Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»
Проект
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»
Казань – 2015
Аннотация.
Данный проект разработан к предмету окружающий мир для 4 класса на тему «Леса России», выполнен в виде технологической карты урока. Урок формирует представление о лесной зоне нашей страны. Использовалась структура технологической карты, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ, с дополнением графы «деятельность учителя», необходимой, по мнению авторов проекта. Предназначена для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России».
Актуальность.
Авторы проекта выбрали эту тему, по нескольким причинам. Это одна из интереснейших тем курса «Окружающий мир» в 4 классе, так как ярко характеризует климатические и природные особенности нашей страны, объект изучения знаком детям, и в тоже время авторы проекта попытались построить урок оригинально в соответствии с требованиями времени.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к достижению планируемых результатов. Выпускники научатся
« систематизировать представления о природных объектах и явлениях, как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, будут понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края» Г.С.Ковалева. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г., с.70 ]
Считаем, что данная тема курса «Окружающий мир» имеет большое значение в содержании образования. Оно отражает такие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, гражданской идентичности личности, как гражданина России [С.Ковалева. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г, с.15]
Планирование темы
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира в 4 классе на тему: «Леса России», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить практическую направленность урока, а также активизировать самостоятельность обучающихся.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» 4 класс под редакцией А.А.Плешакова (Москва, Просвещение,2011г.)
Разработать дидактический материал для проведения урока.
Методика преподавания: объяснительно-иллюстративная, фронтальная, групповая, индивидуальная, метод группового решения задач, обмен информацией
Ресурсы:
- книгопечатная продукция: учебник «Мир вокруг нас» ,4 класс, под редакцией А. А. Плешакова, (Москва, Просвещение 2011 год)
- Рабочая тетрадь к учебнику;4 класс (Москва. Вита-пресс)
- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- дидактический материал – карта «Природные зоны России», схемы-графики, гербарий с растениями леса, атлас-определитель «От земли до неба»
Образовательные ресурсы:
http: //www.zjclub.ru/voice/index4.shims
http://djwnload8.proshkolu.ru
Структура урока 1. Мотивационный этап - мотивация познавательной деятельности, актуализация знаний, постановка проблемной задачи
2. Изучение нового материала - планирование, моделирование, самостоятельная работа, текущий контроль
3. Рефлексивно-оценочный этап - рефлексия, оценивание
Характеристика темы
Тема урока: Леса России
Тип урока – комбинированный
Цель урока: формирование представления о лесной зоне России
Задачи урока: Формировать представление о лесной зоне и ее географическом положении.
Определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать свое мнение.
Устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги.
Рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире лесных природных зон.
Методы и формы обучения: по источнику знаний - практичный, наглядный.
По характеру познавательной деятельности - частично-поисковый.
По дидактической цели - комбинированный.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
На изучение данной темы отводится 2 час.
Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
Иметь представление о природной зоне лесов, определять ее местоположение на карте природных зон, знать причины чередования природных зон с севера на юг, о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России, о приспособленности растений и животных к условиям жизни. Знать значение понятий «природная зона», «лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес». Рассказывать о лесах родного края. Моделировать цепи питания.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – определять учебную задачу урока, развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные - работать в группе, определять объекты, пользуясь справочной литературой, извлекать информацию из дополнительной литературы, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога, проявлять нравственные чувства;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.
Развитие самостоятельности, в том числе в информационной деятельности, наличие мотивации работы на результат,
доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Формировать личностный целостный взгляд на мир в его органичном единстве.
Место и роль темы в курсе.
На изучение предмета «Мир вокруг нас» отводится 68 часов в год. (34 уч. нед.)
Данной теме -2 часа (Леса России. Лес и человек.), осуществляется связь с предшествующим материалом «Тундра» » и последующим материалом «Зона степей». Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Межпредметные связи: Литературное чтение, раздел «Родная природа». Русский язык-введение в активный словарь новых понятий, раздел «Слово и его значение». Изобразительное искусство - пейзажи И.Шишкина.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание1.Чтение стихотворения С.Погореловского «Здравствуй, лес!»
Регулятивные УУД
-нацеливание на успешную деятельность
-подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
Личностные УУД
-выражать положительное отношение к познанию нового
Коммуникативные УУД
-сотрудничество с учителем
Задание 2. Беседа по вопросам
Познавательные УУД
- осознано строят речевое высказывание
Регулятивные УУД
-контролируют учебные действия, замечают ошибки
Коммуникативные УУД
-формирование умения слушать и слышать
Личностные УУД
-проявлять интерес к многообразию природы России
Задание 3. .Выполнить письменное задание по карточкам.
