«Проектирование урока окружающий мир в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО »
Проект
«Проектирование урока окружающий мир в 3 классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО »
Автор проекта:
Лазарева О.Ю.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 170 с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново-Савиновского района г.Казани
Аннотация
Проект посвящён проблемам охраны природы. Главное значение – познакомить с проблемами, стоящими перед человечеством, сделать обучающихся активными участниками созидательных процессов в развитии человеческого общества.
Предлагается проводить на одном уроке.
В проекте представлена методическая разработка урока окружающий мир в 3 классе по теме: «Как нам жить в дружбе с природой», содержит технологическую карту урока, адресована учителям начальных классов. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по учебно-методическому комплекту «Школа 2100». Авторами учебника являются А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
Актуальность
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели меня к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся. Проект нацелен на формирование теоретических и практических представлений об окружающем мире, на систематизацию знаний обучающихся о роли человека в природе, на формирование природоохранной деятельности.
Считаю, что данная тема урока окружающего мира имеет большое значение в содержании образования. Обобщение полученных на уроке знаний природоохранного направления поможет правильно решать задачи по сохранению окружающего мира и здоровья человека.
Основная часть
В связи предъявлением новых требований возникла необходимость использования принципов системно - деятельностного подхода т.к. именно он лежит в основе реализации ФГОС и его использование в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современной личности. Технология системно – деятельностного подхода предполагает, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Этот метод предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
В целом системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.
Тема проекта:
«Методический материал урока окружающий мир в 3 классе по теме «Как нам жить в дружбе с природой», на этапе внедрения ФГОС НОО».
Цель проекта:
разработка и реализация технологической карты урока окружающего мира в 3 классе с учётом требований ФГОС НОО.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС НОО к разработке методических материалов к уроку.
2. Определить содержание технологической карты к уроку окружающего мира по заданной структуре в рамках УМК.
3. Разработать дидактические и диагностические материалы к уроку.
Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе по теме:
«Как нам жить в дружбе с природой» с учетом требований ФГОС».
УМК: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, 2012 г.
Тема урока: Как нам жить в дружбе с природой
Класс: 3
Тип урока: комбинированный
Цель урока: актуализировать опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению природоохранной деятельности человека для формирования понятия необходимости бережного отношения к живым организмам.
Задачи:
предметные:
сформировать представление о влиянии деятельности человека на окружающую среду;
определить способы рационального природопользования;
научить использовать имеющиеся знания для природоохранной деятельности человека;
метапредметные:
развивать навыки работы с дополнительным материалом,
личностные:
формировать культуру общения и сотрудничества; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Ресурсы
1. учебник «Окружающий мир» 3 класс, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, 2012 г. и «Рабочая тетрадь»;
2. компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
3. листы и цветные карандаши для рисования;
4.карточки с вопросами для работы в парах.
Планируемые результаты
Предметные УУД
- определять пути решения бережного отношения к природе
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
- научатся воспринимать и анализировать информацию;
- смогут осуществлять поиск нужной информации;
- станут применять полученные знания при решении проблем.
Регулятивные УУД
- научатся определять учебную задачу;
-оценивать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение и позицию, умение строить суждения на основе наблюдения, своего опыта;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
- договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога, в парах.
Личностные УУД
- формирование интереса в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание успешности при изучении темы.
Место и роль темы в курсе.
На изучение окружающего мира I части отводится 32 часа.
Данная тема изучается в 4 разделе «Живые участники круговорота веществ» урок №14, осуществляется связь с предшествующим материалом «Экскурсия на природу» и последующим материалом «Учимся решать жизненные задачи».
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой на урок.
Формируются УУД
- Личностные: интерес к познанию, к учебному материалу.
- Регулятивные: саморегуляция (мотивация к изучению следующего)
- Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Задание 2: Работа с иллюстрациями учебника и схемой.
Формируются УУД
- Познавательные: учатся работать с иллюстрациями, схемой; учатся анализировать.
- Регулятивные: коррекция знаний, адекватно воспринимают оценку учителя.
- Коммуникативные: учитывают позицию собеседника.
Задание 3.
Формируются УУД
- Познавательные: учатся определять проблему урока.
- Регулятивные: осмысление, восприятие, умение обосновывать выбор.
Задание 4. «Найди аргумент в свою пользу» (работа в группах)
Формируются УУД
- Познавательные: умение точно выбирать аргументы.
- Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, согласовывать способ решения задачи в группе, желание слушать объяснения другого, понимать позицию другого.
- Личностные: выражение своей жизненной позиции.- Регулятивные: осмысление, восприятие, умение планировать свои действия.
Задание 5: Определение путей решения проблем рационального природопользования.
Формируются УУД
- Познавательные: умение определять пути решения проблем.
- Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование по её достижению, корректировка работы по ходу решения задач.
- Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение вести дискуссию.
- Личностные: умение определять свою позицию к рациональному природопользованию.
Задание 6: Работа в парах.
Формируются УУД
- Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
- Познавательные: обобщать знания по изученной теме, анализировать имеющиеся знания;
- Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
- Коммуникативные: умение работать в паре, прислушиваться к чужому мнению.
Задание 7. Самостоятельная работа по учебнику.
Формируются УУД
- Познавательные: работа с источником (рабочей тетрадью).
- Регулятивные: прогнозирование итогов деятельности человека.
- Коммуникативные: используя средства речи, воспринимать и передавать информацию.
-Личностные: ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Задание 8. Рефлексия. Творческое задание.
Формируются УУД
– Личностные: высказывать свою точку зрения, следуя моральным принципам.
