Методическая разработка открытого урока Совершенствование техники лыжных ходов: попеременного двухшажного, бесшажного и конькового. Изучение техники преодоления подъема «елочкой» и прохождение спуска в низкой стойке.

Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Ефремовский химико – технологический техникум»





Методическая разработка

открытого урока
физической культуры

Тема: Совершенствование техники лыжных ходов: попеременного двухшажного, бесшажного и конькового. Изучение техники преодоления подъема «елочкой» и прохождение спуска в низкой стойке.




















Разработал:
преподаватель физической культуры
Конев Н.И.





2016г.


Тема: Совершенствование техники лыжных ходов: попеременного двухшажного, бесшажного и конькового. Изучение техники преодоления подъема «елочкой» и прохождение спуска в низкой стойке.
Раздел: Лыжи

Задачи урока:
образовательные: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, закрепление навыков преодоления подъемов «елочкой», «лесенкой», изучение техники спуска в средней стойке.
развивающие: развитие координационных способностей, быстроты движений.
воспитывающие: воспитание морально – волевых качеств.
Место проведения: городской стадион, учебно-тренировочная лыжня.
Инвентарь: лыжи, палки, свисток


Содержание материала
Дозировка
Организационно-методические рекомендации

I. Вводная часть
1.1 Построение, приветствие, сообщение задач урока, выход на учебный круг.




1.2 Разминка на лыжах
1.2.1 пройти разминочный круг скользящим шагом на лыжах без палок
1.2.2 пройти разминочный круг на лыжах с палками, используя ранее изученные ходы.
II. Основная часть
2.1 Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.
На месте:
2.1.1 имитация работы ног в движении попеременным двухшажным ходом.
этим ходом
2.1.2 имитация движения рук при движении данным ходом.
В движении:
2.1.3 передвижение по лыжне скользящим шагом без палок
2.1.4 передвижение по лыжне только с помощью работы рук
2.1.5 передвижение попеременным двухшажным ходом с правильным согласованием движений.
2.2 Изучение техники спуска в средней стойке
2.2.1 рассказ, показ техники выполнения спуска учителем; имитация средней стойки учащимися
Выход на склон:
2.2.2 спуски со склона в средней стойке. Подъем «елочкой»
2.2.3 напомнить технику падения при потере равновесия.


2.3 Закрепление техники одновременного бесшажного хода
2.3.1 напоминание техники одновременного бесшажного хода
2.3.2 один из учащихся выполняет данное передвижение, учитель указывает на ошибки
2.3.3 ученики выполняют передвижение по учебному кругу. Учитель оценивает технику.
2.4 Встречная эстафета
Разделить группу на 2 команды. Условия: одна команда выполняют передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом, другая попеременным двухшажным ходом на скорость; при этом учитывается техника владения ходом.
III. Заключительная часть
3.1 Построение, подведение итогов




3.2 Домашнее задание


3.3 Возвращение на лыжную базу.
10 мин
3-4 мин






6-7 мин
1-2 круга

1-2 круга


25 мин



0,5 мин


0,5 мин


2 мин

2 мин

3 мин




3 мин



3-4 раза

1 мин





1 мин

2 раза


1-2 круга



2 раза






5 мин
3 мин




1мин


1 мин

Проверка по списку, напоминание техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Проверить соответствие спортивной формы к занятиям на улице, наличие лыжного инвентаря.

Соблюдать дистанцию 2 метра.








Следить за положением тела, чтобы оно было слегка наклонено вперед.



Напомнить учащимся про скользящий шаг и отсутствие двухопорного положения ног.










Контролировать правильность положения тела на спуске; чтобы ученики спускались в группировке, не выпрямляли ноги в коленных суставах; соблюдали дистанцию.




При выполнении отталкивания толчок руками мощный с полным выпрямлением рук в локтевых суставах.



Выигрывает та команда, которая первой финиширует.






Выделить самых старательных, указать имеющиеся ошибки в технике у класса в целом и трех-четырех ее членов индивидуально.
Выполнять передвижения на лыжах используя изученные лыжные ходы.
В колонне по одному.












