РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС (НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС (НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
«Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идёшь»
вьетнамская пословица.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности.
Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов.
- Использование занимательного материала ;
-познавательные задания и вопросы;
-дидактическая игра;
-проектная деятельность;
Особо хочется остановиться на применение метода проектов.
Проект - это самостоятельная или коллективная завершенная творческая работа, направленная на решение важной для её участников проблемы и имеющая практический, социально значимый результат.
Проектно-исследовательский метод позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Работа по развитию проектно-исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы эта работа была поставлена уже с 1 класса.
В течение года для первоклассников проходил факультатив «Занимательный русский язык». И как итог в конце года моим ученикам и родителям я предложила поучаствовать в проекте – исследовании для всей семьи «Энциклопедия одного слова» под девизом : «Мама, папа и я – выполняет вся семья!»
На родительском собрании я подробно познакомила взрослых с темой, идеей, целями и задачами проекта. Вместе мы выяснили, чем родители могут помочь детям, как надо правильно им помогать, учить оформлять собранный материал, систематизировать его.
Цель проекта: составить своеобразную энциклопедию одного слова.
Задачи:
-развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку ;
-развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся;
-организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей.
-вовлечь каждого участника в активный творческий процесс;
Принципы проектной деятельности:
-учёт интересов детей;
-познание и знание являются следствием преодоления трудностей;
-сотрудничество участников проекта;
-свободное творчество в выборе слова, оформления и защиты проекта:
Ребенок выбирает 1 слово и исследует как оно "живет" в произведениях фольклора, в сказках, рассказах, в произведениях изобразительного искусства и т.п.
Можно использовать словари, справочную, энциклопедическую литературу, помощь и подсказки родных, близких, знакомых.
Для успешного выполнения задания- исследования был предложен примерный план, своеобразные «шаги».
Схема-план. 1. Слово и его лексические значения (в толковом словаре). 2. Слово и «слова-родственники» (однокоренные). 3. Слово и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов). 4. Слово и его «враги- антонимы» (в словаре антонимов). 5. Словово фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре). 6. Словов русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях 7. Словов названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе, в стихах русских и советских поэтов). 8. Словов названиях картин художников. 9. Словов иллюстрациях, рисунках.
Родители снабжали детей необходимой литературой, провожали в библиотеку и помогали красиво оформить работу.
Дети проекты оформляли по - разному, одни - в бумажном варианте, другие делали презентации. В процессе работы дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились слушать, оценивать себя и выступление одноклассников.
Самые интересные проекты представили:
семья Катаевых –слово «Вода»,
семья Епановых- слово «Лето»,
семья Ляпуновых- слово «Свеча»,
семья Головниных- слово «Машина»,
семья Разеевых – слово «Кот»,
семья Кетовых –слово «Слово»,
семья Мехоношиных – слово « Доброта»
семья Кариных – слово «Друг»
Совместная проектная деятельность детей и взрослых создала ситуацию успеха, радости, удовольствия. Все дети получили грамоты ,а родители -благодарности.
Классный руководитель- Лузина Л.В.
1б класс
2015 год.
Екатерина Симонова Эффективные родители - эффективные детиРисунок 22Екатерина Симонова Эффективные родители - эффективные детиnђЗаголовок 115