Урок 9 класс тема Оплодотворение у животных и цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения
Дата: Класс: 9 урок 19
Тема:Оплодотворение у животных и цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения
Цель урока:
Обучающая: В ходе урока узнать развитие зародыша, а так же особенности постэмбрионального развития. Познакомиться с развитием и возникновением жизни на Земле. Развивающая: Развивать чувство ответственности за изученный материал
Ожидаемый результат: умение работать в группах, слушать и слышать собеседника, закрепить основные понятия, умение проводить сравнения, делать выводы.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсянаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ученики осмысливают поставленную цель..5 мин. II. Проверка домашней работы.
С помощью стратегии «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку домашней работы.
Деление половых клеток при их созревании отличается от митоза и носит название (митоза).
Уменьшение числа хромосом вдвое происходит в процессе созревания (половых клеток).
В каком году был открыт процесс двойного оплодотворения цветковых растений? (1898г)
В какой фазе происходит спирализация хромосом? (профаза)
Процесс соединения гомологичных хромосом носит название... (конъюгация)
После образования веретена деления наступает... (метафаза)
Процесс слияния женской и мужской клеток... (оплодотворение)
После оплодотворения наступает... (синтез ДНК)
Половой процесс размножения покрытосеменных носит название... (двойное оплодотворение)
Игра «Угадай термин»:
1) Этот термин в переводе с греческого означает «уменьшение». (Мейоз)
2) Этот термин произошел от латинского слова, которое в переводе означает «соединение».
(Коньюгация)
3) Этот термин означает «перекрест» (Кроссинговер)
4) Это слово произошло от двух греческих слов, которые в переводе означают «зародыш» и
«развитие, происхождение». (Эмбриогенез)
5) Этот термин имеет две греческие основы, которые в переводе означают «семя» и
«развитие, происхождение». (Сперматогенез)
6) Этот слово произошло от двух греческих слов, означающих «семя» и «живое существо»
(Сперматозоид).
7) Это слово в переводе с греческого означает «жена, муж» (Гамета) Ученики отвечают на вопросы учителя.
Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. С помощью метода «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение нового материала.
Некоторые краткие сведения о развитии науки эмбриология. Эмбриология — это наука изучающая развитие эмбрионов. Рождение науки эмбриологии напрямую связано с именем академика русской академии К.Бэрон.
Развитию биогенетического учения большой вклад внес русский ученый А.Н.Северцев. Казахстанские эмбриологи профессор и Чагиров и профессор К.Баймуханбетов и др. внесли достойный вклад в развитие эмбриологии. Однослойный эмбрион и образование бластулы. В виде примера используем индивидуальное развития и размножения онтогенезе ланцетника. Гаструла - образование двух зародышевых слоев. В следующей стадии развития образуется второй слой клеток, в результате выпячивания внутрь (участка стенки бластулы). Эту двух слоенную стадию развития называют гаструла. Гаструла — это двуслойнный зародыш, их так же называют зародышевыми листками (возникновение отчетливо выраженных пластов клеток). Наружный слой гаструлы — это эктодерма или наружные зародышевые листики, а внутренний слой — энтодерма, или внутренний зародышевый листок (93 рис К, N, М).
Мезодерма дает начало хорде, мышцам почкам, хрящевому и костному скелету, а также кровеносному сосудам будущего организма. Эмбриогенез увеличивается активность генов в хромосомах, обеспечивающих развитие органов, идет интенсивный синтез белков. Начальные стадии развития животных имеют много общего для всех организмов. Это является одним из доказательств единства происхождения всех живых организмов на земле.
Постэмбриональные развитие. Постэмбриональный (послезародышевый) период начинается с момента выхода организма из яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии зародыша млекопитающих — с момента рождения. Различают два вида постэмбрионального развития: прямое развитие и развитие с превращением (метаморфоза).
1. Прямым называется развитие, когда рождающийся организм сходен со взрослым. Он встречается у позвоночных животных пресмыкающихся, птиц, млекопитающие, а к беспозвоночных пиявок, многоножка, пауков и др.
