Программа краткосрочного курса «Работа с текстом. Учимся задавать вопросы» для учащихся 6 класса






Министерство образования РФ
Управление общего и профессионального образования г. Чайковский
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»



Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

« 05» сентября 2014г Директор :
Зам. директора по УВР
Вылегжанина И.А.. О.М Зорина







Программа
краткосрочного курса
«Работа с текстом. Учимся задавать вопросы»
для учащихся 6 класса
на 2014-2015 учебный год







Учитель русского
языка и литературы
И.В. Котельникова






Чайковский 2014
Краткосрочный курс « Работа с текстом. Учимся задавать вопросы». Пояснительная записка
Категория учащихся, для которой предназначена данная программа – учащиеся 6-х классов. Количество часов – 8 часов.

Организационные условия реализации программы: 
время проведения: в течение 1 триместра;
режим проведения: 1 час в неделю.
Описание метапредметного (личностного) результата в стандарте: смысловое чтение
Конкретизация метапредметного(личностного) результата с учетом возраста обучаемых
Одним из планируемых результатов по ФГОСам второго поколения
является освоение учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией. Освоение навыка смыслового чтения предполагает развитие следующих умений: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие критического понимания текста, структурировать текст, преобразовывать его, используя разные формы представления информации, интерпретировать текст. У шестиклассников должны быть сформированы умения задавать «тонкие и толстые» вопросы по прочитанному учебно-познавательному тексту объемом 200-250 слов.


Обоснование актуальности конкретизированного метапредметного (личностного) результата.

В процессе любого познания вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, а также жизненных проблем, способствует улучшению взаимопонимания между людьми. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т.е. вопросы, эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы.
Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Расхожая фраза «Спроси у Яндекса» – еще одна реальность нашего времени. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки, основывается на том же искусстве задавать вопросы, просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.
Таким образом, можно утверждать, что искусство задавать вопросы – одно из базовых умений, лежащих в основе познавательной и коммуникативной деятельности. Степень сформированности данного умения важна как для учебной, так и для профессиональной деятельности.
Работа с текстом осуществляется на каждом предмете. У учащихся 6 класса еще недостаточно сформирован навык смыслового чтения. Они стремятся не понять, а заучить материал, мало вникая в смысл. Поэтому им трудно вспомнить то, что прочитали, воспроизвести прочитанное. Читая текст, учащиеся не разбивают его на смысловые части, не знают, как извлечь нужную информацию из текста, т.е. не могут найти ответы на вопросы. Еще большую трудность вызывает самостоятельное формулирование вопросов при обсуждении прочитанного. Чаще всего учащиеся задают простые вопросы фактического характера.
Вопрос-это инструмент активного получения информации, средство переключения мысли в нужном направлении. Он «запускает» познавательную деятельность. Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент, умение видеть проблему. Учебно-познавательные тексты позволяют формировать это умение. Поэтому необходимо начать работу над формированием навыка смыслового чтения с обучения их давать ответы на «тонкие и толстые вопросы» и самостоятельно их формулировать.
Целью данного курса является формирование у учащихся универсального учебного действия – умения задавать вопросы.
Задачи курса:
познакомить учащихся со структурой вопроса, а также различными типами вопросов;
научить грамотно формулировать вопросы и использовать это умение в практической деятельности, в том числе для решения жизненных ситуаций,
показать возможности формулирования вопросов для решения жизненных проблем.

Объект оценивания
Достижение данного метапредметного результата будет осуществляться средствами краткосрочного курса (8 часов) с последующей отработкой на уроках. В завершении курса проводится игра, где подводятся итоги формирования заявленных умений. Краткосрочный курс позволит познакомиться с разными типами вопросов, сформировать умение отвечать на эти вопросы, самостоятельно формулировать «тонкие и толстые» вопросы.
Планируемые результаты курса
Учащиеся научатся:
-определять тип вопроса;
-составлять вопросы различного типа;
-грамотно выстраивать ответ на поставленный вопрос.
Учащиеся получат возможность:
- освоить метод постановки вопросов для решения жизненных ситуаций;
-использовать вопросы для управления собственной деятельностью.

