Коммуникативный тренинг для педагогов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детский дом «Ласточкино гнездышко»
Денисенко Ю.С.
Коммуникативный тренинг личностного роста
(рабочая программа)
Нововосточный
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc338841188 \h 3Тематический план. PAGEREF _Toc338841189 \h 7Содержание программы. PAGEREF _Toc338841190 \h 8Список литературы PAGEREF _Toc338841191 \h 10Приложение 1 PAGEREF _Toc338841192 \h 11Приложение 2 PAGEREF _Toc338841193 \h 15Приложение 3 PAGEREF _Toc338841195 \h 20
Пояснительная запискаХарактер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию.
Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания свойства личности [4].
Любое педагогическое действие предполагает контакт и ведущую роль педагога в процессе общения. Для конструктивности контакта ему нужны не только знания и учет индивидуальных особенностей воспитанников и своих собственных, но и владение методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия (влияния).
Таким образом, актуальность проблемы развития коммуникативной компетентности педагогических кадров является достаточно очевидной, так как от этого зависит воспитание творческой, гармонично развитой личности ребёнка-дошкольника.
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной загруженностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.
При использовании методики: «Изучение уровня профессионализма педагогов» (Приложение 1) было выявлено, что уровень знаний и умений педагогов по данной теме явно не удовлетворяет запросы современного общества.
В связи с этим была составлена программа: «Коммуникативный тренинг личностного роста».
Данная программа направлена на проработку педагогов трёх структурных частей общения – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Поэтому каждое из занятий посвящено развитию умений в коммуникации, взаимодействии и межличностном восприятии.
Цель программы: Развитие коммуникативных умений педагогов в процессе их взаимодействия.
Задачи программы
Мотивировать педагогов к анализу собственных педагогических взглядов и установок.
Способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
Обеспечить условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов.
Обучить педагогов навыкам саморегуляции эмоциональных состояний, навыкам релаксации.
Методы: беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, развивающая психологическая диагностика: тесты: «Приятный ли вы собеседник», «Хозяин судьбы», «Умеете ли вы слушать?», «Поддаётесь ли вы чужому влиянию?», «Умеете ли вы справиться со стрессом?» [11]
Ожидаемый результат: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного поведения.
В результате освоения данной программы педагог должен
знать:
- понятия «коммуникация, коммуникативная компетентность»;
- правила конструктивного поведения;
- правила конструктивного разрешения конфликтов;
- основные формы реагирования субъектов общении;
- алгоритм стратегии сотрудничества;
уметь:
- анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
- понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением;
- отстаивать свою позицию конструктивными способами;
- адекватно оценивать себя, свои способности и возможности;
владеть:
- способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- навыками самооценки и понимания других;
- навыками позитивного общения;
- навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.
Занятие строится по следующему алгоритму:
Вводная часть включает разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
Заключительная часть включает:
– подведение итогов, рефлексия занятия; снятие эмоционального напряжения (Приложение 2).
Условия проведения:
Занятия проводятся в отдельном помещении (музыкальном зале), чтобы участники группы могли сесть в круг, имели достаточно места для выполнения упражнения. Группы формируются по 10-12 человек (количество участников чётное).
Проводя занятия с группой педагогов, работающих в одном детском саду, необходимо больше времени уделять «эмоциональному разогреву», так как психологическая защита и сопротивление весьма мощные (Приложение 3); не рассчитывать на глубокое самораскрытие, а особый упор делать на индивидуальную работу каждого педагога над собственными проблемами.
Тематический план.№ Тема Кол-во часов
1. Вводное занятие 1
2. Общение. Функции общения. 2
3. Виды влияния 1
4. Умение слушать 1
5. Виды слушания 1
6. Техники активного слушания 2
7. Невербальное общение 1
8. Межличностное пространство 1
9. Конструктивная критика 1
10. Деловое общение 2
11. Конфликт. Типы конфликтов 1
12. Стили поведения в конфликте 2
13. Конструктивное разрешение конфликтов. 2
14. Правила поведения и общения в конфликте. 2
15. Психологические защиты 2
16. Лидерство. Типы лидеров 1
17 Стили управления коллективом 1
18. Распределение ролей в коллективе 1
19. Стресс. Способы реагирования на стресс 1
Итого 26
Программа рассчитана на 26 встреч по 40 минут каждая.
