Интегрированный урок (математика + грамота) на тему Таблица сложения и вычитания числа 3. Сказки К.И. Чуковского. 1-й класс
Интегрированный урок (математика + грамота) на тему "Таблица сложения и вычитания числа 3. Сказки К.И. Чуковского". 1-й класс
Цель. Закрепить таблицу сложения и вычитания числа 3. Закрепить знание сказок К. И. Чуковского.
Задачи:
Обучающие – закрепить табличные случаи сложения и вычитания числа 3, формировать умение решать простые задачи, закрепить понятия авторская сказка и народная сказка, выявить читательский опыт детей – знание сказок К. Чуковского;
Развивающие – развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике и чтению, расширять словарный запас;
Воспитывающие – воспитывать нравственные понятия (доброта, отзывчивость, дружба), коллективизм, умение работать самостоятельно.Оборудование:
для учителя – ноутбук, презентация в программе Power Point;для учащихся – сигнальные огни, линейка, простой карандаш; конвертики с заданиями для самостоятельной работы (на конвертиках нарисованы разные кружочки для того, чтобы ребятам легче было выполнять задания), полоски красного цвета (9см) и зеленого цвета (4 см);
Структура урока:
Организационный момент (1 мин).
Сообщение темы и цели урока (2 мин).
Вводная беседа (5 мин).
Работа по теме (25 мин).
Итог урока (2 мин).
Ход урока
I. Организационный момент.
У. (Слайд 1.) В природе есть солнце. Оно светит и всех нас одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только тепло и свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Урок математики. Ребята, чему мы научились на предыдущих уроках?
Д. Учились прибавлять и вычитать число 3.
У. А как мы умеем прибавлять, вычитать число 3?
Д. По частям, 3 – это 1 и 2, или 3 – это 2 и 1.
У. Сегодня продолжим работу по этой теме. Итак, тема урока: Закрепление таблицы сложения и вычитания числа 3 (Слайд 2.) Для этого мы будем (Слайд 3): решать примеры и задачи на сложение и вычитание числа 3;
Но урок математики у нас будет необычным: мы побываем в гостях у сказки.
III. Вводная беседа.
У. Ребята, а вы любите сказки?
Д. Да.
У. А какие сказки по типу авторства вы знаете?
Д. Народные и авторские.
У. Чем отличаются они? Приведите примеры.
Д. У народной сказки автор – народ, а у авторской – отдельный автор.
У. Что происходит в сказках?
Д. Волшебство, чудеса, …
У. Чему нас учит сказка?
Д. Оказывать помощь другим, быть смелыми, храбрыми, отзывчивыми, …
У. Послушайте отрывок из произведения и назовите его название и автора. (Отрывок наизусть читает ученик, открывается Слайд 4 с рисунком, на котором изображен Доктор Айболит и его звери).
Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит. Приходи к нему лечитьсяИ корова, и волчица,И жучок, и червячок,И медведица!Всех излечит, исцелитДобрый доктор Айболит!
Д. Это авторская сказка “Доктор Айболит и его звери”, написал К. И. Чуковский.
У. А какие сказки Чуковского вы знаете? (Ответы детей.)
У. Посмотрите на экран (Слайд 5), какие сказки Чуковского еще не назвали?
У. Что вы знаете о Докторе Айболите?
Д. Лечит сказочных героев, животных.
У. Чему нас учит сказка “Доктор Айболит?”
Д. Доброте, оказывать помощь другим, кто в ней нуждается…
У. Ой, а это что такое? Ребята, для нашего класса прислали электронное письмо от доктора Айболита (Слайд 6) Прочитаем хором это письмо.
Кому: Ученикам 1 “Г” класса От кого: от Доктора Айболита.Здравствуйте, девочки и мальчики 1 “Г” класса. Мне выслали медикаменты, но по ошибке они попали в разные сказки К. И. Чуковского. Пожалуйста, помогите мне отыскать в сказках медикаменты для больных зверей. С уважением Доктор Айболит.
У. Поможем больным зверям?
А для этого вы должны выполнить задания, которые предложит нам сказка и, если, вы правильно выполните их, то необходимые лекарства по волшебству окажутся в чемоданчике Доктора Айболита.
А что может быть в чемоданчике Доктора Айболита?
Д. Вата, бинт, йод, зеленка, градусник, таблетки, витамины, …
IV. Работа по теме.
У. Угадайте, что за сказка?
(Слайд 7. На слайде рисунок телефона, который “звенит”. После того, как ребята догадаются, появляется обложка этой сказки.)Д. “Телефон”.
У. Назовите необходимые и бесполезные просьбы по телефону. Почему вы так считаете? (Слайд 8.) В эту сказку попали витамины. Чтобы они оказались у Д/Айболита, вам нужно выполнить следующее задание:
– Дополни ряд чисел 3 парами чисел:
2 и 5; 3 и 6; ….