- Регулятивные: планировать свои действия, давать самооценку.
- Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Условные обозначения УУД.
Метапредметные познавательные - ПУУД;
Метапредметные коммуникативные - КУУД;
Метапредметные регулятивные – РУУД;
Личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока по теме: «Как нам жить в дружбе с природой»
№ п/п Этапы урока Ресурсы Деятельность учащихся Форма организации УД Содержание учебного материала Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностном уровне, определение содержательных рамок урока. Настрой на урок, проверяют готовность к уроку Фронтальная работа Психологический настрой:
Мы не волнуемся,
у нас всё сегодня получится,
вместе мы сможем решить даже самые сложные проблемы.
А каким надо быть, чтобы все понять и ничего не упустить?
Вывод: внимание - наш главный помощник.
КУУД;
РУУД;
ЛУУД.
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания, необходимые для повторения и закрепления материала.
Иллюстрации и схема в учебнике Рассматривают иллюстрации в учебнике на стр.128 и схему на стр.132, отвечают на вопросы в тетради
Фронтальная и индивидуальная работа Как человек связан с природой?
Какое заметили противоречие?
Как связаны природный круговорот с деятельностью человека?
Вывод: деятельность человека связана с природным круговоротом и влияет на окружающий мир ПУУД;
КУУД;
РУУД.
3. Определение темы и целей урока.
Цель: сформулировать тему и задачи урока. Формулируют тему урока и его задачи. Фронтальная работа.
Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок, какую проблему мы будем решать?
-Сформулируйте тему урока.
-Сегодня мы попробуем решить, как же нам сосуществовать вместе с природой, не нарушая её законов и с выгодой для человека.
- Какие перед нами могут возникнуть проблемы?
-Какие мы можем поставить перед собой задачи для их решения?
Вывод:
мы можем решать проблемы, не нарушая природного круговорота ПУУД;
РУУД.
4. Открытие новых знаний
Цель:
определить положительные и отрицательные
.
Листы, ручки
Выполняют учебное задание «Найди аргумент в свою пользу» в группах, согласовывают позиции и находят общие решения.
Обсуждают в группе, записывают, аргументируют.
Работа в 2 группах
Фронтальная работа
Разделимся на 2 группы (1-играют роль людей бережно относящихся к природе, 2- наоборот, выступают только с позиции потребителей)
-Найдите аргументы в пользу своего мнения по различным вопросам.
-Что значит бережно относиться к
природе?
-Что значит быть потребителем?
Вывод:
Бережно относиться к природе – значит жить с ней в гармонии, не нанося вреда. ПУУД;
КУУД;
РУУД;
ЛУУД.
5. Первичное закрепление знаний
Цель: определить правила рационального использования природных ресурсов Слайды (иллюстрирующие результаты расточительного использования природных ресурсов) Анализируют свои наблюдения.
Определяют пути решения рационального использования природных ресурсов
Обнаруживать и устранять ошибки грамматического характера. Наблюдение
Дискуссия -Надо ли запретить использовать в домах воду в неограниченных возможностях?
-Если да, то как это сделать, не нарушая прав каждого человека?
Аналогичные вопросы по другим природным ресурсам (электричество, осушение болот и распашку земли под поля и сады, строительство фабрик и заводов)
Вывод:
Для экономии воды и электричества ставить счётчики, следить за исправностью водопроводной системы, не оставлять без надобности включённым свет, все болота осушать нельзя (обитателям этой экосистемы негде будет жить), имеющихся земель хватит для обеспечения населения продуктами питания, надо только грамотно пользоваться этими землями; фабрики и заводы строить с очистными сооружениями. ПУУД;
КУУД;
РУУД;
ЛУУД.
6. Самостоятельное применение и использование полученных знаний
Цель: научить использовать приобретенные знания и умения. Карточки с вопросами Пишут варианты решения проблем Работа в парах.
Проверка задания путём опроса представителей сначала 1 варианта, затем – всех остальных 1вариант:
Предложите способы утилизации отходов натурального происхождения
2 вариант:
Предложите способы утилизации упаковочных материалов
3 вариант:
Предложите мероприятия по сохранению природы
Вывод:
для сохранения природы можем по-разному утилизировать отходы, а некоторые упаковочные материалы отправлять на переработку;
для восстановления природы сажать растения, правильно вести себя на природе, не загрязнять окружающую среду РУУД;
ЛУУД;
КУУД;
ПУУД.
7. Самостоятельная работа Рабочие тетради (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан) Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку при индивидуальном опросе Самостоятельная работа Отмечают знаком «-» случаи неправильного отношения к природе.
Рассказывают о том, как нужно исправить последствия деятельности человека.
Самопроверка.
Вывод: для сохранения жизни на Земле и своего здоровья бережно относиться к природе ПУУД;
КУУД;
РУУД;
ЛУУД.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: оценить результаты собственной деятельности.
Листы, цветные карандаши Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
Выставка и обсуждение работ
Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Нарисовать, как каждый из вас может жить в дружбе с природой.
-Расскажите, что вы изобразили на рисунке.
- Обсуждение и запись домашнего задания.
Д/з.
Стр.133-ответить на вопросы, подготовить сообщение о любом заповеднике КУУД;
ЛУУД;
РУУД.
Заключение.
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
Поставленные цель и задачи урока достигнуты. Этому способствовали выполненные во время урока задания. Рефлексию провели при помощи выполнения творческой работы. Обучающиеся были ориентированы не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности.
Выпускнику начальной школы необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.
Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков окружающего мира в 3 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.