Проектирование урока истории в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС Социальная структура российского общества XVII века
Сословия российского общества XVII века. (§5-стр. 42-48)
Тип урока «открытие» новых знаний
Общая часть
Цель урока:
Охарактеризовать социальную структуру российского общества XVII века, экономические и политические положения разных сословий российского общества. Раскрыть причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев общества. Знакомство с жизнью и бытом разных сословий. (слад 1)
Планируемые образовательные результаты:
Личностные Предметные Метапредметные
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения Знакомство с жизнью, традициями и бытом различных слоев населения. Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания положения основных сословий в России в XVII веке и проведению сравнительной характеристики.
Задачи:
Воспитывающая Развивающая Обучающая
- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
- формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям. - развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
- формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника.
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. - углубленное знакомство с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий.
- формирование понимания роли изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия
Основные понятия изучаемые на уроке: «белые» слободы; черносошные крестьяне, барщина, оброк, крепостные, приказные люди, ясак, «приборные» служилые люди. (слад 2,3)
Важнейшие даты: 1649 г. – Соборное уложение, определение (слад 4)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), электронное приложение к учебнику «История. Россия конец XVI-XVIII век. 7класс» Данилов А.А. (УМК «Сферы»), схема «Сословия России»
Организационная структура урока
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: заинтересовать учащихся.
Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда». (слад 5,6,7,8,9,10) Кто хочет поработать у доски?
Задание:
Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Сословия России XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы:
а) название сословия;
б) состав сословия;
в) права и обязанности.
Дети: Мы будем изучать положение (привилегии, права и обязанности и т.д.) основных сословий России XVII века.
Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Сословия российского общества XVII века». Мы будем говорить о жизни и быте социальной структуре российского общества, экономическом и политическом положении разных сословий.
Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет – О чем говорится в задании? (о жизни и быте людей). Исторические события и культура (традиции, не разделимы). Именно их мы и будем сегодня изучать.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы. Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. - развитие навыка выполнения простейших заданий..- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.
- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.
Этап 2. Актуализация знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока. (слад 11)
Форма работы: фронтальный опрос
- Что вы знаете о России первой половины XVII века?
- Дайте характеристику слову «сословия»
- Какие сословия вы знаете?
- Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать о сословиях России XVII века?
Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о жизни и быте сословий России XVII века, об их в развитии России)
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. - формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием.
- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.
Этап 3. Открытие новых знаний
Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.
Форма работы: в группах
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю каждой из групп работать по составленному плану. Класс делится на группы по количеству сословий. Каждая пара представляет свое сословие (рассказывает о составе сословия, службе и повинностях, образе жизни, костюмах и т.д.). Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы людей живших в XVII веке. (слад 12)
группа: Феодалы /дворяне, бояре/ - права и обязанности, особенности быта.
группа: Духовенство /черное, белое/ - права и обязанности, особенности быта.
группа: Посадские люди /купцы, ремесленники и т.д./ - права и обязанности, особенности быта.
группа: Крестьяне / владельческие, черносошные/ - права и обязанности, особенности быта.
группа: Казачество - права и обязанности, особенности быта.
Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат.
Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.
Пожалуй, теперь информации о сословиях России XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Установило полное крепостное право)
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы в делении сословий России XVII века. Возвращает к первоначальному вопросу. Изучают информацию о своем сословии, оформляют в виде красочных плакатов и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и представленные работы по определенным критериям. Слушают учителя. - формирование навыка расширенного поиска информации.
- формирование навыка изучающего и поискового чтения.
- формирование умения выделять главное и второстепенное
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
- формирование позитивной моральной самооценки.
Этап 4. Первичное закрепление изученного.
Цель: закрепление полученных знаний.
Форма работы: групповая
Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Соборное уложение 1649 года на саму историю, жизнь людей и развитие человека. (слад 13)
- Возможно, ли говорить о том, что к XVII веку в России сложилось сословие крестьян? (Нет, так, как в данный период времени существовало очень много категорий крестьян, их нельзя назвать единым сословием)
- Назовите новое сословие России XVII века, особенности быта? (Казаки, землепашцы, скотоводы, войны, вольные люди)
- Назовите самую стесненную категорию крестьян? (Самой стесненной категорией являлись холопы, так как вообще были лишены каких-либо прав)
- Какое сословие в обществе оставалось господствующим, на какие группы делилось (Феодалы, бояре, дворяне)
А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема электронного приложения, возможны различные варианты)
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Дает задания, координирует работу. Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему. - формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.
- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.
- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение.
Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.
Форма работы: групповая (слад 14)
- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)
- Как именно? (Знание о делении сословий, правах и обязанностях людей помогут нам получить больше знаний о быте и жизни России XVII века, о культурных, архитектурных, художественных, политических и исторических событиях)
- Как вы думаете, какую роль в жизни сословий России сыграло Соборное уложение 1649 года? (Универсальный кодекс феодального права, устанавливал нормы во всех сферах жизни общества – социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и т.д., окончательно закрепостило крестьян, одновременно укрепив права феодалов)Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Задает вопросы Включает полученные знания в единую систему знаний - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.
Форма работы: индивидуальная
«Нотный стан успеха»
Ребята на доске изображен нотный стан, у вас на столах лежат нотки с изображением смайликов. Сейчас каждый из вас должен взять одну нотку со смайликом изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите свою нотку на нотный стан.Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке. - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.
- формирование позитивной моральной самооценки
Этап 7. Домашнее задание
Цель: закрепление и углубление знаний по теме.
Форма работы: индивидуальная (слад 15)
Базовое:
Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §5.
Углубленное:
Подробно изучить и подготовить проект: «Чрезвычайная значимость роли «Соборного уложения» 1649года в формировании сословий России».
Творческое:
Составить кроссворд по теме: «Жизнь и быт сословий России XVII века»
Подготовить презентацию на тему: «Сословный строй России XVII века».
- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.
- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.
- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.
- формирование творческого подхода в решении поставленных задач.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Объясняет домашнее задание Слушают учителя, задают уточняющие вопросы - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.
-формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.