Практико-ориентированный семинар для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций»

МБОУ ЛИЦЕЙ №40








Практико-ориентированный
семинар для педагогов
«Способы решения конфликтных ситуаций»








Подготовила и провела:
педагог-психолог
Щекотихина И.В.









Орел 2014
Практико-ориентированный семинар
«Способы решения конфликтных ситуаций»

Цель: адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте.
Оборудование: по 2 листа формата А4 на каждого участника, памятка «Условия эффективного применения стратегий», плакат «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», плакат с изображением ладони, цитаты, карточки с названиями стратегий.
Целевая аудитория: педагоги.

Ход семинара

Информационный блок.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет немедленно разрешать.
Это, кстати, происходит примерно так: сначала возникает конфликтная ситуация – нечто само по себе безобидное до поры до времени. Просто между субъектами А и Б намечается различие позиций, мнений, целей, интересов. Затем А и Б осознают свои интересы, потом препятствия к их осуществлению; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.
Наконец, наступает пора действий друг против друга – именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под конфликтом мы понимаем столкновение несовместимых, противоположных позиций, взглядов, которое связано с негативными переживаниями.
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей. С конфликтами бессмысленно бороться, ими нужно управлять. Существует двойственная оценка феномена конфликт. С одной стороны, это явление нежелательное, приносящее страдания и потери, с другой – позитивное (расширяется информация о себе и других, находятся новые пути решения проблем, налаживаются отношения между людьми и т.п.).
У всех конфликтов есть множество причин. Многие исследователи в качестве одной из частых причин конфликтов между учителем и учениками называют отсутствие доверия и уважения к школьникам со стороны преподавателей при высокой требовательности к ним и невнимание к развитию индивидуальных дарований и способностей, отсутствие дифференцированного подхода к личности, стремление всех подогнать под единый шаблон. Одной из особенностей педагогических конфликтов является различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному).
Упражнение.
Инструкция: «Возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас необходимо выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача – точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.
Команды:
Согните лист пополам.
Еще раз пополам.
Оторвите верхний правый угол.
Оторвите нижний правый угол.
Что получилось?»
Скорее всего, узоры у всех будут разными. Мораль: в процессе коммуникации однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, возникает опасность конфликта.

Проведенный нами в прошлом году опрос учащихся 11-х классов показал, что наиболее частыми причинами конфликтов в школе являются несправедливая оценка, неуважительное отношение учителя к ученику, нарушения учебной дисциплины учеником, требование учеником более высокой оценки. Как правило, конфликты завершаются обсуждением проблемы и достижением сторонами взаимного согласия.

Информационный блок.
Исходя из соотношения ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, Кеннет У. Томас и Ральф Х. Килманн выделили пять стратегий поведения в конфликте. Они предложили 2-х мерную модель урегулирования конфликтов:
напористость – степень настойчивости в удовлетворении своих собственных интересов (ориентация на свои интересы);
кооперация – степень готовности пойти на встречу другому в удовлетворении его интересов.

Сетка Томаса – Килманна.

соперничество

сотрудничество

компромисс



избегание
приспособление

напористость
кооперация


Соперничество (преобладание) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку, победить ценой преобладания.
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека, удовлетворенность чужими интересами.
Компромисс – взаимные уступки участников конфликта, приводящие к потерям обеих сторон.
Избегание (пренебрежение) – отсутствие стремления, как к взаимодействию, так и удовлетворению собственных интересов. Человек игнорирует ситуацию конфликта и полагает, что она сама разрешится со временем.
Сотрудничество – стремление к объединению, к совместному поиску выхода из создавшейся ситуации, полностью удовлетворяющего интересы конфликтующих сторон.

Ни одну из перечисленных категорий нельзя однозначно оценить по шкале хорошая – плохая. Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. Согласно данным К.Томаса, наиболее продуктивным способом разрешения конфликта является сотрудничество, а деструктивным – соперничество.




