Технологическая карта урока по теме: Спорогенез и гаметогенез у цветковых растений. Двойное оплодотворение
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Спорогенез и гаметогенез у цветковых растений. Двойное оплодотворение»
Урок «открытия нового знания».
Ожидаемый учебный результат- формирование представлений о микроспорогенезе, мегаспорогенезе, микрогаметогенезе и мегагаметогенезе у цветковых растений
Предметные результаты:
иметь представление о микроспорогенезе, мегаспорогенезе, микрогаметогенезе и мегагаметогенезе у цветковых растений, знать в результате каких процессов образуются гаметы и споры у цветковых растений, какой набор хромосом и почему имеют, полученные в результате оплодотворения структуры
Личностные результаты:
1.Иметь качественную подготовку к Единому государственному экзамену
2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать критерии самооценки
Познавательные УУД
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
2.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
3.Преобразовывать представление информации из одного вида в другой (текст в схему.).
Коммуникативные УУД.
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и паре.
2.Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
3.Умение воспринимать устную и наглядную форму информации
Личностные УУД
1.Умение применять полученные знания на практике.
2.Формирование потребности в объективной оценки своей работыТехнологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
Мотивация (создание проблемной ситуации)
Дает задание не выполнимое при имеющемся уровне знаний и умений, объясняет, что такое задание встречается на ЕГЭ и вызывает затруднения у выпускников
«Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки»
Почему не смогли выполнить задание?
Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть)
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Формулирование учащимися предполагаемой темы урока.
Целеполагание,
планирование
Помогает в формулировке целеполагания.
Определяет содержания и последовательности действий для решения поставленных задач
Самостоятельное целеполагание
Узнать механизм спорогенеза и гаметогенеза у цветковых растений. Вспомнить механизм двойного оплодотворения
Научиться определять какой набор хромосом и почему имеют полученные в результате оплодотворения структуры
Осознать важность данной темы для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.
«Открытие нового знания»
1.Актуализация знаний, фронтальная беседа
Что такое спорофит?
Какой набор хромосом имел спорофит у изученных нами растений?
Что такое гаметофит?
Какой набор хромосом имел гаметофит у изученных нами растений?
При помощи митоза или мейоза образовывались споры и половые клетки изученных нами растений?
2. Демонстрирует процесс микроспорогенеза и микрогаметогенеза, использует ЭОР- «Цветок: образование спор и гамет, опыление и оплодотворение (углубленное изучение)» шаг 2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Организует самостоятельную работу в группе, предлагает представить полученную информацию в виде схемы
4. . Демонстрирует процесс микроспорогенеза и микрогаметогенеза, использует ЭОР- «Цветок: образование спор и гамет, опыление и оплодотворение (углубленное изучение)» шаг 3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.Организует самостоятельную работу в группе, предлагает представить полученную информацию в виде схемы
1.Отвечают фронтально на поставленные вопросы
Спорофитом называют:
1) ту часть жизненного цикла растения, который завершается образованием бесполых структур - спор; 2) все клетки спорофита содержат нормальный (диплоидный) набор хромосом
Гаметофитом называют:
1) ту часть жизненного цикла растения, которая завершается образованием половых структур – гамет; 2) все клетки гаметофита содержат половинный (гаплоидный) набор хромосом.
Споры образуются при помощи мейоза, гаметы митоза!
2.Изучают процесс микроспорогенеза и микрогаметогенеза с помощью ЭОР
3.Выполняют работу в группе, составляют схему- аппликацию «Микроспорогенез.Микрогаметогенез у цветковых растений», представляют продукт своей деятельности, делают выводы
4.Изучают процесс микроспорогенеза и микрогаметогенеза с помощью ЭОР
5. Выполняют работу в группе, составляют схему- аппликацию «Мегаспорогенез. Мегагаметогенез у цветковых растений», представляют продукт своей деятельности, делают выводы
4. Заполняют таблицу
Регулятивные УУД
Овладение составляющими исследовательской деятельности
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
5.Делают выводы к исследованию: Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги!
6. Организует самостоятельную работу в парах, предлагает изучить текстовую информацию и ответить на вопросы. Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.
Отвечают на вопросы:
-как передвигаются спермии?
-что происходит с синергидами?
- с чем сливается первый спермий, что при этом образуется? С каким набором хромосом?
-с чем сливается второй спермий, что при этом образуется? С каким набором хромосом?
- в чем заключается биологический смысл двойного оплодотворения?
Познавательные УУД
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
2.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
3.Преобразовывать представление информации из одного вида в другой (текст в схему.).
Коммуникативные УУД.
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и паре.
2.Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
3.Умение воспринимать устную и наглядную форму информации
Регулятивные УУД
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Включение нового знания в систему знаний (тренинг)
Организует повторение и закрепление учебного материала
-предлагает решить задачу, которая вызвала затруднение в начале урока
-предлагает определить действующие лица в сказке о спящей красавице или двойном оплодотворении (см. приложение, проводится не только для закрепления, но и для снятия эмоционального напряжения)
- организует самостоятельную работу в группе, предлагает вопросы для сравнения, организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.
Осуществляют тренировку навыков использования нового знания,
Устанавливают связи между новым и ранее изученным материалом, выполняют в группах следующие задания:
1 группа: найти сходство и различия в размножении папоротниковидных и покрытосеменных растений
2 группа: найти сходство и различия в размножении голосеменных и покрытосеменных растений
3 группа: в каком направлении шла эволюция растений. Почему моховидные называют тупиковой ветвью эволюции
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Личностные УУД
Умение применять полученные знания на практике.
Коммуникативные УУД.
Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
Регулятивные УУД
Сформировать умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Оценивание
Организует выполнение тестового задания.
(см. приложение)
Работают индивидуально с печатными заданиями, осуществляют самопроверку, используя матрицу для ответов и критерии сценки
Регулятивные УУД
Сформировать умение исправлять ошибки самостоятельно.
Сформировать способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Рефлексия
Предлагает вспомнить тему и цели урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Спрашивает, что понравилось на уроке, что нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.
Сегодня на уроке:
я узнал
пополнил знания к теме следующего урока
сегодня с урока я унесу.
использую на практике.
Предлагает обучающимся оставить свои мнения и пожелания на импровизированном «заборе мнений»
Проводят самооценку, осознают результаты своей деятельности, записывают домашнее задание:
Работа с учебником, схемами в тетради
Индивидуальное задание: выяснить есть ли чередование поколений у животных? Проиллюстрировать примерами
Регулятивные УУД
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать критерии самооценки
15