Конспект урока на тему: Подготовка к ЕГЭ. Решение тестовых заданий типа ЕГЭ.
Тема урока : Подготовка к ЕГЭ. Решение заданий типа ЕГЭ.
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 11-й класс
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Презентация 1 Слайд 1,2
II. Орфоэпическая минутка. 1. Слайд 3
Орфоэпический тренажер. Презентация.
красивее камбала
коклюш обеспечение
вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить
2.Повторение . Орфоэпическая минутка Произношение хором слов..( На столе раздаточный материал .Орфоэпические нормы слов.)
Баловень, аристократия, баловать, безудержный, благовест, генезис, дерматин, договор, духовник, закупорить, иконопись, каталог, квартал, колледж, коллеж, нефтепровод, газопровод, оптовый, сорит откупорить, торты, свекла, холеный, христианин, щавель, языковой ,языковый, взяла, налила, позвала, дремота, сливовый, кладовая, добела, черпать, дозировать, отогнала, новорожденный, диспансер, двухмачтовый, ломоть, столяр, ходатайство, плесневеть, банты, премировать, танцовщица, принудить, скоростям, туника, цепочка, упрочение, статуя, угнала, красивее, дождалась, вручит, восприняла, кренится, факсимиле, ломота, феерия, блокировать, вероисповедание, ворожея, донельзя, еретик, жалюзи, завсегдатай, звонит, знамение, исподволь, засуха, менеджмент, обеспечение, принудить , силос, переключит, сосредоточение, чистильщик, щавелевый, ракурс, ревень, таможня, туфля, флюорография, хаос, шасси, шприцы, щебень, щепа, щепотка, эксперт, экспорт, красивее, искра, цемент, отбыла,, лилась, заняла, налила, продала, начали, начался, прибывший , отключенный, наискось ,наискосок, набок
Борт – борта, вексель – векселя, директор - директора , инспектор – инспектора, катер – катера, купол – купола, округ – округа, ордер – ордера, паспорт – паспорта, профессор – профессора, сторож – сторожа, фельдшер фельдшера, хутор – хутора.
Бухгалтер – бухгалтеры , возраст – возрасты, грифель – грифели, диспетчер – диспетчеры, договор – договоры, драйвер – драйверы, инженер – инженеры, конструктор – конструкторы, лектор – лекторы, лифт – лифты, порт – порты, приговор – приговоры, принтер – принтеры, редактор - редакторы, свитер –свтеры,склад –склады, слесарь слесари, торт – торты, тренер – тренеры, шофер – шоферы.
Абрикосы – абрикосов, ананасы – ананасов, апельсины – апельсинов, баклажаны баклажанов, банан -бананов, георгины – георгинов, гранатовпомидоры – помидоров, томаты – томатов, гектары – гектаров, джинсы – джинсов, гольфы – гольфов, клипсы – клипсов, носки – носков, ботинки – ботинок, валенки – валенок, погоны – погон, сапоги – сапог, чулки – чулок, шорты – шорт, вафля – вафель, туфля – туфель, кочерга - кочерги – кочерег, серьга – серьги – серег, лопасть – лопастей, скатерть – скатертей ,басня – басен, башня – башен, вишня – вишен, двойня – двоен, спальня – спален, сплетня – сплетен, таможня – таможен, черешня – черешен, барышня – барышень, боярышня – боярышень, кухня – кухонь, соты – сотов, чипсы – чипсов, макарон
3. Просмотр презентации 2. Орфографические нормы.
Индивидуальная работа у доски. Работа с интерактивной доской . Объяснение орфограмм.
III. Актуализация знаний морфологических норм. Презентация 1
Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4
любимые профессора
ярче солнца
более пятьсот (пятисот) миллионов
кратчайший путь
Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.
2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
к трёмстам сорока четырём избирателям
едьте поездом
ихними детьми
пятидесятью тремя метрами
Ответ: 1.
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5
Не едьте поездом , а поезжайте поездом
Не ихними детьми, а их детьми
Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами
Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)
Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6
пара сапог
пара носков
салат из помидоров
занавески из тюли (тюля)
Ответ: 4
Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
1) трое подруг
2) в двух тысяча тринадцатом году
3) более красивый
4) несколько пар джинсОтвет: 3
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения. Слайд 7
Не трое подруг, а три подруги.
Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.
Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.
4.Работа по карточкам (с взаимопроверкой) Слайд 7
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Работа парами.
1. В каком слове пропущена буква Я?
а) Они бор…тсяб) Все наде…тсяв) Они мел…т
г) Они помир…тся2. В каком слове пропущена буква И?
а) Небо мле…т от зноя
б) Лес дремл…т
в) Он гон…тсяг) Запечата…т
3. В каком слове пропущена буква Е?
а) Он расстел…т
б) Он намаж…т
в) Она прикле…т
г) Он постро…т
4. В каком глаголе на месте пропуска пишется Ь?
а) Когда соседи вернут…ся, передайте им телеграмму.
б) Если выдаст…ся погожий денек, покатаемся на лыжах.
в) Отец никогда не согласит…ся.
г) Придётся смирит…ся с поражением.
5. В каком глаголе на пропуска пишется Ь?
а) Может быть, сестра увидит…ся с вами завтра.
б) Куда нам торопит…ся?
в) Если удаст…ся через пять минут.
Взаимопроверка работ.
1 –г, 2 –в, 3 –в, 4 –г.5 -б
V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).
. Работа в группах. Слайд 8
Задание по группам: Исправьте ошибки
А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Б. Нужно оплатить за проезд.
В. Поезд прибыл согласно расписания.
Г. Комиссия установила о причинах аварии.
Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.
Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
Л. Он любил и увлекался чтением.
М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.
С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.
6.Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 7, 8
Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию.
Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила причины аварии.
Такое поведение не свойственно для образованного человека. Такое поведение не свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались и верили всему необычному. В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.
Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.
Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался чтением.
Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.
Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.
Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. Мы узе давно выписываем журнал “Природа”
Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.
7. Выполнение задания 7 ЕГЭ Презентация 3
Объяснение учащимися выбора ответов к заданию 7
8. Работа с тестами КИМ И. П. Цыбулько задания 7. Выполнение задания по цепочке с комментированием.
8. Работа по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку
Слайд 8 Задание 1 Подберите аргументы к следующему тезису:
Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.
Задание 2 Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса.
Фрагменты сочинений:
1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.
2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.
3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.
Задание 3 Подберите свои аргументы .
9.. Рефлексия. Слайд 9
Я справился (не справился)....
Я смог (не смог)....
У меня получилось (не получилось)...Я доволен(не доволен) собой ...
Мне было трудно...
Мне было легко...
Мне необходимо поработать над..Д. З.. Работа с тестовыми заданиями Повторить орфоэпические нормы слов .. Вариант 8. Выполнить задания 1 -12., Прочитать текст. Определить проблему и подобрать аргументы к тексту.