине сторон. Рисование по образцу 22 Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета 1 Урок обобщения и систематизации знаний телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом. Рисование с натуры 23 Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» 1 Урок изучения нового материала. В. Пузырьков «Черноморцы»; Ю. Непринцев «Отдых после боя»; П. Кривоногов «Победа»; М. Хмелько «триумф победившей Родины». беседа 24 Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета 1 Урок обобщения и систематизации знаний чемодан, ящик, коробка. Рисование с натуры 25 Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом 1 Урок обобщения и систематизации знаний коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками. Рисование с натуры 26 Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). 1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование с натуры скворечника. Рисование по образцу 27 Иллюстрирование отрывка из литературного произведения 1 Урок обобщения и систематизации знаний по выборы учителя с учетом возможностей учащихся. Тематическое рисование 28 Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). 1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Рисование с натуры 29 Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме 1 Урок обобщения и систематизации знаний по выбору учащихся. Декоративное рисование 30 Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков 1 Урок изучения нового материала. А. Пластов «Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя». беседа 31 Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору 1 Урок обобщения и систематизации знаний натура – раздаточный материал. Рисование по образцу 32 Административная итоговая контрольная работа за 2016 – 2017 учебный год 1 Урок закрепления знаний. Тематическое рисование 33 Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. 1 Урок обобщения и систематизации знаний Рисование с натуры Рисование с натуры 34 Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм 1 Урок обобщения и систематизации знаний например, стрекозы и цветка тюльпана Рисование по образцу 35 Выставка работ 1 Оформление выставки Лист коррекции
Дата по плану Тема урока Дата по факту Вносимые изменения, тема урока