По какому принципу записаны пары чисел? Какими парами чисел дополним?
Д. Пары чисел записаны в порядке увеличения: 2 + 3 = 5, 3 + 3 = 6, значит, следующее число 4, к нему прибавим 3, и получится 7; Следующие пары чисел: 5 и 8; 6 и 9;
(Продолжение слайда 8.)
10 и 7; 9 и 6; …
По какому принципу записаны пары чисел?
Д. Пары чисел записаны в порядке уменьшения, 10 – 3= 7, 9 –3 = 6, значит следующие пары чисел: 8 и 5; 7 и 4; 6 и 3;
У. Молодцы, благодаря вам, витамины для больных зверей оказались в чемоданчике Доктора Айболита.
2) У. Догадайтесь, а это что за произведение К. И. Чуковского. В эту сказку попали йод и таблетки.
(На Слайде 9 появляется набор букв: ПУТЦАИНА, рисунки таблеток и пузырька с йодом.)У. Соберите из букв слово, и вы догадаетесь, что это за произведение.
Д. ПУТАНИЦА.
У. Почему произошла путаница? Чему нас учит данное произведение?
У. Сказка “Путаница” предлагает вам такое задание:
Объясните, как работает “машинка”?
Д. В первом столбике к каждому числу надо прибавить 3, а во втором столбике из каждого числа надо вычесть 3.
У. Читаем примеры разными способами, “плюс” и “минус” не говорим. Выполняем у доски по “цепочке”, остальные – записывают выражения в своих тетрадях. Если заметите ошибку, показываете сигнальные огни.
(Ребята читают примеры разными способами, называют ответ, затем выходят к доске и записывают получившиеся выражения. Выражения первого столбика можно прочитать со словами “увеличить на”, “1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма”, “сумма двух чисел”; выражения второго столбика можно прочитать со словами “уменьшить на”, “уменьшаемое, вычитаемое, разность”, “разность двух чисел”. В тетради получилась запись:
6 + 3 = 9 8 + 3 = 11 3 = 3 = 6 0 +3 = 3 6 – 3= 38 – 3 = 53 – 3 = 00 – 3
У. Какое свойство сложения применили в 1 столбике?
Д. Если к нулю прибавить число, то получится это же число.
У. Какое свойство вычитания применили во 2 столбике?
Д. Из меньшего числа нельзя вычесть большее;
У. Сможем ли мы решить данный пример?
Д. Нет.
У. Молодцы, справились с заданием.
Физкультминутка (Слайд 10.)
У. Доктор Айболит предлагает нам отдохнуть под веселую музыку.
(Под музыку “Виноватая тучка” ребята выполняют плясовые движения.)
У. Но тут еще одно задание: (Слайд 11.) Вам надо придумать и решить задачу.
Из чего состоит задача?
Д. Условие, вопрос, решение, ответ.
У. Придумайте условие –
Д. Д/Айболит вылечил 3 медвежат и 2 зайчат.
У. Назовите вопрос задачи.
Д. Сколько зверят вылечил Д/Айболит?
У. Почему поставили такой вопрос?
Д. Стоит знак “сложение” и известно, сколько медвежат и зайчат вылечил Доктор Айболит.
У. Запишите самостоятельно решение и ответ задачи в тетради (1 ученик работает у доски).
Проверьте, так ли вы записали.
3 + 2 = 5 (з.)
Ответ: 5 зверят.
У. Благодаря вам лекарства оказались в чемоданчике Д/ Айболита.
3) (Слайд 12, рисунок маленького комарика) А это что за сказка К. И. Чуковского?
Д. “Муха-Цокотуха”.
У. В эту сказку попали бинты, вата, градусники.
Что случилось в разгар веселья?
Д. Паук муху уволок.
У. Кто помог спасти муху?
Каким был маленький комарик?
Д. Смелым, храбрым.
У. Чему нас учит сказка?
Д. Не бросать своих друзей в беде.
(Слайд 13.) Вот паук и наши числа уволок. Для того, чтобы вернуть доктору Айболиту бинты, вам надо объяснить, какие же числа пропали.
(Устная работа при помощи сигнальных огней. Ребята читают примеры разными способами, если кто-то допускает ошибки, остальные показывают сигнальный огонек и объясняют решение примера, в котором была допущена ошибка.)2 + … = 5… + 3 = 67 + … = 10 … + 3 = 11 … + 4 = 7 … + 3 = 9
Д. Можно вспомнить таблицу сложения числа 3. 5 это 2 и 3, значит, к 2 + 3 = 5;
У. Как по-другому можно вернуть пропавшее число?
