Доклад-выступление на методическом совете воспитателей интерната «Разрешение конфликтных ситуаций в семье»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат среднего общего образования»
с. Самбург Пуровского района
Доклад
«Разрешение конфликтных ситуаций в семье»
2015 год
Материал подготовила:
воспитатель Сегой Альбина Петровна
Всем известно, что дети вступают в конфликты легко, быстро и к тому же часто. Как научить детей решать конфликты со своими сверстниками?
И не всегда окружающим взрослым ясно, как справиться с данной ситуацией, разрешить конфликт. Сделать так, чтобы он ни повторялся в его жизни. Чтобы конфликтная ситуация не стала причиной в изменении его поведения, восприятия окружающего мира. Подростковый возраст очень трудный, и порой родителю необходимо приложить много усилий для разрешения возникших проблем
Существуют методы, которыми нужно воспользоваться. Прежде всего, действует разговор по-взрослому, и разговаривать нужно грамотно. Уважайте ребенка, не давите на него своим авторитетом. Ребенок, прежде всего, должен различать как свои чувства, так и чувства окружающих его сверстников. Дети хотят ощутить признание их поведения, чувств. После осознания они спокойны, начинают пытаться учиться понимать окружающих. Они анализируют свое поведение, свою реакцию и мнение окружающих людей.
После конфликта ребенка нужно задействовать в решении проблемы. Но делать это тактично, когда все успокоится, ребенок должен осознать, описать, прочувствовать суть проблемы.
После этого можно предложить ребенку решение, которое подходит с Вашей точки зрения. Не ущемляйте ребенка, не принижайте его, это ребенка еще больше разозлит. Спросите у ребенка, как можно решить возникшую проблему. Ведь ребенок - участник конфликта, и его точка зрения, возможно, будет правильная.
Решение проблемы, которое предложит Ваш ребенок, может быть принято и противоположной стороной. Важно помнить, что нужно прийти к компромиссу, чтобы в последующем не было обид. Все должны остаться довольны, не зависимо от того, кто принял решение конфликта.
После разрешения ситуации необходимо еще некоторое время побыть с ребеночком, иногда вспышка может повториться заново, и придется снова разрешать ситуацию. Для того, чтобы научить вашего ребенка грамотно и достойно разрешать спорные ситуации, конфликты между детьми, необходимо ему объяснять, что может последовать за конфликтами. Необходимо найти грань между чувствами других людей и Вашего ребенка, рассказать ребенку о философии чувств, показать, как люди общаются в целом, как уходят от конфликтных ситуаций, как общение в целом влияет на отношение между людьми и т.п. Если ребенок не знает психологию чувств, основные закономерности при общении, конфликты будут.
Вы, являясь для него авторитетом, должны учить его доброму отношению к сверстникам и всем окружающим людям. Но не стоит воспитывать лояльного, не эмоционального ребенка, свое мнение у него должно быть, и он вправе его отстоять. Но делать он должен это, избегая конфликта, и тогда к его мнению будут прислушиваться. Воспитывайте у ребенка все его чувства, развивайте в нем гармоничную личность, которая умет общаться с окружающими без споров и конфликтов между детьми
Общение в семье является ведущим видом деятельности, т.к. обуславливает главные изменения психики ребенка; благоприятствует развитию познавательной сферы, личностных качеств и коммуникативных умений и навыков. Тем не менее иногда в общении наблюдается кризис. Это позволяет говорить об актуальности проблемы взаимоотношений подростков с родителями.
В психологии под конфликтом понимается противостояние – оппозиция - столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения-коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное состояние двух и более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Конфликтными взаимоотношениями между родителями и детьми в семье называют такие, в которых между родителями и детьми имеются постоянные ссоры, где их интересы потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.
Теория и практика позволяют выделить ряд факторов, наиболее часто являющихся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей:
1. Тип внутрисемейных отношений.
2. Деструктивность семейного воспитания.
Выделяют следующие черты
деструктивных типов воспитания:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждения.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности.
4. Личностный фактор. Ученые, педагоги и психологи выделяют в качестве причин, способствующих конфликтам родителей с детьми, такие, как консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей [3, с.56].
Как утверждает Сулимова Т.С., только конструктивное решение конфликтов в семье может быть более благоприятным для подростка, так как является подготовкой к встрече с конфликтами вне дома. Критическим фактором в любых взаимоотношениях является то, как разрешаются конфликты, а не то, сколько их возникает [2, с.107].
В психологии, педагогике и конфликтологии конфликт считается разрешенным, если:
• устранена причина, вызвавшая его,
• выработано решение, приемлемое для всех,
• существует обязательность и последовательность выполнения решения между обеими сторонами,
• снято напряжение, восстановлены надежные, стабильные отношения в семье.
Техника разрешения конфликта, по мнению ряда ученых, должна сводится к следующему:
1. Выяснение причин конфликта.
2. Выяснить, что сохранилось общего в духовной жизни семьи (между ее членами).
3. Выяснение правой стороны с точки зрения улучшения жизни в целом для семьи.
4. Обучение стратегии предупреждения конфликта (умение наблюдать, хорошо знать привычки человека (с этой точки зрения можно манипулировать человеком), умение слышать и слушать) [1, с.54].
Как показывает современная теория и практика, социально-педагогическая работа по оказанию помощи семье в преодолении конфликтных ситуаций включает в себя:
1) Работу по преодолению тревожности и застенчивости у подростков, которая включает:
- обучение школьников приемам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
- формирование необходимых умений и навыков, ведущих к повышению результативности их общения и деятельности.
2) Работа по повышению уровня педагогической грамотности родителей: лекции-беседы, дискуссии, групповые и индивидуальные консультации с социальным педагогом, коллективные тренинговые занятия родителей и подростков.
3) Работа с родителями и подростками в группах в форме различного рода коллективные мероприятия, которые позволяют подросткам обрести уверенность в себе, повысить самооценку, улучшить поведение.
Литература:
1. Изучение общественного мнения о причинах педагогических ошибок в семейном воспитании и пути их преодоления./Под ред. А.М.Низова. –М., 1991. – 109с.
2. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Педагогика, 1996. –215с.
3. Сярмянска Я. I. Праблема дзяцей у сям’i./Аутарыз. пер. з рускай мовы Б.В. Стральцова. –Мн.: Нар. асв., 1993. –78с.