Содержание программы.1. Вводное занятие (2ч)
Создать у педагогов мотивацию к занятиям, развить навыки группового взаимодействия.
2. Общение. Функции общения (2ч)
Развить представление о понятии «общение», познакомить с функциями и видами общения.
3. Виды влияния (1ч)
Развить представление о видах и целях влияния.
4. Умение слушать (1ч)
Демонстрация важности умения слушать для эффективной коммуникации.
5. Виды слушания (1 ч)
Познакомить с видами слушания и их особенностями.
6.Техники активного слушания. (2ч)
Познакомить с техниками активного слушания, анализом их особенностей, развить представление об их правильном использовании.
7. Невербальное общение (1ч)
Познакомить с понятием «невербальное общение».
8. Межличностное пространство (1ч)
Познакомить с понятием «межличностное пространство», сформировать представление о дистанциях общения и их особенностях.
9. Конструктивная критика (1ч)
Познакомить с правилами конструктивной критики, развить навыки конструктивной критики.
10. Деловое общение (2 ч)
Познакомить с понятием «деловое общение», фазами ведения деловой беседы.
11. Конфликт. Типы конфликтов (1ч)
Познакомить с понятием «конфликт», сформировать представление о видах и типах конфликтов.
12. Стили поведения в конфликте (2ч)
Познакомить со стилями поведения в конфликтной ситуации, их особенностями.
13. Конструктивное разрешение конфликтов (2ч)
Познакомить со способами конструктивного разрешения конфликтов.
14. Правила поведения и общения в конфликте (2ч)
Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы поведения в конфликте.
15. Психологические защиты (2ч)
Сформировать представление о способах психологических защит, их функциях и роли в поведении человека.
16. Лидерство. Типы лидеров (1ч)
Познакомить с понятием «лидерство», типами лидеров, проверить способности педагогов к лидерству.
17. Стили управления коллективом (1ч)
Познакомить со стилями управления коллективом.
18. Распределение ролей в коллективе (1ч)
Сформировать представление о распределении ролей в коллективе, о возможностях изменения статуса членов коллектива. Отработка полученных знаний в ролевой игре «Предвыборная компания»
19. Стресс. Способы реагирования на стресс (1ч)
Познакомить с понятием «стресс», фазами развития стресса, влияние стресса на организм и психику человека. Развить представление о способах реагирования на стресс.
Список литературы1. Волкова, А.И. Психология общения [Текст] / А. И. Волкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 446с.
2.Красношлыкова, О.Г. Имидж педагога – условие успешной профес-сиональной деятельности [Текст]: \О.Г. Красношлыкова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 168с.
3. Кривцова, С. В. Навыки конструктивного взаимодействия [Текст]:/ С.В.Кривцова. – М.: «ПЦ «Инсайт», 1992. 57с.
4. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя[Текст]:диагностика и развитие/М.И. Лукьянова – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
5. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал [Текст]:/Л.М. Митина – М.: “Дело”, 1994. – 216с.
6. Осипова, Е. Конфликты и методы их преодоления[Текст]:социально-психологический тренинг/Е.Осипова, Е.Чуменко - М. : Чистые пруды, 2007. - 30с. - (Библиотечка"Первого сентября".Серия"Школьный психолог". 5(17), Выпуск).
7. Основы конструктивного общения [Текс] : / Состав.: Т. Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. – М.: Изд-во Совершенство, 1997.
8. Рогов, Е.И. Эмоции и воля. [Текст] учеб, пособие / Е.И. Рогов- М.: Просвещение, 1999.-240с.
9. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: учебное пособие/Е.М. Семёнова – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256с.
10. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения[Текст]: практическое пособие / К Фопель – М.: Генезис, 2001. – 240 с.