Развитие с превращением (непрямое развитие) — в результате эмбрионального развития, образуется личинка. К животным с непрямым развитием относятся беспозвоночные животные, а из позвоночных зелено-водные Примером может служит непрямое превращение — беспозвоночных, пятнистой бабочки — крыжовницы. Развитие с превращением имеет особое значение (преимущества). Как правило, между личинками и взрослыми видами нет конкуренции за выживаемость (за место и пищу). Например, взрослая лягушка, питается насекомыми, На суше. А личинка, развивается в водной среде и там питается беспозвоночными. Такие примеры можно привести и о развитии беспозвоночных, вспомните курс зоологии.
Работа в группах.
1 группа:
Прочитать текст «Строение сперматозоида
и яйцеклетки. Оплодотворение».
подготовить сообщение о строении сперматозоида и
яйцеклетки, о процессе оплодотворения.
подготовить вопросы для слушателей.
2 группа:
Прочитать текст «Особенности
оплодотворения у цветковых растений».
подготовить сообщение об особенностях
оплодотворения цветковых растений, используя таблицу на доске.
Ответить на вопросы:
1) Что происходит с эндоспермом у однодольных и двудольных растений в процессе развития?
2) Доказать почему цветковые растения называются покрытосеменными.
Подготовить вопросы для слушателей.
3 группа:
текст «Биологическое значение оплодотворения».
ответить на вопрос – Каково биологическое значение оплодотворения?
2, 3 учащиеся – Решить задачу.
У кролика и крольчихи в каждой соматической
клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом, по вашему мнению,
содержится у кроликов: а) в одной яйцеклетке; б) в одном сперматозоиде; в) водной зиготе (оплодотворенной клетке); г) в одной соматической клетке детей
(один крольчонок развивается из одной зиготы); д) в одной соматической клетке внуков.
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения:
Исходное положение (И.п.) - сидя на стуле. 1-2-отвести голову назад
и плавно наклонить назад, 3-4-голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4-6 раз.
Темп медленный. И. п. -сидя, руки на поясе.1- поворот головы направо,2-И.
п.3-поворот головы налево, 4- И. п. Повторить 6-8 раз.
Темп медленный.
И.п. -стоя или сидя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое
плечо, голову повернуть налево, 2-И.п., 3-4 то же правой рукой. Повторить 4-6
раз. Темп медленный.
Выступление групп. Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. На постерах пишут все, что узнали из этого текста. Постеры
Учебник
10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.
Что такое оплодотворение?
Какие типы оплодотворения вы знаете?
Кем и когда было открыто двойное оплодотворение и цветковых растений?
В чем заключается процесс двойного оплодотворения
1. В чем сходны процессы полового размножения у животных и растений?
2. Какие особенности полового размножения характерны только для растений?
3. Кто открыл двойное оплодотворение у растений?
2.Самостоятельная работа:
1) в тетради заполнить сравнительную таблицу «Строение половых клеток»;
2) записать каково биологическое значение оплодотворения.
Ученики демонстрируют свои знания.
Ромашка Блума
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Оценивают работу своих одноклассников. фишки
стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках. Урок 20 класс: 9 Тема занятия: Элементарное понятие индивидуального развития организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Сходство зародышей
Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.
Результат обучения: В конце урока ученики должны:
Знать об этапах индивидуального развития организма; сформировать представление о единстве органического мира; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, навыки самостоятельной учебной работы (составление таблиц, опорных конспектов, взаимоконтроль, работа в парах; осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание учащихся.Основные (ключевые) идеи и понятия: Онтогенез – индивидуальное развитие организма, бластуляция, гаструляция, органогенез.
Тренинг-разминка Физминутка (танцевальная) для создания благоприятной обстановки. 2 мин.
Формирование групп:
Обучаемые делятся на 4 группы по 4 человека. 2 мин.
Способ: картинки
Тест « половое размножение» Тест по пройденной теме «половое размножение» 5 мин.
Введение в тему презентация
Вводное задание:
прием «Корзина идей, понятий, приемов, подходов» Можете ли вы сказать тему нашего урока?(слайд №1)
Обсудите в группах и ответьте на вопросы: (слайд №2) 10 мин.