Учитель физической культуры ___Конев Н.И__________



План-конспект № 2
урока по физической культуре
для учащихся 9 «А» класса

Дата проведения:
Место проведения: школьный стадион, учебно-тренировочная лыжня
Время проведения: 11.45-12.30
Инвентарь: лыжи, палки, свисток

Задачи урока:
1. Обучить технике одновременного двухшажного хода.
2. Совершенствовать технику торможения «плугом».
3. Развитие выносливости.

Содержание материала
Дозировка
Организационно-методические рекомендации

I. Вводная часть
1.1 Построение, приветствие, сообщение задач урока, выход на учебный круг.


1.2 Разминка на лыжах
Пройти разминочный круг на лыжах, используя ранее изученные ходы.
II. Основная часть
2.1 Обучение технике одновременного двухшажного хода
2.1.1 рассказ, показ техники
2.1.2 выполнить подготовительное упражнение для освоения работы ног.
Попеременное отталкивание правой, левой ногой. Прокат на двух лыжах.
2.1.3 выполнить имитацию отталкивания руками на месте с палками
2.1.4 выполнить ход под счет на учебной площадке
2.1.5 передвижение одновременным двухшажным ходом по лыжне.
2.2 Совершенствование техники торможения «плугом»
2.2.1 выполнить торможение с небольшого склона
2.2.2 выполнить торможение после проката на параллельных лыжах.
2.2.3 совершенствование торможения с различных склонов.


2.3 Передвижение по учебной лыжне на выносливость.
III. Заключительная часть
3.1 Построение, подведение итогов




3.3 Возвращение на лыжную базу, сдача инвентаря.
9 мин
3-4 мин



5-6 мин
1-2 круга

30 мин


3 мин
1 мин



0,5 мин

2 мин

3 мин



3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза



2,5 км

6 мин
3 мин




2 мин









Проверка по списку. Проверить соответствие спортивной формы к занятиям на улице, наличие лыжного инвентаря.

Малая интенсивность. Соблюдать дистанцию 2 метра.








Обратить внимание на максимальное отведение палок назад.
Обращать внимание на работу рук и ног. Добиться широкой амплитуды движений.


Добиться равномерного давления пяток на лыжи.
Работа над ошибками: слабо разведены пятки лыж, недостаточный перенос веса тела на пятки, отсутствие сведения и удержания носков лыж вместе.
Интенсивность средняя.


Выделить самых старательных, указать имеющиеся ошибки в технике у класса в целом и трех-четырех ее членов индивидуально.
В колонне по одному. Очистить лыжи от снега.



«Утверждаю»
Учитель физической культуры _____________
Методист вуза___________________________


План-конспект № 3
урока по физической культуре
для учащихся 9 «А» класса

Дата проведения:
Место проведения: школьный стадион, учебно-тренировочная лыжня
Время проведения: 11.45-12.30
Инвентарь: лыжи, палки, свисток

Задачи урока:
1. Закрепить технику одновременного двухшажного хода.
2. Совершенствовать технику попеременного двухшажного хода.
3. Совершенствовать технику подъема «елочкой».

Содержание материала
Дозировка
Организационно-методические рекомендации

I. Вводная часть
1.1 Построение, перекличка, сообщение задач урока, выход на учебный круг.


1.2 Разминка на лыжах
Пройти разминочный круг на лыжах, используя одновременный двухшажный и попеременный двухшажный ходы.
II. Основная часть
2.1. Совершенствование согласования движений рук и ног в попеременном двухшажном ходе
2.1.1 имитация движений рук на месте
2.1.2 скользящий шаг без палок на месте
2.1.3 имитация согласования движений рук и ног на месте
2.1.4 прохождение учебного круга попеременным двухшажным ходом.
2.2 Совершенствование подъема «елочкой», спуск в средней стойке, после спуска торможение плугом.
2.3 Передвижение по учебной лыжне одновременно двухшажным ходом.
III. Заключительная часть
3.1 Построение, подведение итогов




3.2 Домашнее задание


3.3 Возвращение на лыжную базу.
10 мин
3-4 мин



6-7 мин
2-3 круга


30 мин



0,5 мин
0,5 мин

0,5 мин

2 круга

3 мин


2 км

5 мин
3 мин




1мин


1 мин

Проверка по списку. Проверить соответствие спортивной формы к занятиям на улице, наличие лыжного инвентаря.