11. Шевченко М.Ф. Как стать успешным [Текст]:программа занятий для старшеклассников/М.Ф. Шевченко – СПб.: Речь,2007. –208 с.
Приложение 1Методика изучения уровня профессионализма педагога
Данная методика является рефлексивной, т.е. предоставляет возможность для сочетания внешней оценки с внутренней самооценкой, в таком случае дает возможность получения более объективных результатов. Системность предложенной методики заключается в том, что отслеживается уровень профессионализма по всем его компонентам: имидж, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессионально значимые качества личности. По результатам диагностики выявляются затруднения в педагогической деятельности по отдельным компонентам профессионализма. Для более детального определения особенностей компонентов профессионализма предлагаются отдельные методики (анкеты)
Анкеты предназначены для диагностики уровня профессионализма педагогических работников образовательных учреждений и рассчитана на их заполнение двумя экспертами и учителем 9внешняя оценка и самооценка). анкеты содержат описание компонентов профессионализма.
Каждый из представленных ответов подразумевает под собой определённый балл (от 0до 10) и, соответственно, уровни:
0 – 1,0 – недопустимый 4,1 – средний
1,1 – 2,0 – низкий 7,1 – 8,9 – выше среднего
2,1 – 4,0 – ниже среднего 9,0 – 10,0 – высокий
В результате подсчета данных анкеты выводится средний балл по каждому вопросу и по блокам: имидж, профессионально значимые качества личности, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, саморазвитие.
Для того чтобы получить научно обоснованные и точные выводы и рекомендации, необходимо осуществить анализ и интерпретацию результатов исследования.
Анкета
Оцените, пожалуйста, насколько свойственно Вам каждое из представленных утверждений, баллами от 0 до 10, где 0 – не соответствует Вам, 10 – соответствует больше всего.
1. При помощи голосовых интонаций, модуляций мне легко передать настроение, проявить эмпатию. искренность, вызвать доверие у детей и коллег.
2. Мне легко выстраивать общение с детьми, родителями, коллегами, так как я умею слушать, организовывать общение, управлять инициативой в общении.
3. Я четко представляю цели, задачи, стратегию современного образования, и возрастающая ответственность не пугает меня.
4. Я легко «читаю» настроение своих учеников и всегда понимаю причины его изменения
5. Я говорю литературно грамотно, соблюдая правила стилистики.
6. Я всегда сопереживаю успех и неудачи своих детей.
7. Я умею работать с любыми информационными потоками ( телевидение, радио. пресса, Интернет и т.п.) и не испытываю трудностей с использованием этой информации в своей работе
8. Я могу без слов (при помощи мимики и жестов) привлечь внимание, показать доброжелательное отношение, оценить ответ
9. Считаю, что мой голос приятен для восприятия
10. Я анализирую каждое занятие, каждую педагогическую ситуацию, всегда осмысливаю причины своих успехов и неудач в деятельности, так как считаю это условием своего профессионально-личностного развития.
11. Я никогда не испытываю трудностей с подбором, структурированием материала к своим занятиям, всегда знаю как его лучше подать.
12. Мой язык жестов оптимален и всегда сочетается с речью
13. Темп моей речи всегда оптимален для восприятия
14. Я всегда ищу новые нетрадиционные формы, приемы работы, люблю нестандартно разрешать педагогические проблемы.
15. Я никогда не испытываю трудностей с организацией воспитательной работы.
16. Я всегда продумываю свое поведение на занятии (место нахождения в пространстве, мимические маски, жесты).
17. Я имею широкий лексический запас.
18. Я всегда могу эффективно организовать свою деятельность, труд и жизнедеятельность детей..
19. Я провожу занятия в игровой форме
20. Я всегда могу при помощи жестов и мимики передать мысль без слов
21. Дети часто повторяют мои манеры, жесты, мимику, походку
22. У меня широкий кругозор и высокая эрудиция
23. Я всегда достигаю стабильно высоких результатов в своей педагогической деятельности.