Группа: онтогенез
Группа: органогенез
Группа: эмбриональное развитие
Группа: постэмбриональное развитие
В каждой группе обсуждается имеющиеся знания и далее каждая группа по кругу называет идеи, понятия, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей секретарями групп, которые затем складываются в корзину в виде стикеров)
Проверка задания Итог: слушатели представляют свои корзины 5 мин.
Виды заданий: Подходы стратегии, используемые привыполнении данного задания Время:
Осмысление Работа по тексту РУ Задание 1:
Группы « добывают» информацию:
Группа: онтогенез
Группа: органогенез
Группа: эмбриональное развитие
4 Группа: постэмбриональное развитие
Сначала должны прочитать текст, затем обсудить в группе какую информацию представить, как донести информацию до своей « семьи». После возвращения в свои группы рассказывают то, что принесли. Остальные по мере надобности делают записи. И составляют кластер или схему о прокариотах.
Спикер защищает работу группы. Проверка задания Итог: слушатели представляют свои постеры или схемы. ПрезентацияPowerPoint«Прокариоты» Учитель рассказывает о основных понятиях темы, раскрывает особенности органогенеза, основы размножения. 10 мин.
Метод «незаконченные цепочки» На доске представлены предложения с перепутанными словами. Задача учащихся вставить верные слова. 5 мин.
Метод «Авторский стул» На стул приглашается ученик и рассказывает пройденный на уроке материал 3 мин.
Рефлексия Метод «2 звезды, одно пожелание» 2 мин.
Домашнее задание § составить 2 толстых и 2 тонких вопроса Дата: Класс: 9 урок 21
Тема: Организм как единое целое. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Биологические часы. Анабиоз.
Цель урока: формирование естественнонаучной грамотности при изучении живых организмов, их строении, функциях и взаимодействии с окружающей средой
Ожидаемый результат умений самостоятельного поиска, анализа нового материала, выявление и применение значимых в данный момент знаний.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсянаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствие.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение. Ученики осмысливают поставленную цель. Поворачиваются друг к другу и улыбаются. 5 мин. II. Проверка пройденного материала.
По методу «Ромашка Блума» осуществляет проверку пройденного материала.
Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки?
Как называется жидкая часть клетки?
Какого вещества больше всего в клетке?
Какую функцию выполняет аппарат Гольджи в клетке?
Какая органелла в клетке синтезирует белки?
В какой части клетки помещаются хромосомы?
Какую функцию выполняют митохондрии в клетке?
Какие ткани образуют скелет?
Какой тканью образованы потовые железы?
Какой тканью выстланы ротовая и носовая полости?
Какое строение имеет эпителиальная и соединительная ткани?
Какое строение имеет мышечная и нервная ткани?
Какая ткань состоит из клеток со многими отростками?
Дайте определение «ткань»
Из каких тканей состоят внутренние органы человека?
Прием «горячий стул»: ученик сидит спиной к доске, одноклассники дают определение термина написанным на доске, задача ученика – их угадать. Термины: двойное оплодотворение, бесполое размножение, интерфаза, профаза I, бластула, зигота.
Ученики отвечают на уровневые вопросы. Ромашка Блума20 мин. III. Актуализация знаний
Жизнь на Земле распространяется повсюду: в воздухе, в почве, в воде. Они – одноклеточные и многоклеточные; они взаимодействуют между собой и взаимодействуют с окружающей средой. И все они населяют нашу планету.
Жизнь на планете Земля существует в самой разнообразной форме, в связи с этим её проявления делят на семь уровней. Причём на одном и том же уровне могут существовать самые разнообразные по строению и образу жизни живые организмы и их структуры.
-Каким образом организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды? Существует несколько уровней, на которых протекает этот процесс.
-Перечислить уровни организации живых организмов?
Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевой.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Биогеоценотический.
Биосферный.
Клеточный уровень — один из важнейших.
Рассмотрим в качестве примера, как приспосабливается к условиям среды одноклеточный организм — кишечная палочка. Известно, что она хорошо растет и размножается в среде, содержащей единственный сахар — глюкозу. При обитании в такой среде ее клеткам не нужны ферменты, необходимые для превращения другого сахара, например лактозы, в глюкозу. Но если бактерии выращивать в среде, содержащей лактозу, то в клетках сразу начинается интенсивный синтез ферментов, превращающих лактозу в глюкозу. Следовательно, кишечная палочка способна перестраивать свою жизнедеятельность так, чтобы приспособиться к новым условиям среды. Приведенный пример относится и ко всем другим клеткам, включая клетки высших организмов.