Соблюдать дистанцию 2 метра.











Указать ошибки.




Следить за техникой выполнения хода.

Выделить самых старательных, указать имеющиеся ошибки в технике у класса в целом и трех-четырех ее членов индивидуально.
Выполнять передвижения на лыжах используя, изученные лыжные ходы.
В колонне по одному.


«Утверждаю»
Учитель физической культуры _____________
Методист вуза___________________________

План-конспект № 4
урока по физической культуре
для учащихся 9 «А» класса

Дата проведения:
Место проведения: школьный стадион, учебно-тренировочная лыжня
Время проведения: 11.45-12.30
Инвентарь: лыжи, палки, свисток

Задачи урока:
1. Обучить технике поворота «упором».
2. Закрепить технику перехода с попеременных ходов на одновременные.
3. Развитие скоростно-силовых качеств.

Содержание материала
Дозировка
Организационно-методические рекомендации

I. Вводная часть
1.1 Построение, приветствие, сообщение задач урока, выход на учебный круг.

1.2 Разминка на лыжах
Пройти разминочный круг на лыжах, используя ранее изученные ходы.
II. Основная часть
2.1 Обучить технике поворота «упором»
2.1.1 Показ, объяснение техники поворота «упором»
2.1.2 Отработка на месте
2.1.3 Отработка на пологом склоне.
2.2 Прохождение учебного круга всеми ходами.
2.3 Закрепление навыков перехода с попеременных ходов на одновременные.
2.3 Круговые эстафеты с этапом 150 м
2.3.1 выполнить передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом
2.3.2 выполнить передвижение на лыжах скользящим шагом без палок 2.3.3 выполнить передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом.
III. Заключительная часть
3.1 Построение, подведение итогов




3.2 Домашнее задание


3.3 Возвращение на лыжную базу. Сдача инвентаря.
10 мин
3-4 мин



6-7 мин
2-3 круга

30 мин


3 мин

5 раз
5 раз
2 круга

2 круга


10 мин








5 мин
3 мин




1мин


1 мин

Проверка по списку. Проверить соответствие спортивной формы к занятиям на улице, наличие лыжного инвентаря.
Соблюдать дистанцию 2 метра.





Туловище должно быть немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях.



Чередовать технику перехода с попеременного двухшажного на одновременный одношажный .

Выигрывает та команда, которая первой финиширует.







Выделить самых старательных, указать имеющиеся ошибки в технике у класса в целом и трех-четырех ее членов индивидуально.
Повторить технику поворота «упором».

В колонне по одному. Очистка лыж от снега.


«Утверждаю»
Учитель физической культуры _____________
Методист вуза___________________________

План-конспект № 5
урока по физической культуре
для учащихся 9 «А» класса

Дата проведения:
Место проведения: школьный стадион, учебно-тренировочная лыжня
Время проведения: 11.45-12.30
Инвентарь: лыжи, палки, свисток
Задачи урока:
1.Совершенствовать технику попеременного двухшажного хода.
2. Закрепление техники одновременного бесшажного хода.
3.Изучать технику спуска с горы в средней стойке.
4.Воспитание организованности и внимания.
5.Развитие координационных способностей и выносливости.

Содержание материала
Дозировка
Организационно-методические рекомендации

I. Вводная часть.
1.1) Выход на учебный круг, построение, сообщение задач.
1.2) Разминка на лыжах.
а) пройти разминочный круг скользящим шагом на лыжах без палок.
б) пройти разминочный круг на лыжах с палками используя ранее изученные движения.
в) пройти на лыжах разминочный круг с максимальной скоростью используя любой лыжный ход.
1.3) ОРУ на месте.
а) стока ноги врозь, вращать руками в плечевом суставе вперед, назад.
б) стока ноги врозь правая вверху, левая внизу, отведение рук назад.
в) стока ноги врозь, руки за голову в замок, повороты туловища вправо, влево.
г) стойка ноги врозь, туловище наклонено вперед, руки в стороны, повороты вправо, влево.
д) приседание с опорой на лыжные палки.
е) выпад вперед правой, опереться на палки, пружинящие движения на растяжку мышц ног.

