ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ для классов казачьей направленности

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Недавно в церковном календаре появился новый праздник: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил 1 сентября, день Донской иконы Божией Матери, днем православного казачества. Это решение было принято для того, чтобы сплотить казаков. Символично совпал праздник с началом учебного года в школах. По поручению губернатора Краснодарского края во всех кубанских школах открываются классы казачьей направленности. В них предусмотрено более тщательное и подробное изучение истории кубанского казачества, его традиций и культуры. Изучение происхождения казачества, его подвигов, интерес к особенностям культуры позволило создать программу внеурочной деятельности «Духовные истоки Кубани». Программа представляет собой системное изучение истории православия на Кубани. Структура программы построена тематически взаимосвязано и раскрывает религиозную и культуроведческую стороны истории казачества.
Программа внеурочной деятельности «Духовные истоки Кубани» предназначена для учащихся классов казачьей направленности 5-6 классов. Программа рассчитана на 1 год по 1 часу в неделю, всего 36 часов.

Цели программы:
духовное и нравственное воспитание детей;
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения;
формирование представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества;
выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно-воспитательном процессе.

Задачами данной программы являются:
развитие ценностных представлений о вере кубанских казаков как специфических формах познания мира
показ объективной роли православия в становлении социокультурных традиций казачества
ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Данная программа реализуется через следующие формы:
подготовка и проведение презентаций, бесед, групповых дискуссий на религиозные темы;
участие в творческих проектах; проведение экскурсий, походов, экспедиций в кубанские храмы и музеи;
проведение викторин, олимпиад, конкурсов, игр;
художественное творчество;
театрализованные постановки сцен из Нового Завета;
мероприятия, направленные на выявление и осмысление религиозного и общекультурного содержания произведений искусства;
подготовка и проведение коллективных творческих дел, посвященных главным православным праздникам России.

Краткая историческая справка
Православная Русь породила казачество, защищавшее наше достояние. Воспетые в народных песнях и сказах защитники Отечества и сгинувшие на чужбине казаки-эмигранты, герои войн - все они являются для нас, сегодняшних, верным примером служения Родине.
Для казаков Православие это не просто религиозное учение, не только совокупность догматов и канонов в виде заповедей. Это целостная система мировосприятия, которая формировалась на протяжении всей истории казачества. Веками Православие служило и служит духовной основой казачества, а казаки, в свою очередь, являются верными защитниками своей Веры – Веры своих предков.
Православие – религия, с которой судьба казачества связана вот уже второе тысячелетие. "Православный" и "казак" всегда были тождественными понятиями. Казачество заявляло о себе как об оплоте Православия и защитника христианского мира, твердо стояло "за дом Пресвятой Богородицы". В тяжелых условиях пограничья надежда на помощь Бога и святых давала силы к борьбе. Казаки молились, отправляясь в поход и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Молились в минуты опасности и радости. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах.
     Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины, где суть всего бытия понималась как служба Богу, Царю и Отечеству. На протяжении столетий глубокая вера определяла и мировоззрение казачества. В отписке от 3 декабря 1637 года о взятии Азова, среди главных причин своих действий казаки называли глумление турок над Православной верой и разорение церквей. Во все времена наши недруги искали ключ к "великой тайне" непобедимости русского духа. Одна из главных составляющих этого духа и есть Православие. 

На этапе переселения Черноморского казачества складывается его самобытная культура, которая вобрала в себя традиции материальной и духовной жизни народов, населяющих этот край. Это нашло отражение в формировании системы образования, просветительских учреждений, кубанской литературы, искусства. Этническая общность региона формировалась на основе синтеза культуры славянских племен, проживавших на территории Украины, соседних народов-белорусов, молдаван, болгар, греков. Каждый народ принес на кубанскую землю свой национальный фон. Культура казачества очень богата и неповторима.
Черноморцы отличались своей религиозностью и приверженностью к православной религии. Девизом черноморцев была борьба за веру. Они шли на Кубань охранять русские границы от людей иной веры.
Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой и походную церковь, которую подарил им Г.А.Потемкин. Но у черноморцев на Кубани не было священников, поэтому было решено подготовить священнослужителей в своей среде. Для этого привлекались наиболее благопристойные люди, не связанные с воинской службой. Было организовано свое казачье духовенство. Шло строительство церквей. К 1799 г. на Кубани уже было построено 16 церквей и 9 были в стадии завершения.