Д. Сложение связано с вычитанием. Из суммы 5 вычесть слагаемое 2, получится другое слагаемое 3. Значит, к 2 + 3 = 5.
У. Объясните решение следующих примеров одним из способов.
(Ребята устно решают примеры, основываясь на знание таблицы сложения и вычитание числа 3.)
У. Молодцы, бинты по волшебству оказались у Доктора Айболита. Но вам надо вернуть в сказку еще и вату, но сначала наберемся сил. Встали.
Физкультминутка (Слайд 14, под тихую спокойную музыку ребята проговаривают слова.)
У.
Тихо встаньте, улыбнитесь,Все в зверюшек превратитесь.
Д.
1-2-3-4-5Все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться.Два! Согнуться, разогнуться.Три! В ладоши 3 хлопка,Головою 3 кивка.На четыре – руки шире.Пять! Руками помахать.Шесть! За парты тихо сесть.Семь и восемь – лень отбросим!
У. Сказка хочет проверить, а хорошо ли вы запомнили таблицу сложения и вычитания числа 3. (Слайд 15 с написанными примерами для самостоятельной работы, при проверке по щелчку мышки появляются готовые ответы.)
У. Возьмите конвертик с красным кружочком, в нем небольшой листочек с напечатанными примерами, которые вы видите на экране. Положили перед собой этот листочек, посмотрели, ваш ли вариант. Возьмите ручку и напишите ответы.
(Ребята выполняют задание не больше 5 минут.)
У. Отложите в сторону листочек с выполненным заданием, возьмите конвертик с зеленым кружочком. В нем находится листочек с ответами. Проверьте себя сами по ответам-ключикам, такие же ответы и на экране.
У кого нет ошибок? 1 или 2?
Молодцы!
У. (Слайд 16.) Сказка просит нас еще, и поиграть с ней в игру “Найди слово в слове”. В словах спрятались названия чисел. (Это задание дается для того, чтобы все учащиеся успели проверить свои работы.)
СОРОКА (40), СЕМЬЯ (7), СТОЛ (100), СТРИЖ (3)
У. Вы так понравились сказке, что она хочет вернуть градусник и дает вам еще 1 задание.
(Слайд 17.) Возьмите конвертик с желтым кружочком, в нем находятся полоски зеленого и красного цветов.
Возьмите зеленую полоску, измерьте ее длину. Чему она равна? (5 см)
(Слайд 18, по щелчку мышки появляется запись “5 см”) Начертите в тетради отрезок длиной 5 см.
Возьмите красную полоску, измерьте ее. Чему равна ее длина? (3 см).
(По щелчку мышки появляется запись “3 см”)
Начертите в тетради отрезок длиной 3 см.
Нам известны длины отрезков?
Д. Да.
У. Какое задание мы можем выполнить?
Д. Сравнить отрезки.
У. Какой вопрос поставим к этому заданию?
Д. На сколько сантиметров длина зеленого отрезка больше длины красного отрезка?
На сколько сантиметров длина красного отрезка меньше длины зеленого отрезка?
(На экране появляется вопрос к задаче.)
У. Что нужно сделать, чтобы сравнить 2 числа?
Д. Из большего числа вычитаем меньшее число.
Как будем сравнивать наши отрезки?
Д. 5 – 3= 2 (см) Ответ: на 2 см.
V. Итог урока
1) (Слайд 19.) Благодаря вам, чемоданчик Доктора Айболита пополнился. Теперь он обязательно вылечит всех больных зверей.
(Отрывок из “Доктор Айболит” читает подготовленный ученик.)
Десять ночей АйболитНе ест, не пьёт и не спит,Десять ночей подрядОн лечит несчастных зверятИ ставит и ставит им градусники.Вот и вылечил он их,Лимпопо!Вот и вылечил больных.Лимпопо!И пошли они смеяться,Лимпопо!И плясать и баловаться,Лимпопо!
2) У. Мы помогли Доктору Айболиту вернуть медикаменты, а он помог нам повторить … А что?
Д. Таблицу сложения и вычитания числа 3.
У. Что мы для этого делали?
Д. Решали примеры и задачи.
У. Какие задания вам понравились? За что вы можете себя похвалить?
За что вы можете похвалить своего одноклассника?
У. Я хочу похвалить вас всех за то, что вы хорошо запомнили таблицу и смогли помочь нашим любимым сказочным героям.
У. На дом вам будет задание подготовить наизусть любой отрывок из сказок К. Чуковского.
(Слайд 20.) А сейчас, покажите при помощи светофорчиков ваше настроение: зеленый цвет – хорошее настроение, красный цвет – плохое.
