ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
У УЧАЩИХСЯ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Карпенко Светлана Васильевна
ОШ №93 г.Донецка
Тексты
для проверки сформированности навыка чтения на начало учебного года
(10-15 сентября)
класс
У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта ива наша.Л. Толстой
У Миши были сани. Маша и Петя сели в сани.- Вези сани, Миша. А у Миши силы нету.Л. Толстой
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.Л. Толстой
класс
Ходили дети по лесу за грибами, набрали полны корзины. Вышли дети на поляну, сели на копну сена и считали грибы. За кустами завыли волки. Дети забыли про грибы, бросили свои грибы на сене и ушли домой.
Л. Толстой
Очем прочитал, расскажи.
"Сели на копну сена" - как понимаешь эти слова?
ТОМКИНЫ СНЫ
Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята:
Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
Он сны видит, - отвечаю.
А какие?
Да, наверно, какие-нибудь собачьи сны,
Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц...
класс
БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА(Отрывок из рассказа)
Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах, - Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его "Рябка, где Володя?" Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел.
Б. Житков
Расскажи, каким был пес Рябка.
Каким словом можно замените слово "огромный"?
ПУШОК
(Отрывок)
В доме у нас жил ежик, он был ручной.
Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает...
Г. СкребицкийРасскажи, как ежик требовал еды.
Почему ежика прозвали Пушком?
класс
УТРОСамое лучшее в мире - смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца - ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окропленной росою, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой - точно говорят мягким теням ночи:
Не бойтесь - это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеется: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрепанные, их зеленые одежды измяты, бархатные шлейфы опутаны.
Добрый день! - говорит солнце, поднимаясь над морем. - Добрый день, красавицы! Но - довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда, ли?
М. Горький
Расскажи, как наступило утро.
(С какого момента оно началось? Что последовало затем? А потом, что произошло?)Видел ли ты когда-нибудь горы или их изображение? Могут ли
улыбаться горы? Кто может улыбаться?
Как ты понимаешь предложение "вершины гор улыбаются ласковой улыбкой"?
ОСЕНЬПришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землей, садится на лицо липкая паутина.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
И. Соколов-Микитов
Какими другими выражениями можно заменить "румяная клюква", "ожерельем рассыпана" ягода?
О каких признаках осени говорит автор, расскажи?
Тексты
для проверки сформированности навыка чтения на конец I полугодия
класс
Там река. Тут лес. В лесу растут ели.Мама, вот сом. У сома усы.Марина налила в миску молока. На, Мурка, молока.Бори кот. Барсик катал клубок. — У дома росли сливы. Дима рвал их. Сливы упали в траву.О ком или о чем прочитал?
класс
КОТЕНОК
(Отрывок)
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: "Нашел? Нашел?. Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: "Нашел! наша кошка... и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее". Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять.
Л. Толстой
Расскажи, как дети нашли кошку.
Вспомни, как мяукали котята.
муравей и голубка
(Басня)
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Л. Толстой
Как голубка спасла муравья?
Как муравей освободил голубку?
класс
В СТРАНЕ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА
Идет человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжелые снеговые шапки. Но елки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А березки "прекрасно белые" согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает "одно простое волшебное средство", чтобы помочь березкам. Он нашел увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит по лесу со своей волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.
Л. Воронкова
Если ты окажешься в зимнем лесу и увидишь засыпанные снегом и согнутые березы, как ты их освободишь от этой тяжести?
Почему Михаила Михайловича Пришвина называют добрым волшебником?
Какими словами можно заменить слова "увесистая палка"?
ЧУК И ГЕК (Отрывок)
На следующий день было решено готовить к Новому году елку.
Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки!
Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов...
Теперь дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес.
Через полчаса он вернулся.
Ладно! Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные..., но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица - высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.
А. Гайдар
Расскажи, как шла подготовка к Новому году.
Каким словом можно заменить слово "мастерить", "мастерить игрушки"?
класс
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
В. Бианки
Расскажи, какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу.
Как вел себя каждый из медвежат до того, как медведица их захотела искупать, и после купания?
НЕКРАСИВАЯ ЕЛКА(Отрывок)
В жаркие солнечные дни, изнемогая от зноя, деревья перешептывались друг с другом так тихо, что даже чуткие птицы не могли разобрать, о чем они шепчутся. Зато, как только поднимайся ветер, в лесу начинался такой шумный разговор, что его без труда мог услышать всякий.
Самой болтливой в лесу была Осина. Ее голос, звенящий одиннадцатью тысячами листочков, не умолкал и в полдень. Осина любила позлословить, как, впрочем, и Береза. А Елка наоборот. Елка была на редкость молчалива и задумчива. Она, в отличие от своих стройных и красивых сестер, росла не очень красивой! Даже, скажем прямо, совсем некрасивой - однобокой и кривой.
Елку не любили ее лесные собратья, хотя ни одному из них она не сделала ничего дурного. Она не затеняла им солнца, не лишала их влаги, не шелестела, как Дуб или Ясень. Вообще, она вела себя очень скромно.
Е. Пермяк
О каких двух деревьях рассказывает писатель, какое было каждое из них?
К слову "зной" подбери слова, близкие по значению.
Тексты
для проверки сформированности навыка чтения на конец учебного года
1 класс
ЧИЖ
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
Пора тебе, чиж, петь.
Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
Л. Толстой
Почему чиж ни разу не пел?
Объясни, как ты понимаешь это.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА(Отрывок)
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучит в дверь...
Что делала коза в лесу?!
Какими ты представляешь себе козу и козлят?
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ(Отрывок)
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.
К. Ушинский
Как ты думаешь, почему Мите нравилась весна?
2 класс
ГРОЗА В ЛЕСУ
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до леса, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что моим глазам стало больно, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.
Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко.
Л. Толстой
Расскажи, как началась гроза.
Как ты думаешь, какую ошибку допустил мальчик?
УТРЕННИЕ ЛУЧИ(Отрывок)
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка... Жаворонок поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: "Ах, как хорошо в свежей утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!"
К. Ушинский
Расскажи, как появлялись (рождались) утренние лучи.
Найди слова, которые писатель использует, чтобы рассказать, каким было солнышко и его лучи.
3 класс
КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ(Описание)
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то видишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Л. Толстой
С чем сравниваются капли росы, почему?
Какую картину ты мог бы нарисовать к этому художественному тексту, расскажи?
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: "Очень красиво! Луг - золотой".
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять позеленел.
Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
М. Пришвин
В какое время луг казался золотым, в какое - зеленым? Почему?
В каких случаях еще может быть употреблено слою "золотой"?
4 класс
ЛЯГУШОНОКВ полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Пройдет два дня, три, и весна загудит. Солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колесах покрывается какой-то черной пылью. Мы думали, где-то угли жгут. Приблизил я ладонь к этому грязному снегу, и вдруг - вот те угли! На сером снегу стало белое пятно: это мельчайшие жучки-прыгунки разлетелись в разные стороны.В полдневных лучах на какой-нибудь час или два оживают на снегу различные жучки, паучки, блошки, даже комарики перелетают.
Случилось, талая вода протекла вглубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать.
М. Пришвин
Объясни название рассказа, соответствует ли оно его содержанию?
Объясни выражение "снег плавится".
КАШТАНКА(Отрывок)
Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днем. В комнате не было ни души. Каштанка потянулась; зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь.
Каштанка поцарапала эту дверь, налегла на нее грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный, очень подозрительный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку....
А. Чехов
Расскажи, как состоялась встреча Каштанки с ее новыми друзьями.
Найди описание птицы, с которой встретилась Каштанка.
По каким деталям можно сказать, что это был гусь?