Познавательные УУД
-извлекать необходимую информацию из текста учебника Задание №4 Работа с картой
Предметные УУД
-раскрывать значение понятий «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», использовать их в активном словаре
- Регулятивные УУД
рассказывать о природной зоне и определять ее местоположение на карте природных зон.
-выполнять корректировку учебного задания
Задание№5 Работа с текстом. Используя текст учебникас.98,заполнить графики средней температуры лета и зимы на различных территориях лесной зоны (у каждого ученика)
Познавательные УУД
Подготовка и представление сообщения о характерных видах растительного и животного мира лесной зоны.
Познавательные УУД
-раскрывать значение понятий: «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», использовать их в активном словаре
-извлекать необходимую информацию из текста учебника
Предметные УУД
рассказывать о природных условиях и видах лесов, растительном и животном мире
Коммуникативные УУД
-обмениваться мнениями, работать в группе, распределять роли между членами группы
-конструктивно взаимодействовать в группе
Задание№7
Практическая работа в тетради
Познавательные УУД
-раскрывать значение понятий «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», использовать их в активном словаре
-извлекать необходимую информацию из текста учебника
Предметные УУД
-составлять цепи питания, характерные для этой зоны
Регулятивные УУД
-выполнять корректировку учебного задания
Задание №8
Выполнение теста
Тест «Природная зона лесов».
Регулятивные УУД
-выполнить задание в соответствии с целью
Познавательные УУД
-определять особенности лесной зоны
Личностные УУД
-проявлять самостоятельность в работе
Задание №9
Закончите предложение:
Регулятивные УУД
-выполнить задание в соответствии с целью
Предметные УУД
-определять особенности лесной зоны
Личностные УУД
-проявлять самостоятельность в работе
Мне важно знать о лесной зоне, потому что...
Регулятивные УУД
-соотносить поставленную цель и полученный результат
Личностные УУД
-проявлять понимание своей успешности при изучении
Технологическая карта урока по теме «Леса России»
№
п/п
Этапы урока
и вид деятельности
Ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
(вид УД)
Форма
организации
УД
Содержание учебного материала
Формируемые
УУД
I
Организационный момент
Аудиозапись голосов птиц.
Слайд с
стихотворением С.Погореловского «Здравствуй,
лес!»
Проверяет готовность обучающихся к уроку
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
Читают стихотворение с экрана про себя, определяют опорные слова, характерные для леса «дремучий», «шумишь листвою», «глушь»
Формулируют тему и задачу урока
Объясняют значение слова «лес», сверяют с эталоном по словарю - «пространство, заросшее множеством деревьев»
Выстраивают
алгоритм изучения темы. Как и в предыдущие уроки
Фронтальная в диалоге с учителем.
Задание1.
Чтение стихотворения.
С.Погореловского
Здравствуй, лес.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Все открой – не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
-В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
-Определите, в какую природную зону отправимся?
Укажите слова, которые подсказали ответ: «дремучий», «шумишь листвою», «глушь»
Предположите, что будем изучать по этой теме?
Вывод: тема урока «Зона лесов». Запись темы в тетрадях.
Выстраивание алгоритма изучения темы по известному плану
1.Географическое положение
2.Климат
3.Растительность
4.Животный мир
РУУД
-нацеливание на успешную деятельность
-подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
ЛУУД
-выражать положительное отношение к познанию нового
КУУД
-сотрудничество с учителем и одноклассниками
II
Актуализация опорных знаний
Карта природных зон России
Раздаточные карточки с напечатанными вопросами
Задает вопросы.
Побуждает к высказыванию своего мнения
Предлагает индивидуальные задания
Устно отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы одноклассника.
Показывают по карте границы тундры
Выполняют индивидуальные задания по карточкам(3 ученика)
Фронтальная
(ответы на вопросы учителя)
Индивидуальная (работа по карточкам)
Задание2
-По какой природной зоне путешествовали на предыдущем уроке?
-Показать зону тундры на карте, назвать географическое положение
-Верно ли, что тундра располагается ближе к северному полюсу, чем Арктика? Обоснуй свое мнение
-Верно ли, что в тундре растут только мхи и лишайники? Обоснуй свое мнение
Задание3.Выполнить письменное задание:
1.Запиши 2-3 цепи питания.
2.Перечисли экологические проблемы тундры
3.Перечисли сходство и различие Арктики и тундры.
Вывод: дети делают вывод по качеству своих знаний о тундре
ПУУД
- осознанно строят речевое высказывание
РУУД
-контролируют учебные действия, замечают ошибки
КУУД
-формирование умения слушать и слышать
ЛУУД
-проявлять интерес к многообразию природы России
III
Изучение нового матер
иала
Практическая работа в тетради
Учебник (с.98-102),
карта,
презентация.