II. Основная часть.
2.1) На месте:
Напомнить основную схему движений рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом.
а) имитация движения рук при движении попеременным двухшажным ходом.
б) имитация работы ног в движении этим ходом.
в) тело лыжника слегка наклонено вперед, спина слегка округлена, руки и ноги совершают циклические движения.
2.2) В движении:
а) передвижение по трассе скользящим шагом без палок.
б) передвижение по лыжне только с помощью работы рук.
в) передвижение попеременным двухшажным ходом с правильным согласованием движений.

2.3) Рассказ и показ техники спуска с горы в средней стойке.
Положение тела при спуске с горы- ноги согнуты в коленном суставе под углом 95-100 градусов. Предплечья рук лежат на бедрах, палки прижаты к туловищу, голова опущена и смотрит вперед. Учащиеся принимают среднюю стойку.
2.4) Выход на гору.
а) набрав скорость на лыжах, ученики принимают среднюю стойку и скользят.
б) напомнить технику падения при потере равновесия.
в) спуски с горы в средней стойке под углом 45 градусов к склону. Подъем в гору «елочкой».
2.5) Напомнить технику одновременного бесшажного хода. Один из учащихся выполняет это передвижение, учитель указывает на ошибки. Ученики выполняют передвижение по учебному кругу. Учитель оценивает технику.
2.5) Лыжная эстафета.
Разделить класс на 2 команды. Условия: мальчики выполняют передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом, девочки попеременным двухшажным ходом на скорость, при этом учитывается техника владения ходом. После старта доехать до фишки одновременным бесшажным ходом, сделать снежок, бросить в щит, расположенный через 8 метров, вернуться назад, передать эстафету.

III. Заключительная часть.
3.1) Построение, подведение итогов.
3.2) Разбор ошибок, выявление лучших.
3.3) Выставление оценок, домашнее задание ( выполнить передвижение на лыжах используя ранее изученные лыжные хода).
3.4) Возвращение на лыжную базу.
10 мин.
3-4 мин.


1 мин.

1 мин.

1 мин.



0,5 мин.

0.5 мин.

0,5 мин.

0,5 мин.

0.5 мин.
0,5 мин.


30-32 мин.

3 мин.


2 мин.

2 мин.
2 мин.



3 мин.

3 мин.

3 мин.


3 мин.








2 раза.

2 раза.

2 реза.

2 мин.




4-5 мин.










3-5 мин.
1мин.
0,5 мин.
0,5 мин


3 мин.
Проверить наличие спортивной одежды, пригодность к занятиям на улице.

Соблюдать дистанцию 2 метра. Обратить внимание на скольжение на одной лыже.


Все упражнения выполняются с максимальной амплитудой.
Выполнять под счет.

Спина прямая.

Спина прямая.
В выпаде туловище вертикально.



Руки работают попеременно, при выносе руки вперед, рука слегка согнута в локте, поднимается не выше горизонта- ли, во время оттал- кивания мах рукой назад до упора.

Самое важное в движении попеременным двухшажным ходом наличие скользящего шага и отсутствие двухопорного положеня ног.


Контролировать правильность положения тела на спуске с горы.


Обратить внимание, чтобы ученики спускались в группировке, не выпрямляли ноги в колене, соблюдали дистанцию.
При выполнении отталкивания толчек руками мощный с полным выпрямле- нем рук в локте.

От старта до фишки 20 метров. Выигрывает та команда, которая первой финиширует.





Отметить наиболее отличившихся на уроке и в эстафете.


Колонна по одному.


















«Утверждаю»
Учитель физической культуры _____________
Методист вуза___________________________


План-конспект № 6
урока по физической культуре
для учащихся 9 «А» класса

Дата проведения:
Место проведения: спортивный зал
Время проведения: 11.45-12.30
Инвентарь: баскетбольные мячи, секундомер, свисток

Задачи урока:
1. Обучить технике ведения мяча одной рукой в движении.
2. Развитие двигательных качеств: выносливости, быстроты, координации.
3. Формирование устойчивого интереса к занятиям баскетболом.