Практическая часть.
Задание.
Участники разбиваются на пять групп по числу стратегий поведения в конфликте. Каждой группе раздается карточка с названием и определением одной из стратегий.
«Перечислите обстоятельства, при которых может быть эффективна та или иная стратегия поведения в конфликте».
Обсуждение применимости той или иной стратегии.

Упражнение «Проигрывание стратегий поведения в конфликте».
Участникам групп предлагается проиграть различные стратегии поведения в конфликте.
Ситуация: «Учитель русского языка вызывает вас в класс, так как ваш класс срывает у него урок. Ваши действия».
Обсуждение.

Заключительная часть.
Письменная рефлексия «Все у меня в руках».
Демонстрируется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Больше всего понравилось», указательный – «Я узнал для себя», средний - «Мне не понравилось?», безымянный – «Идеи на следующий семинар», мизинец – «Мне здесь не хватало».
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы.
«Добрые слова каждому». Ведущий предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о семинаре.

Условия эффективного применения стратегий

Уход может быть оправдан, если:
источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами;
выигрыш не значим и не велик по сравнению с усилиями, затраченными на разрешение конфликта;
необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
изучение ситуации и поиск информации представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие решения;
вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу и не хотите этого. Отношения с оппонентом при этом для вас не важны.

Приспособление уместно, если:
вы оказались не правы и признаете это;
вас не особенно волнует случившееся;
восстановление спокойствия и стабильности важнее разрешения конфликта;
вам важнее сохранить добрые отношения с оппонентом, чем отстоять свои интересы;
предмет разногласий для вас менее существенен, чем для оппонента, итог намного важнее для него, чем для вас;
отстаивание своей точки зрения требует слишком много времени и сил.

Конкуренция (соперничество, борьба) может быть уместной, если:
требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной и опасной ситуации;
исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять, отношения с оппонентом для вас совершенно не важны;
вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и очевидно, что ваше решение – наилучшее.

Компромисс может быть уместным, если:
необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны;
сотрудничество или подавление не приводят к успеху, а он важен для вас;
вас может устроить временное решение;
ваша позиция имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.
Во всех случаях подразумевается, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе раздела нужды всех ее участников не могут быть полностью удовлетворены. При этом даже решение о равноправном использовании воспринимается как достижение.

Сотрудничество (поиск интегративного решения) целесообразно, если:
вы заботитесь о чувствах вашего оппонента, рассчитываете на его добрую волю и вовлеченность;
необходимо найти общее, единственное решение, каждый из подходов слишком важен и не допускает компромиссов;
у вас тесные и длительные отношения с другой стороной, а обсуждаемый вопрос очень важен;
у вас есть время для разрешения конфликта и отношения с партнером для вас важны.

Целесообразное решение состоит в том, чтобы соотнести наиболее желательный для вас исход с вероятностью его достижения и принять решение о выборе стратегии.
Способы урегулирования конфликтов


Стиль
Сущность стратегии
Условия эффективного применения
Недостатки

1
Соревнование
Стремление добиться своего в ущерб другому
Исход очень важен.
Обладание определенной властью.
Необходимость срочного решения
При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

2
Уклонение
Уход от ответственности за решения
Исход не очень важен.
Отсутствие власти.
Сохранение покоя.
Желание выиграть время
Переход конфликта в скрытую форму.

3
Приспособление
Сглаживание разногласий за счет собственных интересов
Предмет разногласия более важен для другого.
Желание сохранить мир.
Правда на другой стороне.
Отсутствие власти.
Вы уступили. Решение откладывается.

4
Компромисс
Поиск решений за счет взаимных уступок
Одинаковая власть.
Взаимоисключающие интересы.
Нет резерва времени.
Другие стили неэффективны.
Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.

5
Сотрудничество
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников
Есть время.
Решение важно обеим сторонам.
Четкое понимание точки зрения другого.
Желание сохранить отношения.
Временные и энергетические затраты. Неорганизованность успеха.














Щекотихина И.В. МБОУ лицей № 40 г.Орла



15