24. Я всегда могу перестроить трудную педагогическую ситуацию, придав ей положительный тон, позитивную и конструктивную направленность
25. Я обладаю хорошими манерами поведения
26. Мне всегда хватает терпимости в отношениях с детьми и коллегами, даже в трудных ситуациях.
27. Я всегда планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность, ориентируюсь на достигнутые результаты и индивидуальность каждого ребёнка.
28. Я никогда не испытываю проблем в профессиональном общении с детьми и коллегами.
29. У меня сдержанные, неширокие жесты
30. У меня активная жизненная позиция.
31. Мне всегда удаётся найти наиболее оптимальные формы, методы, приёмы организации своей деятельности и детей, обеспечивающие достижение цели
32. Я владею правильным речевым дыханием и артикуляцией, умею владеть голосом, придавать ему различные интонации.
33. У меня выразительный взгляд, мне легко установить визуальный контакт с собеседником
34. Я всегда знаю, чего хочу добиться в своей профессиональной деятельности и знаю, как этого достичь.
35. Я владею методами и приёмами активизации учебной деятельности.
36. В ходе занятий при организации взаимодействия я всегда предупреждаю эмоциональные состояния страха, беспокойства, тревоги у детей.
37. Язык моих телодвижений выразителен, пластичен.
38. Мне всегда свойственны оптимизм и чувство юмора в сложных ситуациях.
39. Я не испытываю затруднений при определении конкретных целей и задач воспитательно-образовательного процесса и всегда знаю, как их достичь, планирую этапы и средства педагогической деятельности.
40. Мой речевой аппарат не испытывает усталости от сильной голосовой нагрузки, так как я постоянно
Приложение 2Конспект занятия
Занятие 1. Вводное занятие (2ч)
Цель: Создание у педагогов мотивацию к занятиям, развитие навыков группового взаимодействия.
1. Вводная часть.
Упражнение на разогрев: игра “Имя как аббревиатура”.
Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данном кругу, а затем “расшифровать” имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, “расшифровать” достаточно только имя.
Например: ИРИНА.
И – искренняя,Р – решительная,И – инициативная,Н – независимая,А – альтруистка.
Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его “расшифровку”.
2. Основная часть.
Правила работы в группе.
После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.
Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на “ты”, что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
Общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме “Я считаю...”, “Я думаю...”).
Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
Недопустимость непосредственных оценок человека.
Принятые правила записываются в памяти группы (это могут быть записи мелом на школьной доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости). Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, — песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.
Игра “Поменяйтесь местами...”
Для того чтобы выполнить следующее упражнение, необходимо разбиться на подгруппы. Это можно сделать с помощью игры “Поменяйтесь местами”. Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, меняются местами те, кто:
работает всю жизнь в одном учреждении;
работает в настоящее время по новой программе;
любит свою работу;
работает педагогом уже больше 10 лет;
мечтал быть педагогом с детства и т.д.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы.
Упражнение “Портрет идеального педагога” (проводится в малых группах).
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.
Примерные качества:
гибкость,
стремление к самоактуализации,
доброжелательность,
умение брать ответственность на себя,
коммуникабельность,
направленность на личность другого человека,
принятие себя,
уважение чужого мнения,
организаторские способности,
умение видеть на несколько шагов вперед,
креативность,
эмпатийность.
Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:
– С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
– Что вы сами предлагаете добавить?
– Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.
Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.
Игра “Автомобиль”.
Необходимо представить наше образовательное учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.
3. Заключительная часть. Упражнение “Подарок”Первый день заканчивается упражнением “Подарок”. Каждый дарит своему соседу справа любой “подарок”, то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Приложение 3Упражнения на разогрев
Упражнение: «Восточный рынок»
Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «восточный рынок»? (Крики, запах еды и пряностей, бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…) Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадём через несколько минут, но сначала подготовимся.
Каждый из вас получил лист бумаги и ручку/карандаш. Разделите лист на восемь одинаковых частей. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишите своё имя и фамилию. Каждый аккуратно сложите несколько раз так, чтобы текст оказался внутри. Получившиеся заготовки положите на стол в центре комнаты.