Тематический план программы

№ раздела, темы
Название темы

Количество часов

1
Церковное прошлое Кубани. 1-16 век.
4

2
Казаки – защитники православной Веры
5

3
Земля Таманская-колыбель православия на Кубани
8

4
Храмы Кубани – памятники археологии
2

5
Храмы Кубани – памятники архитектуры в городе Екатеринодаре
5

6
Монастыри Кубани
2

7
Судьба храмов – судьба казачества
1

8
Радетели земли Кубанской
4

9
Ратные подвиги кубанского духовенства
2

10
Войсковые и престольные православные праздники. Православные семейные обряды
2

11
Современный обряд посвящения в казаки
1

Итого

36

Экскурсии
Посещение Свято-Покровского храма ст.Тамань;
Посещение храмов г.Краснодара;
Посещение краеведческих музеев Краснодарского края;
Посещение этнического комплекса «Атамань»



Объем различных форм учебной работы:
Всего: аудиторных занятий 36 часа, в том числе практических занятий- 4 часа, Экскурсионные поездки в рамках внеаудиторных часов внеурочной деятельности на каникулах.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.
«Свет Христов просвещает всех»
Возглас на Литургии
Прежде освященных даров

Церковное прошлое Кубани. 1-16 век
(4 часа)
Церковное прошлое Кубани. Скифская митрополия. Христианство на Северном Кавказе. Зихская епархия. Первая епархия Тмутараканского княжества. Братья Кирилл и Мефодий на кубанской земле.
Новые понятия:
Архиепископии (тмутараканская и никопская),
литургия проповедь, просветители, монастырь

Тема 2.
«Защита матери родной –
православной церкви– центр жизненного
предназначения всех казаков»
Казаки – защитники православной Веры
(5 часов)
Православие в Запорожском войске. Церковная организация казаков. Самарско-Николаевский монастырь. Церковные реликвии Запорожской Сечи у черноморских казаков. Церковное мировоззрение черноморских казаков (пребывать «ненарушимо в православной Вере»).
Новые понятия:
Воинское братство, кошевой, пономарь,
«намеленные» дедовские храмы, православный канон

Тема 3.
«Храм Мой храм молитвы наречется» Мк 11,17
Земля Таманская-колыбель православия на Кубани
(8 часов)
Храм – органичная часть повседневной казачьей жизни. Церковь и интересы казачества. Запорожские храмы (сичевая церковь). Перенесение запорожцами церкви на Кубань (Походная Троицкая церковь черноморских казаков в ст.Тамань). Первые православные храмы на Кубани (часовня на Тамани, храм Покрова Богородицы в Тамани). Роль А.А.Головатого в создании храма Покрова Богородицы в Тамани. Архитектура церкви. Поисково-исследовательские работы об истории пребывания великих людей на Тамани.

Новые понятия:
Сечевая церковь, походная церковь, соборная церковь.
Практическая работа (4 часа):
Строительство макета или рисунок храма Покрова Пресвятой Богородицы в станице Тамань. Беседы с верующими родственниками, жителями ст.Тамань для написания сочинения о таманском храме. Оформление и защита творческих работ

Тема 4.
Храмы Кубани – памятники археологии
(2 часа)
Археологические находки с христианской символикой 1-2 веков нашей эры. Византия и христианизация причерноморских племён Кавказа. Храмы древней Тмутаракани. Древние христианские храмы на территории Ильичевского городища (Отрадненский район), «скальные могильники»
10-13 в.в. нашей эры. Остатки древних храмов города Сочи (на мысе при впадении р. Агва в р. Сочи), храма 12-13 в.в. в пос. Лоо. Христианские храмы восточной Хосты 10-12-в.в. (райно Белых Скал). Остатки христианского храма 14-15 в.в. на горе Большой Ахун.
Новые понятия:
Некрополь, скальные могильники,
культовый комплекс, одноабсидный храм, часовня

Тема 5.
«Вот Храм Божий, защитим его – или умрём близ алтаря Господня:
смертью за Веру покупают небо»
Храмы Кубани. Храмы - памятники архитектуры в городе Екатеринодаре
(5 часов)
Православные храмы – важнейшая часть национальной культуры. 30 храмов войска черноморского в начале 19 века. Храмы Кубани – памятники архитектуры 19 века: Богоявленская церковь ст. Калининской (1833 г.), церковь св. Онуфия крепости Анапа (1837 г.), Свято-Покровская церковь ст. Новоивановской (1891 г.), Вознесенская церковь ст. Пластуновской (1896 г.).
Храмы – памятники архитектуры в городе Екатеринодаре: Богодельня с церковью во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1838-1844 г.г.), церковь св. Георгия Победоносца (1895 – 1903 г.г.), церковь св. Ильи-Пророка (1907 г.), церковь Святой Троицы (1910г.), Екатерининский кафедральный собор (1914 г.).
Новые понятия:
Храм – памятник, богадельня, кафедральный собор.