раздаточные карточки-графики
(на каждого)
,атлас–определитель «От земли до неба»,
гербарий растений лесной зоны
Задает вопросы по теме,
корректирует, дополняет ответы учеников по уточнению и конкретизации первичных знаний;
Проводит беседу по параллель с ранее изученным материалом
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Проводит инструктаж, организует выступление групп, обмен мнениями
Показывают по карте зону лесов.
Отвечают на вопросы.
Заполняют графики с указанием средних температур лета и зимы.
Слушают рассказ учителя, сравнивают по фото слайду хвойный и смешанный лиственные леса
Работают в группах, готовят сообщение в группе (распределяют среди учеников сообщение об одном растении или животном. Материал ищут и готовят на уроке)
Слушают сообщения,
делятся впечатлениями. Высказыва
ют свое мнение.
Фронтальная.
Индивидуальная
Групповая (класс делится на 5 групп)
Задание №4
Работа с картой.
Ответы на вопросы со слайда:
-Что можно сказать о зоне лесов, глядя на карту?
-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
-Какая поверхность у зоны лесов?
-Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, определите по легенде карты, с чем это связано? Знакомятся с понятиями «хвойные леса», «смешанные леса», «широколиственные леса» с помощью презентации
-Чем объясняется такое разнообразие лесов?
Задание№5 Работа с текстом
Используя текст учебникас.98
Заполнить графики средней температуры лета и зимы на различных территориях лесной зоны (у каждого ученика)
Вывод: Зона лесов - самая большая по территории, поэтому есть различия в климате, что определяет разные типы лесов
Задание№6
Работа в группах
-Подготовьте и представьте сообщение одноклассникам
1группа (ботаники) - о растениях тайги,
2группа (ботаники) - о - растениях смешанных лесов
3 группа (ботаники) о характерных растениях широколиственных лесов
4 группа (зоологи) - о животных тайги
5группа (зоологи) - о животных смешанных и широколиственных лесов
Задание№7
Практическая работа в тетради
1Записать названия деревьев, растущих в разных видах лесов (сверка по эталону со слайда)
2.Составить 2 цепи питания, характерные для леса - К какому выводу вы пришли, изучив эту зону.
Вывод: зона лесов отличается разнообразным растительным и животным миром
Пр. УУД
-раскрывать значение понятий «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес»
РУУД
- уметь работать по карте
КУУД
-обмениваться мнениями, работать в группе, распределять роли между членами группы, конструктивно взаимодействовать в группе
ЛУУД
-осознавать себя как гражданином страны, обладающей огромными лесными ресурсами,
ПУУД
-извлекать необходимую информацию из текста
IV
Диагностика качества освоения темы
Выполнения
ют тест по теме.
Осуществляют
самопроверка
ку, предварительную оценку.
Фронтальная
Задание№8
Выполнение теста
Тест «Природная зона лесов».
1) Природная зона лесов состоит из:
а) двух частей;
б) трёх частей;
в) четырёх частей.
2) Самую большую территорию занимают:
а) широколиственные леса;
б) смешанные леса;
в) тайга.
3) В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) сосны, дубы, ели;
в) лиственницы, пихты, липы, ели.
4) Лесным исполином называют:
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.
Сверяют по ключу
(1) б; 2) в; 3) а; 4) б;
РУУД
-выполнить задание в соответствии с целью
ПУУД
-определять особенности лесной зоны
ЛУУД
-проявлять самостоятельность в работе
V
Итоги урока
Обобщение полученных знаний
Домашнее задание
Учебник
Комментирует домашнее задание
Читают вывод в учебнике
(с.105)
Задают уточняющие вопросы, выбирают вариант задания
Фронтальная
-С какой природной зоной познакомились?
Дом. задание с.98-105,ответить на вопросы
Творческие задания на выбор: - подготовить вопросы для викторины
-презентацию об одном растении или животном леса (используя ресурсы интернета)
РУУД
-осуществляют поиск поставленных задач
ЛУУД
-проявлять интерес к творческим заданиям
VI
Рефлексия
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что нет)
Определяют характер своего настроения.
Фронтальная
Задание№9
Закончите предложения:
Мне важно знать о лесной зоне, потому что...
«Маятник настроения» - показать стрелкой направление, соответствующее твоему настроению
РУУД
-соотносить поставленную цель и полученный результат
ЛУУД
-проявлять понимание своей успешности при изучении темы
Заключение
Данный проект реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок .Разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на создание педагогических условий для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования – в первую очередь, в «Законе Российской Федерации об образовании», «Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», - ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности.
.
13PAGE \* MERGEFORMAT141315
15