Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования


«И даже маленькими шагами можно добиться больших успехов»Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования МАХАНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНАУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МОУ«СОШ «СВЕРДЛОВСКИЙ ЦО»ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕКАБРЬ 2015г. У нас ограниченные возможности...Так, почему-то, принято считать.Но кто, скажите, может ограничитьВозможность верить и мечтать.Назло болезни заниматься спортом!И не за грамоты, не за призы.Пусть мы не ставим мировых рекордов:Рекорды ведь у каждого - свои.Встречать рассвет! И радоваться жизни!Писать стихи, когда душа поёт!Возможности у нас не ограничены,Когда мы вместе! А не наоборотИрина Пронина Цель логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ – оказание помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению)  Структура деятельности ПМПК Медицинскийработник Педагог-психолог Дефектолог Социальныйпедагог Учитель-логопед Учитель начальных классов В обязанности учителя-логопеда входит: информирование специалистов Консилиума об особенностях речевого развития воспитанника разработка Программ коррекционно-развивающей работы ведение документации Консилиума проведение диагностики и коррекционно –развивающих занятий с учащимися , имеющими ограниченные возможности здоровья Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:  Работа над речевой системой в целомМаксимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи) Длительное закрепление направленных речевых навыковЧастый повтор упражнений с элементами новизныЧастая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)Конкретность и доступность заданийУмеренный темп работыПостоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность) Основные задачи учителя-логопеда  коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся  своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ  пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.  Этапы логопедической работыI этап - Ориентировочный Задачи: сбор анамнестических данных, выяснение интересов родителей, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка Виды деятельности: изучение медицинской и педагогической документации; изучение работ ребенка; беседа с родителями II этап: Диагностический Задачи: выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития Содержание и формы работы II этапаДиагностика общего и речевого развития обучающихся Исследование результатов обученности детей с ОВЗИзучение состояния навыков письменной речи детей с ОВЗОжидаемые результаты Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗСоставление рекомендаций для родителей и учителей III этап : Коррекционно - развивающий коррекция общего и речевого развития обучающихся с ОВЗ Содержание и формы работы Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т.д.Ожидаемые результатыРеализация коррекционно-развивающей программы по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ   IV Этап : Профилактический Профилактический - обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся с ОВЗСодержание и формы работыНаправление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, психологу и т.д.) по результатам диагностикиОжидаемые результатыКонтроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития у детей с ОВЗ Значимость Инклюзивного образованияИнклюзия дает детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии школе – возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны обществу– возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности государству – возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро! Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих.  Удачного дня!