У. Я рада, что у вас хорошее настроение. У меня тоже хорошее настроение, так как мне очень приятно, что все вы добрые и отзывчивые, не отказали в помощи тем, кто в ней нуждался; вы дружно работали на уроке, хорошо запомнили таблицу сложения и вычитания числа 3. Я очень рада и мне хочется подарить вам наклейки за вашу работу на уроке (раздать наклейки с героями м/ф).
Спасибо за урок. Урок окончен.
Урок обучения грамоте по теме
"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Цель:
Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквами Ц, ц.
Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения.
Прививать интерес к чтению.
Оборудование:
презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
компьютер, экран, мультимедийный проектор;
цветы из малиновой и синей бумаги, лист с изображением вазы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Будьте все внимательны,Умны и старательны.Глубоко сейчас вздохнемИ работать все начнем.
2. Актуализация опорных знаний.
- Отгадайте загадку:
Нарядные сестричкиГоловками качают,Всех медом угощают.
- Что это? (Цветы.)
- Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня. (Слайд 2)
- Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)
- Молодцы! А что мы знаем о звуках речи? (Работа по «ленте букв».)
- Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет ...)
3. Постановка цели урока.
- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)
- Сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем. (Слайд 3)
- Куда нас приглашают?
- А кто – угадайте.
Я веселый коротышка,Хоть и ростиком малышка.Я люблю озорничать,И картины рисовать.Могу музыку писать,На трубе большой играть.Ну-ка, кто я, угадай-ка!А зовут меня … (Незнайка.) (Слайд 4)
- Знаком вам этот герой?
- А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.)
- Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?
1. Называние опорного слова
- А полетим мы на воздушном шаре. Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.
2. Выделение нового звука, его анализ.
- Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? (Два слога.) СЛАЙД 5
- Назовите первый слог (цве-), второй (-ты).
- На какой слог падает ударение? (На второй.)
- Выделите слоги-слияния. (Ве, ты.)
- Какое слияние содержит мягкий согласный звук? (Ве.)
- Назовите звук вне слияния. ([ц]) (Слайд 5)
- Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)
- Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.
- Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.
3. Артикуляция и фонетическая зарядка.
- Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
- А кто сможет быстро произнести скороговорку?
- Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.
Разучивание скороговорки: «В цветнике цветут цветы».
Физкультурная минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел,Потянулся, улыбнулся,Взвился вверх и полетел.
4. Упражнение в слышании нового звука.
- Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].
Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь.
5. Обозначение звука буквой.
- За работой мы и не заметили, как прилетели. Наш шар опустился у города.
На доске надпись: веточный город.
- Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)
- Давайте с ней познакомимся. (Слайд 6)
- На что похожа буква Ц? (Слайд 7-8)
- Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать. (Слайд 9)
6. Чтение слогов-слияний.
- Поможем Незнайке? (Слайд 10)
- Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)
- А почему? ([ц] – всегда твердый.)
7. Чтение слов с дополнительными пометами.
Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи. Это тяжелая профессия.) (Слайд 11)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что общего на фотографии и на рисунке?
- Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 175 (ученики читают слова с дополнительными пометами).
- Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!
Физкультурная минутка.
Очень трудно так стоять,Ножку на пол не спускатьИ не падать, не качаться, За соседа не держаться
Повторяем два раза: на одной и на другой ноге.
- А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте! (Слайд 12)
- Куда мы попали? (В цирк.)
- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?
- Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 174, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, ...)- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
8. Чтение текста.
- Давайте узнаем, что поразило в цирке известного писателя С.Я.Маршака.
- Внимательно прочитайте стихотворение на странице 176, подготовьтесь к выразительному чтению (самостоятельное знакомство с произведением методом «жужжащего чтения»).
- Что удивило писателя?
- А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (конкурс чтецов, 2-3 человека).
5. Закрепление.
- Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр. (Слайд 13)
1. Игра «Что кому?» (Слайд 14)
Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы
Огурец.
Ножницы.
Цветы.
Цифры.
Полотенце. Продавец.
Портниха.
Повар.
Математик.
2. «Отгадай загадку».( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/553364/pril.ppt" Слайд 15)
Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в нём.И он разбился, и оттудаЖивое выбежало чудо. (Цыпленок.)
Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.Десять их, но братья этиСосчитают все на свете. (Цифры.)
На одной ноге стоит.В воду пристально глядит.Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
3. «Составьте слово». (Слайд 16)
Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.
6. Обобщение.
- Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв». (Слайд 17)
- Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!
7. Итог урока, рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?
- Возьмите цветок, который соответствует вашему настроению, и поставьте его в вазу. (Из цветной бумаги вырезаны цветы малинового и синего цвета, дети приклеивают их на лист с изображением вазы.)
- Посмотрите, какой замечательный букет у нас получился, как частичка Цветочного города. Наш урок окончен. Спасибо за работу!