(Горка записок, сложенных на столе в центре комнаты, тщательно перемешивается психологом).
Теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами отправимся на восточный ранок. Каждый подойдёт к куче записок и произвольно вытянет восемь штук. Затем в течение 5 минут вам нужно будет найти и любым способом вернуть себе все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками.
Психолог во время торга поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трёх победителей игры.
Подводя итоги, игроки обмениваются впечатлениями: Что понравилось? Что огорчило? Какая тактика: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, обман партнёра или другая – позволила добиться успеха?
Упражнение: «Комплимент»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Число участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты.
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнёра. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Упражнение «Установление дистанции»
Все вы должны образовать круг, один из вас по желанию становится в центр круга. К Центральному участнику по очереди будут подходить все остальные. Их задача – двигаться маленькими шажками до тех пор, пока центральный участник не скажет «Стоп», то есть не почувствует себя дискомфортно.
Упражнение: «Мы с тобой похожи тем, что…»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Число участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнёрам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» (например, живём в одном городе, учимся в одном классе и т. д).
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, цветом глаз, длиной волос т.д.).
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнёра. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Упражнение «Всё равно ты молодец, потому что…»
Участники делятся на пары. Один партнёр рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чём-нибудь неприятном либо говорит о каком-то своём недостатке и пр. Собеседник внимательно выслушивает его и произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…»
Далее следует обсуждение ощущений участников.
Упражнение: «Ассоциации»
Ведущий выбирает одного человека из группы. Остальные участники, отвечая на вопросы ведущего, подбирают образы, напоминающие им этого человека.
Например:
- Если это цветок, то какой?
- Если это животное, то какое?
- Если это вид одежды, то какой?
- Если это страна, то какая?
Упражнение: «Перед дальней дорогой».
Один из участников – «отъезжающий» - выходит из комнаты, остальные «собирают ему чемодан в дорогу», то есть называют его положительные качества, которые, по мнению группы, помогут ему в общении с людьми.
Кроме того, «отъезжающему» необходимо напомнить о его отрицательных качествах, которые могут помешать ему и над которыми стоит поработать, чтобы жизнь стала более приятной и интересной.
Мнение каждого члена группы должно быть поддержано большинством. После голосования названные положительные и отрицательные качества записываются на листе бумаги секретарём – одним из участников тренинга.
В «чемодан» нужно положить не менее пяти – семи как положительных, так и отрицательных качеств.
«Отъезжающего» приглашают в комнату, зачитывают и передают ему список.
Упражнение: «Конверты для добрых пожеланий»
Участникам предлагается написать свои имена на конвертах. Дальше тренер просит их написать и пишет сам пожелание, благодарность для каждого члена группы. Листочки складываются в конверты.
При желании участники могут поделиться этими высказываниями с группой.
Упражнение: «Цветочек»
Встаньте в круг, лицом к центру. По очереди назовите один из любимых вами цветов, не повторяя друг друга. Запомните названия, произнесённые каждым игроком. Перебрасывая друг другу мяч, называйте цветок, предпочитаемый тем участником тренинга, с которым вступаете во взаимодействие.
Упражнение «Перед дальней дорогой».
Один из участников – «отъезжающий» - выходит из комнаты, остальные «собирают ему чемодан в дорогу», то есть называют его положительные качества, которые, по мнению группы, помогут ему в общении с людьми.
Кроме того, «отъезжающему» необходимо напомнить о его отрицательных качествах, которые могут помешать ему и над которыми стоит поработать, чтобы жизнь стала более приятной и интересной.
Мнение каждого члена группы должно быть поддержано большинством. После голосования названные положительные и отрицательные качества записываются на листе бумаги секретарём – одним из участников тренинга.
В «чемодан» нужно положить не менее пяти – семи как положительных, так и отрицательных качеств.
«Отъезжающего» приглашают в комнату, зачитывают и передают ему список.
