Организационно-управленческие подходы к обеспечению психолого-педагогических условий качества образования детей с ОВЗ
(СЛАЙД №1)
Организационно-управленческие подходы к обеспечению психолого-педагогических условий качества образования детей с ОВЗ
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
(Л.И. Швецова)
Подготовила: зам. директора по УВР
МБОУ Павловской СОШ №3 Дереглазова А.Е.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Ценность социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ заключается в необходимости создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
(СЛАЙД №2)
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Эффективность инклюзивного образования подразумевает успешность социализации личности, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им основной образовательной программы.
(СЛАЙД №3)
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Необходимость инклюзивного образования в нашей школе возникла с принятием Федерального Закона «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, когда в ОУ пришли дети с различными возможностями психического и/или физического здоровья. На данный момент из 825 учащихся 122 относятся к детям с ОВЗ, среди них:
Слабослышащие – 2 чел.,
Слабовидящие – 112 чел.,
Дети с нарушением опорно–двигательного аппарата – 5 чел.,
Дети-инвалиды – 3 чел.
(СЛАЙД №4)
В связи с этим, с 2014 года на базе МБОУ Павловской СОШ №3 реализуется Государственная программа «Доступная среда».
(СЛАЙД №5)
Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды. Преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе.
(СЛАЙД №6)
Помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, представленной на слайде, в школе разработаны соответствующие локальные акты, обеспечивающие эффективное образование детей с ОВЗ.
(СЛАЙД №7)
Положение о реализации инклюзивного образования в ОУ;
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк, должностные обязанности членов ПМПк);
Положение о приеме детей с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК;
Положение об индивидуальном учебном плане для детей с ОВЗ;
Положение об адаптированной образовательной программе по физической культуре;
Договор с родителями (законными представителями) об образовании ребёнка с ОВЗ в ОУ;
Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе.
Материально-технические условия реализации инклюзивного образования должны обеспечивать соблюдение:
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в образовательном учреждении;
• возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
• санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ;
• социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ;
(СЛАЙД №8)
В связи с этим, в школе осуществлён ремонт входной группы центрального входа с оборудованием пандуса, санузла на первом этаже, сенсорной комнаты.
Создан беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры ОУ: столовой, актовому залу, кабинетам, библиотечным книжным и медиаресурсам с помощью специального компьютерного оборудования.
Соответствующее оборудование установлено в кабинетах №1, 12, 22, 32.
Для реабилитационно-коррекционной работы с детьми с неврологическими и психосоматическими расстройствами, а также для стимуляции различных функций организма, оборудована сенсорная комната на первом этаже.
Фибероптические волокна, интерактивная панель, фонтан, световой зеркальный шар – это отличные тренажёры для развития тактильных ощущений, моторики, восстановления здоровья, снятия стресса, беспокойства, тревоги, напряжённости.Сенсорная дорожка развивает тактильные ощущения, формирует правильное строение стопы, развивает зрительную память.
Светозвуковой стол для рисования песком на пульте управления успокаивает нервы, снимает стресс, активизирует творческие способности.
Мягкая мебель способствует снижению напряжения.
Таким образом, в школе создана атмосфера эмоционального комфорта. У всех учащихся сформирована позитивная, социально-направленная учебная мотивация.
Педагогом-психологом разработан график занятий детей в сенсорной комнате, а также планы индивидуальных занятий с детьми-инвалидами.
Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы. В рамках этого в школе разработаны индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ.
(СЛАЙД №9)
Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его образовательных и индивидуальных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Индивидуальная образовательная программа способствует формированию у учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности.
Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности ее образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного и профессионального выбора.
В соответствии с необходимостью адаптации содержания учебного материала, выделения необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, в школе разработаны адаптированные программы по физической культуре с учётом физических особенностей каждого ребёнка с ОВЗ.
Важным компонентом в обучении является создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе.
Поэтому организация уроков, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы школы направлены на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы.
Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении.
Для этого в школе предусмотрены:
• организация деятельности специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей с ОВЗ;
• организован в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;
• Введены новые штатные единицы – педагог – психолог, тьютор. О работе тьютора сегодня подробнее расскажет Объедков Александр Владимирович.
Пройдена курсовая переподготовка администрации школы по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях».
(СЛАЙД №10)
В образовательном учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.
Цель - обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социуме.
В службу сопровождения входят специалисты:
- тьютор;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- медицинский работник;
- классные руководители.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико - педагогическом консилиуме.
(СЛАЙД №11)
Организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения дневник наблюдений, диагностическая карта, карта комплексной коррекции.
(СЛАЙД №12)
Работая над организацией инклюзивного образования в нашей школе, мы столкнулись с рядом проблем, среди которых:
Не все учителя в совершенстве владеют коррекционной методикой;
Сложность применения методов на практике;
Мониторинг учебной деятельности учащихся с ОВЗ;
Организация домашнего визитирования.
(СЛАЙД №13)
В завершении своего выступления хотелось бы ещё раз сказать, что инклюзивное образование – это новое перспективное, динамически развивающееся, стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее современное образование. Оно призвано работать над улучшением образовательных структур, систем, методик для обеспечения потребностей всех детей, является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества. Поэтому на этапе проектирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения, риски и ресурсы, чтобы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.