Содержание материала
Дозировка
Организационно-методические рекомендации

I. Вводная часть
1.1 Построение, приветствие, сообщение задач урока.


1.2 Разминка
1.2.1 Ходьба
- обычная, во время движения сжимая и разжимая пальцы рук
- на носках, во время движения выполнять вращения в запястьях внутрь и наружу
- на пятках
- перекаты с пятки на носок
- на внешних и внутренних сводах стопы
1.2.2 Бег
- легкий
- правым / левым боком
- с высоким подниманием бедра
- с захлёстыванием голени назад
- с прямыми ногами вперёд / назад
- спиной вперёд
- ускорения
1.2.3 Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.
ОРУ
1) И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – 10 вращение головой влево
1 – 10 вращение головой вправо
2) И.п. - стойка ноги врозь
1 – 10 вращение руками вперед
1 – 10 вращение руками назад
3) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – вращение тазом вправо
2 – вращение тазом влево
4) И.п. - широкая стойка
1 - наклон прогнувшись, руки в стороны
2 - наклон, руки вперёд
3 - наклон прогнувшись, руки в стороны
4 - И.п.
5) И.п. - стойка ноги врозь
1 - наклон, руки вперёд
2 - присед, руки вперёд
3 - наклон, руки вперёд
4 - И.п.
6) И.п. - основная стойка
1 - выпад правой, руки на пояс
2 - И.п.
3 - выпад левой, руки на пояс
4 - И.п.
7) И.п. - стойка ноги врозь, руки вперёд - в стороны
1 - мах правой к левой руке
2 - И.п.
3 - мах левой к правой руке
4 - И.п.
II. Основная часть
2.1 Обучение технике ведения мяча одной рукой в движении
2.1.1 Объяснение, показ
2.1.2 Подводящие упражнения:
- выполняется в парах, стоя лицом друг к другу – ведение мяча на месте правой/левой рукой, тоже в шаге
- обвести партнера, вернуться на место; передача мяча партнеру в шаге; тоже бегом
- класс перестроить в две колонны – 1 колонна друг за другом обводит учащихся второй колонны. Потом меняются. Тоже бегом.
2.1.3 Ведение мяча по кругу в шаге: у каждого круга по 7-8 чел; по команде ведение мяча левой/правой рукой; тоже бегом.
2.1.4 Подвижная игра «Пятнашки»: класс делится на пары – по команде все ведут мяч; свободной рукой стараются выбить мяч у партнера
III. Заключительная часть
3.1 Выполнение восстанавливающих упражнений
3.2 Построение, подведение итогов





3.3 Домашнее задание
12 мин
2 мин



10 мин

1 круг

1 круг

1 круг
1 круг
1 круг

3 круга
1-2 круга
2 прямые
2 прямые
1 прямая
1 прямая
2 прямые
1,5 круга


20 раз


20 раз


20 раз


8 раз




8 раз




8 раз




8 раз






28 мин

3 мин

3 мин


3 мин


6 мин



6 мин



7 мин



5 мин
2 мин

2 мин





1 мин




Проверка по списку, напоминание техники безопасности на занятиях по баскетболу.

Соблюдать дистанцию. Держать осанку, голову не опускать.






Контролировать скорость бега
С максимальной частотой
С максимальной частотой
Ноги не сгинать
Смотреть через левое плечо
С максимальной скоростью



Слушать счет. Шея расслаблена. Максимальная амплитуда движений.
Следить за осанкой, руки в локтевых суставах не сгинать.
Максимальная амплитуда движений

Наклон глубже, при наклоне вперёд стараться коснуться руками пола.


Стараться коснуться руками пола, при приседе спину не сгинать


Выпад глубже




Ноги не сгинать. Мах выше








Оговариваем возможные ошибки
Указываем и исправляем допущенные ошибки: «шлепание» по мячу; недостаточное сопровождение мяча; недостаточное продвижение вперед; неправильное расположение кисти на мяче; мяч находится впереди, а надо впереди - сбоку
Указываем и исправляем допущенные ошибки


Выигрывает тот, кто первым выбьет мяч у партнера



Восстановить дыхание

Выделить самых старательных, указать имеющиеся ошибки в технике у класса в целом и трех-четырех ее членов индивидуально.
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа: мальчикам 20 раз, девочкам 10 раз.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715