- Какой уровень организации характерен для многоклеточных организмов? Ответ обоснуйте.
Ответ:органно – тканевой.
Другой уровень, на котором происходит приспособление организмов к условиям окружающей среды, — тканевый. Тренировка приводит к развитию тканей и органов: у тяжелоатлетов — мощная мускулатура; у людей, занимающихся подводным погружением, сильно развиты легкие; у отличных стрелков и охотников — особая острота зрения. Многие качества организма могут быть развиты в значительной мере тренировкой. При некоторых заболеваниях, когда особенно большая нагрузка приходится на печень, наблюдается резкое увеличение ее размеров. Таким образом, отдельные органы и ткани способны отвечать на изменение условий существования.
Саморегуляция. Организм представляет собой сложную систему, способную к саморегуляции. Саморегуляция позволяет организму эффективно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Способность к саморегуляции в сильной степени выражена у высших позвоночных, особенно у млекопитающих. Достигается это благодаря мощному развитию нервной, кровеносной, иммунной, эндокринной и пищеварительной систем.
Изменение условий с неизбежностью влечет за собой перестройку их работы. Например, нехватка кислорода в воздухе приводит к интенсификации работы кровеносной системы, учащается пульс, возрастает количество гемоглобина в крови. В результате организм приспосабливается к изменившимся условиям.
Постоянство внутренней среды при систематически меняющихся окружающих условиях создается совместной деятельностью всех систем организма. У высших животных это выражается в поддержании постоянной температуры тела, в постоянстве химического, ионного и газового состава, давления крови, частоты дыхания и сердечных сокращений, постоянном синтезе нужных веществ и разрушении вредных.
Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называют гомеостазом. Гомеостаз — важнейшее свойство целостного организма.
Регуляция гомеостаза осуществляется гуморальным путём через нервную систему, то есть все жизненные процессы регулируются нейро-гуморальным путём. Причём гуморальная регуляция - процесс более древний, чем нервная. И, не смотря на то, что нейрогуморальная регуляция характерна для животных, у растений некоторые процессы (например фасции – движение) осуществляются при помощи гормонов.
Обмен веществ — обязательное условие и способ поддержания стабильности организации живого. Без обмена веществ невозможно существование живого организма. Обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой — неотъемлемое свойство живого.
Особую роль в поддержании постоянства внутренней среды играет иммунная (защитная) система. Русский ученый И. И. Мечников был одним из первых биологов, доказавших ее огромную важность. Клетки иммунной системы синтезируют специальные белки — антитела, которые обнаруживают и уничтожают все чужое для данного организма.
Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Способность к саморегуляции и к противостоянию вредным влияниям среды возникает у организмов не сразу. В течение эмбрионального и постэмбрионального развития, когда многие защитные системы еще не сформировались, организмы особенно уязвимы для действия повреждающих факторов. Поэтому и у животных и у растений зародыш защищен специальными оболочками или самим материнским организмом. Он либо снабжен специальной питающей тканью, либо получает питательные вещества непосредственно от материнского организма. Тем не менее изменение внешних условий может ускорить развитие эмбриона или затормозить его и даже вызвать возникновение различных нарушений.
- Приведи три примера внешних факторов, влияющих на развитие эмбриона человека.
Варианты ответа:
Вредное влияние на развитие эмбриона человека оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. Не меньшую опасность для развития зародыша представляет загрязнение среды обитания различными химическими веществами или облучение ионизирующей радиацией.
В течение постэмбрионального периода развивающиеся организмы также очень чувствительны к вредным воздействиям внешней среды. Это объясняется тем, что формирование систем поддержания гомеостаза продолжается и после рождения. Поэтому алкоголь, никотин, наркотики, являющиеся ядами и для взрослого организма, особенно опасны для детей. Эти вещества тормозят рост и развитие всего организма, а особенно головного мозга, что приводит к умственной отсталости, тяжелым заболеваниям и даже смерти.