Тема 6.
«Сеющим с слезами,
радостию пожнут»
Монастыри Кубани
(2 часа)
Важное место монастырей и пустыней в системе церковной жизни Кубани. Роль монастырей в культурно-просветительской и духовно-нравственной деятельности.
Первая обитель- Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжья Свято–Николаевская мужская пустынь (1794г.).
Черноморская войсковая Во имя св. Марии Магдалины женская пустынь (1849 г.).
Свято-Михаило-Афонская Закубанская мужская пустынь (1878 г.).
Монастыри Кавказа: Александро-Афонская Зеленчукская мужская пустынь(1887 г.).
Особенности монастырей в Кубанской области и взаимоотношения с казачеством. Святыни монастырей.
Новые понятия:
Община, пустынь, обитель, монастырь, святыня,
монастырская братия, монах, монахиня,
настоятель, иеромонах, подворье, чудотворная икона.

Тема 7.
«а золотые купола
Кому-то черный глаз слепили.
Ты раздражала Силы Зла,
И видно так их доняла,
Что ослепить тебя решили,
Россия!..»
Игорь Тальков
Судьба храмов – судьба казачества.
(1 час)
Красный террор против храмов в 20-30 годах XX века. Трудная судьба Екатеринодарских храмов: Войсковой Александро-Невский собор, Свято-Ильинский храм, Храм Всех Скорбящих Радость, Свято-Екатерининский кафедральный собор, Свято-Георгиевский храм.
Новые понятия:
Красный террор, «расказачивание»,
богоотступничество, депортация.

Тема 8.

Радетели земли Кубанской
(4 часа)

Священники – духовные наставники казаков. Деятельность войсковых священников. Выдающаяся личность отца Кирилла (Россинского) и его роль в организации образования и просвещения на Кубани. Отец Роман (Порохня) – руководитель строительства первого войскового Воскресенского Собора в Екатеринодаре. Духовный труд священников - призыв к нравственному возрождению человека в трудах.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, богослов и духовный писатель.
Духовный подвиг кубанских священников в XX веке.
Новые понятия:
Духовенство, духовник, епископ, канонизация,
святитель, треба, нравственное возрождение

Тема 9.
Меч служит внешней борьбе, но во имя духа
Ильин И.А.
Ратные подвиги кубанского духовенства.
(2 час)
Православное духовенство на Кубани не только благословляло на ратный труд воинов, не только молилось о даровании победы, но и само принимало участие в ратном деле, проявляя при этом беспримерное мужество и удивительную храбрость.
Отец Иоанн Эрастов – участник военных походов и первый законоучитель Кубанского Мариинского женского училища.
Иванов Александр, 1-й черноморский линейный батальон
Богомолов Никита Никифорович, 12-й черноморский линейный батальон
Во время Русско-турецкой войны в армии Суворова, в пехотном полку служил военным священником Трофим Куцинский. Когда при штурме Измаила погиб полковой командир, были убиты или ранены многие офицеры, батюшка встал во главе полковой колонны и с крестом в руке повел солдат вперед на врага.

Тема 10.
«Без Бога не до порога»
Войсковые престольные православные праздники.
Православные семейные обряды.
(2 часа)
Войсковые престольные православные казачьи праздники. Характерные церковные обычаи в казачьем войске. Соблюдение казаками религиозных праздников по православному календарю. «Вклады» казаков на церковь. Церковные установления в казачьей семье. Семейные обряды на праздники.
Новые понятия:
Войсковой молебен, церковный Устав,
православный календарь, «вклад», Святки,
Крещенский сочельник, кутья, Пасха, джигитовка.

Тема 11.
Современный обряд посвящения в казаки
(1 час)
Просмотр видео и фото презентаций. Раскрытие смысла церковного обряда.



Литература:
Савельев А.П.  «Древняя история казачества», «Вече», М., 2004 г.
Шептун С.В. «Из истории православной церкви на Кубани», изд. «Советская Кубань», г.Краснодар, 1995 г.
Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Т.2. – Краснодар, 1992. – С. 587.
Ратушняк В.Н. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С. 192.
Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства.М.: Благовест, 2013.

Список литературы для исследования :
Аверьянов Ю., Воронов А. Счастье быть казаком // Наш современник, 1992, Ш, с.137-147.
Декларация казачества России: Принята 30 ноября 1990 г. в Краснодаре на первом Совете атаманов. // Литературная Россия,1990, 14 декабря,
Золото в В.А., Пронштейн АЛ. Казачий словарь-справочник. М., 1992. -361 с.
Краснов П. Казаки, их прошлое, настоящее и возможное будущее //Кубань, 1990, №9, с.47-51.
Куценко Й.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1990. -383 с.
Номикосов С. Воинская повинность казаков // Дон, 1993, №5-6, с.22-27.
школ, гимназий, лицеев Краснодарского края). Краснодар1995. 54 с.
Турченко С. Казаки собираются в круг: История казачества // Человек и закон, 1991, МО, с.57-73.
Чернышев В.Н. Казачество и его традиции // Кавказская здравница, 1992, 26 мая, с.4.
Чернышев В. Постулаты казачества // Казачий круг, 1991, 26 декабря, с. 1-2.
Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, , Т.1-2. - 273 с.
Ярошенко Л. Традиции воспитания в среде казачества //- 150












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15