Упражнение: «Иностранец и переводчик»
Для начала нам нужны два добровольца. Один из вас будет играть роль иностранца, а другой – переводчика. Остальные должны представить себя журналистами, находящимися на пресс-конференции приехавшего к нам гостя.
«Иностранец» может сам выбрать образ своего героя и, по мере готовности, представиться публике. Журналисты должны задавать ему вопросы, на которые «гость» отвечает. Несмотря на то что говорить он будет на русском языке, журналисты воспримут его язык как «иностранный». Поэтому задача переводчика – кратко, сжато, но точно передать им то, что сказал «иностранец»
Упражнение: «Подарок»
Участники тренинга получают по две картонные заготовки в форме сердца, на каждой из которых должны написать по одному из лучших своих качеств. Все картонные заготовки складываются в мешочек и перемешиваются, после чего участникам тренинга предлагается достать из мешочка по два сердца и подарить тем из коллег, кто, по их мнению, обладает указанными на них качествами.
Упражнение «Шеренга»
Слушать – означает прежде всего: не говорить, молчать.
Сейчас мы проверим, насколько у вас получается не разговаривать, молчать, но при этом выполнять определённые действия.
Встаньте в шеренгу. Вам нужно молча, не разговаривая, выполнить мои задания.
Первое задание: надо расположиться в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а в конце шеренги – самый невысокий.
Второе задание: около меня должен стоять человек с самыми тёмными волосами, в конце шеренги – с самыми светлыми.
Третье задание: около меня должен стоять человек с самым большим размером обуви, в конце – с самым маленьким.
Четвёртое задание: вы должны расположиться в шеренге по датам рождения. Около меня тот, кто родился первым после 1 января, на противоположном конце – тот, день рождения которого ближе всего к 31 декабря.
Упражнение: «Волшебный обруч»
В зависимости от числа участвующих в тренинге педагогов в игре могут участвовать одна или несколько групп, оптимальное наполнение каждой – 8 человек.
У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простата обманчива, этот обруч с тяжёлым характером. Ваша задача – приручить его, заставив делать то, что захочет группа.
Встаньте в тесный круг! Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперёд указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Итак, обруч-строптивец покоится на ваших вытянутых указательных пальцах. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком»…
Не прерывая контакта обруча с пальцами, опустите его на пол. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч-упрямец будет проявлять свой характер. Вы можете свободно обсуждать ход игры, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперёд указательными пальцами всех участников игры.
Подводя итоги, игроки обмениваются впечатлениями: Что мешало и помогало команде? Какие групповые настроения преобладали во время игры? Можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы? Как вы оцениваете собственный вклад в результат игры?
Упражнение: «Найди сходство».
Сделаем упражнение, которое позволит настроиться друг на друга и найти что-то общее между собой.
Сядем в круг. Один из нас держит в руках небольшой мячик. Он должен передать его кому-нибудь, назвав при этом черту своего сходства с ним. Тот, кто получает мяч, отвечает: Согласен12 или «Я подумаю над этим». И перекидывает следующему.
Сядем в круг. Каждый из вас должен сказать всем остальным, что ему не нравится в том человеке, к которому он обращается. Начинать нужно с обращения по имени, и далее продолжить фразу «Мне не нравится…». Например: «Света, мне не нравится твое неумение слушать других». Тот человек, к кому обращаются, ничего не отвечает, просто слушает. Это обязательное условие. Когда придёт ваша очередь говорить, вы сможете ответить.
Упражнение: «Снежный ком»
Каждый из вас сейчас должен будет представиться и назвать присущее ему положительное качество на первую букву своего имени. Каждый следующий называет не только свои имя и качество, но и имена с качествами всех предыдущих участников.
Упражнение: «Узел».
Рассчитайтесь на первый-второй. Первые номера – это одна команда, вторые номера – другая команда. Две команды становятся друг напротив друга. Каждый участник берётся обеими руками за верёвку. Середина верёвки находится между командами. Ваша задача – не отпуская верёвку, всем вместе завязать узел посередине верёвки.