-Привести пять правил гигиены беременной женщины, соблюдение которых положительно влияет на развитие эмбриона
Варианты ответа:
Биологические часы.
Рост, питание, дыхание и другие процессы жизнедеятельности организма связаны не только с факторами окружающей среды, но и с циклическими изменениями, которые происходят в природе (смена дня и ночи, смена времён года).
Живые организмы чувствуют суточные, сезонные изменения, поэтому можно сказать, что внутри живых организмов есть некий биологический механизм, реагирующий на эти циклы. Это биологические часы – внутренняя система циклических процессов жизнедеятельности организма.
-Есть ли взаимосвязь между биологическими часами организма человека и режимом дня?
Ответ обоснуйте.
Ответ: между биологическими часами человека и режимом дня есть взаимосвязь, так как при соблюдении режима дня у человека вырабатываются условные рефлексы, связанные с питание, отдыхом, пробуждением в определённое время суток. Когда начинают работать определённые системы организма (например: пищеварительная система).
Анабиоз. Часто организмы попадают в такие условия среды, в которых продолжение нормальных жизненных процессов невозможно. В подобных случаях некоторые организмы могут впадать в анабиоз (от греч. «ана» — вновь, «биос» — жизнь), т. е. состояние, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. Анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания. Споры микроорганизмов, семена растений, яйца животных — примеры анабиотического состояния. В отдельных случаях анабиоз может продолжаться сотни и даже тысячи лет, по прошествии которых семена не теряют всхожести. Глубокое замораживание спермы и яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для их длительного хранения и последующего широкого употребления — пример использования анабиоза в практической деятельности людей.
Задание для группы:
Прочитать текст саморегуляция, устно дать определение. Из текста выявить способы поддержания стабильности организации живого; перечислить в тетради.
Вспомните, какие системы органов у животных являются регулирующими обмен веществ. Приведите примеры устно.
Прочитайте текст анабиоз, запишите определение в тетради. Подумайте, является ли анабиоз примером саморегуляции? Как можно использовать знания о анабиозе в практической деятельности?
Прочитать текст биологические часы, дайте определение в тетради. Устно приведите примеры.
Многие утверждают, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте ответ.
Найдите, когда колебания внутренней среды организма можно рассматривать, как один из факторов поддерживающих ее постоянство.
Отчет по групповой работе.
Ответы учащихся разных групп.
Проблемные вопросы согласно новой темы:
Маки и тюльпаны – влаголюбивые растения. Почему они могут расти пустынях? Какой уровень приспособленности: клеточный или тканевый?
Интересный факт: осенью деревья растущие вдоль освещенных аллель дольше не сбрасывают листву. Объясните это явление.
10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «Ассосация» Что вы поняли по данной теме??
Что оказывает влияние на работу ЖВС?
Назовите примеры желез внутренней, смешанной и внешней секреции.
Какая система органов совместно с ВНС управляет деятельностью внутренних органов?
Опишите рефлекторную дугу после получения ожога.
Назовите доли больших полушарий, в которых располагаются зрительная зона, слуховая зона правого и левого уха.
Опишите строение спинного мозга.
Какую функцию выполняет мозжечок?
Какую функцию выполняет продолговатый мозг?
Какую функцию выполняет средний мозг?
Какую функцию выполняет промежуточный мозг?
Какой отдел головного мозга отвечает за образование условных рефлексов, мышления, речи? Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников. 5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки
стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках. Игра «Угадай термин»:
1) Этот термин в переводе с греческого означает «уменьшение».
2) Этот термин произошел от латинского слова, которое в переводе означает «соединение».
3) Этот термин означает «перекрест»
4) Это слово произошло от двух греческих слов, которые в переводе означают «зародыш» и
«развитие, происхождение
5) Этот термин имеет две греческие основы, которые в переводе означают «семя» и
«развитие, происхождение».
6) Этот слово произошло от двух греческих слов, означающих «семя» и «живое существо»
7) Это слово в переводе с греческого означает «жена, муж»
2.Самостоятельная работа:
1) в тетради заполнить сравнительную таблицу «Строение половых клеток»;
2) записать каково биологическое значение оплодотворения.