Содержание занятий курса « Учимся задавать вопросы».

Тема
Вид

1-2
Вводное. Входная диагностика.
Теория. Практикум.

3-4.
Типы вопросов.
Практикум, игра.

5-7.
Учимся задавать вопросы.
Практикум.

8.
Контрольное.
Самооценивание, лист обратной связи.

1.Вводное занятие 2 часа). Преимущества умения задавать вопросы. Почему люди боятся задавать вопросы? Типы вопросов.
Форма: дискуссия
Продукт деятельности учащихся:
кластер «Типы вопросов» или «Ромашка Блума»

2. Типы вопросов (2 часа) «Ромашка Блума». Простые вопросы. Уточняющие вопросы. Вопросы-интерпретации. Оценивающие и творческие вопросы.
Форма: практикум; игра.
Продукт деятельности учащихся:
Составление «Ромашки Блума» по выбранной теме.
Составление вопросов-интерпретаций по тексту.

3. Учимся задавать вопросы (3 часа). Игра «Да-нетка». Игра – «угадай, о чём спросили». Стратегия «Вопросительные слова», прием «Толстый и тонкий вопросы», прием «7 W» и проч.
Форма: игровой практикум
Продукт деятельности учащихся:
Разработка своего варианта игры.
Составление вопросов по теме.

4. Контрольное занятие.


Продукт деятельности учащихся:
Игра «Составь вопрос из слов».
Игра «Черный ящик».
Игра «Составь вопросы к готовому кроссворду».

Виды деятельности учащихся:
-поиск ключевых слов;
-знакомство с «тонкими и толстыми» вопросами;
-самооценивание по критериям.

Объекты оценивания и критерии их оценки
(критерии оценки деятельности учащихся)
Критерии оценивания
Показатель оценивания



Наличие различных типов вопросов
Учащийся умеет формулировать все типы вопросов-25 б.
Учащийся формулирует все типы вопросов, кроме практических – 20 б.
Учащийся умеет формулировать только «тонкие» вопросы – 10 б
Учащийся формулирует только однотипные вопросы – 5 б
Учащийся не умеет формулировать вопросы-0 б



Самостоятельность при формулировании вопросов
Учащийся сам без помощи учителя сформулировал вопросы – 25 б.
75% вопросов составлено учащимся самостоятельно – 20 б.
Учащийся составил только «тонкие» вопросы к тексту самостоятельно – 10 б.
Учащийся не смог составить ни одного вопроса самостоятельно – 0 б. 




Доступность понимания содержания вопросов
Учащийся составил вопросы, однозначно понятные собеседнику – 25 б.
25% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 20 б.
50% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 10 б.
Учащийся не смог составить вопросы, доступные для понимания – 0 б.















Список источников

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Пояснительная записка. С.5.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. С. 54-72
ТРЕНИНГ «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









Приложение 1
Задания для входной диагностики.
1.Сформулируйте 2 вопроса из предложенных слов
(нравится, что, в, разведке, непроходимая, рассказчик, так, искал, рассказчику, почему, глушь ).
2.Составить по одному вопросу к каждому абзацу, начиная словами:
КАК
ЧТО
ПОЧЕМУКОГДА
ГДЕ
КАКИМ ОБРАЗОМ
ЗАЧЕМ
3.Задайте как можно больше вопросов, начинающихся словами «Если я правильно понял, то?»






























Приложение 2
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415





Приложение 3

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). В начале изучения основ критического мышления, осенью 1997 года, мы, учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Многие участники наших семинаров педагоги-практики не слишком хорошо относились к теории. Получившийся «цветок» мы и назвали «Ромашкой Блума». Но нас подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу по таксономии Б. Блума относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».
Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате нами была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. Уместно спросить: «Кто же автор этого приема?».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итак, шесть лепестков шесть типов вопросов.
Простые вопросы  вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?», «Если я правильно понял, то ?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что ?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа


























Приложение 4

Игра «Да-нетка»

Учитель загадывает нечто(предмет, литературного или исторического персонажа и др.).Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да, и нет».
После игры обязательное краткое обсуждение:
Какие вопросы были сильными?
Какие -слабыми и почему?













































Заголовок 315