Использование песочной терапии, как средства развития личности ребёнка и разрешение стрессовых ситуаций
МКДОУ «Подгоренский детский сад№1»
Тема: «Использование песочной терапии, как средства развития личности ребёнка
и разрешения стрессовых ситуаций.» Выполнила
Педагог-психолог
Коробова. Н. А.
В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нём тайны. Дональд Сандер (юнгинский песочный терапевт)
Общие условия организации песочной терапии.
Для организации процесса песочной терапии потребуется: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50на 70на8 ( где 50 на 70- размер поля, а 8 глубина) Считается, что такой размер песочницы соответствует объёму поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы, а для групповой работы используется песочница размером 100 на 140 на 80см. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта- небо.
Песочницу можно заполнять на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным ), прокалённым в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть, прокалить.
Для организации игр в песок необходимо большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Набор игрушек для песочной терапии
Люди, разнообразные по полу, возрасту, профессиям.
Наземные животные (домашние, дикие, доисторические.)
Летающие животные (дикие, домашние, доисторические.)
Обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы.)
Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень.)
Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, фантастические транспортные средства.)
Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота.)
Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия.)
Естественные природные предметы(кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена, перья, стёклышки.)
Оружие.
Фантастические предметы и персонажи мультфильмов.
Злодеи, игрушки волка и бабы яги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Могут использоваться и прозрачные коробки.
Пять шагов организации игрового процесса.
Первый шаг - демонстрация песочницы.
Второй шаг-демонстрация игрового процесса.
Третий шаг-знакомство с правилами игр на песке.
Четвёртый шаг - формирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия.
Пятый шаг- завершение занятия, ритуал выхода.
Личность педагога и её влияние на процесс песочной терапии.
Правила взаимодействия:
1.Присоединение к ребёнку
2.Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами,
Разворачивающимися в песочнице,
3.Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Цели коррекционной работы в песочной терапии
Избавление от различных форм нарушения поведения,
Сложностей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
Повышенной тревожности,
Страхов, неврозов,
Сложностей, связанных с изменениями в семье, в детском саду.
Тематический план занятий с песком:
«Знакомство со свойствами песка.»«Рисование на песке.»«Отпечатки наших рук.»«Волшебные секреты.»«Домики для животных.»«Озеро - река.»«Птичьи забавы.»«Транспорт.»«Инсценирование сказок.»Сказки выбираются по возрасту и интересу ребёнка.
«Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Зайкина избушка.»Результативность занятия : уверенность в себе, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, оптимистичность, любознательность ,настроение, агрессия, состояние нервной системы, эмоции.
Ребёнок стал более спокоен, уверенней, наладились взаимоотношения со сверстниками.