Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме урока: Мальчик с пальчик. Русская народная сказка.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме урока: Мальчик с пальчик. Русская народная сказка.
Цели урока: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста; формировать умение работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; с помощью словаря объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Развивать речь, умение работать в парах.
Оборудование: учебник, тетрадь к учебнику на печатной основе.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Проверим готовность к уроку: Сегодня вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, ,простой карандаш. Давайте создадим друг другу дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были прочитать сказку «Мальчик с пальчик» самостоятельно и ответить на вопросы «Словарной разминки»:
2.1 Лексическая работа
-Значения каких слов нужно было найти в словаре? (Соха, утеха.)
- Что обозначают эти слова? (Соха – сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли)
- Соху можно увидеть на иллюстрации к сказке на странице 53.
Утеха – 1) удовольствие, радость; 2) – утешение).- Как вы понимаете слова «мал да удал» (маленький, но смелый), «горя ему мало» (не боится трудностей, горестей), «видом не видано, слыхом не слыхано»? (никто не видел и не слышал).
- В каком значении употреблено в тексте слово «орёт»? (Пашет.)
2.2 Анализ содержания сказки
- Ответим на вопросы по содержанию сказки:
№
п/пВопросы учителя Ответы детей
1. - Что случилось у старухи, когда она рубила капусту? - Она отрубила себе палец.
2. - Куда старуха положила палец? - Она положила его в тряпку на лавку.
3. - Что услышала старуха из угла, где стояла лавка? - Старуха услышала, что на лавке кто-то плачет.
4. - Что увидела старуха в тряпке вместо своего пальца? - Она увидела маленького мальчика.
5. - Каким ростом был мальчик? - Он был ростом с пальчик.
6. - Как вы поняли слова: Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался. - Мальчик был очень маленьким, но умным.
7. - Где находился отец мальчика? - Отец мальчика был на пашне.
8.. - Зачем мальчик просится на пашню? - Мальчик просится на пашню, чтобы помогать отцу.
9. - Почему старик удивился, когда мальчик сказал: «Здравствуй, батюшка!» - Старик слышал голос, но никого не видел.
10. - Где сидел мальчик, когда лошадь пахала? - Мальчик сидел в ухе у лошади.
11. - Что мальчик с пальчик наказал отцу, если кто-то придет на пашню? - Если кто будет просить продать меня, продавай смело, назад домой приду.
12. - Чему удивился барин на пашне? - Барин удивился тому, что конь идет, соха пашет, а человека не видно.
13. - Что просит барин у старика? - Барин просит продать мальчика.
14. - Почему старик не хочет продавать мальчика? - Это их единственная со старухой радость.
15. - Сколько денег барин заплатил за мальчика? - Барин заплатил тысячу рублей.
16. - Куда барин посадил мальчика? - Барин посадил мальчика в карман.
17. - Как мальчик убежал от барина? - Он прогрыз дырку в кармане.
18. - Кто проглотил мальчика? - Мальчика проглотил волк.
19. - Что кричал мальчик из брюха волка, когда тот хотел утащить овцу из стада? - Он кричал, чтобы пастух не спал, а смотрел за стадом, там волк крадется.
20. - Что делал пастух после слов мальчика? - Бил волка дубиной и травил его собаками.
21. - Почему волк стал худым? - Волк стал худым, потому что мальчик не давал ему красть овец из стада.
22. - О чем просит волк мальчика с пальчика? - Волк просит мальчика, чтобы тот вылез из его брюха.
23. - Что ответил мальчик волку? - Мальчик ответил, что вылезет, если волк довезет его домой к отцу и к матери.
24. - Куда вбежал волк? - Волк вбежал прямо в избу.
25. - Как решилась судьба волка? - Старик и старуха его убили.
26. - Какой момент сказки вы видите на иллюстрации страницы 54? - Как мальчик с пальчик спрятался под былинку.
Учащимся выставляются оценки за ответы.
- Откройте страницу 55, прочитайте вопросы 1 и 2 и подготовьте на них ответы. Можете обсудить это друг с другом. Учащиеся выполняют задание самостоятельно в течение 5 минут. Затем дают ответы на вопросы.
Вопрос 1: В сказке есть такие слова: «А Мальчик с пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал:
- Коли кто будет торговать меня, продавай…»
Что значит слово «наказал» в этом тексте? (Дал совет.)
Придумай предложение, в котором слово «наказал» будет иметь другой смысл. (Меня наказал папа за плохой поступок.)
Вопрос 2: Как относился Мальчик с пальчик к отцу и матери? Подтверди свой ответ словами из сказки. ( Он любил их. «Я твой сынок. Пришел тебе помогать пахать. Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!»)Физкультминутка.
А) Аист, аист длинноногий, (Шагать на месте.)
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой, (Топать правой и левой ногой по очереди.)
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой. (Шагать на месте.)
Б) На болоте две лягушки, ( Сесть на корточки.)
Две зеленые подружки.
Утром рано умывались, (Встать, имитация движения.)
Полотенцем растирались. (Имитация движения.)
Ручками хлопали, (Хлопать руками в ладоши.)
Ножками топали. ( Топать ногами.)
Вот здоровья в чем секрет, (Разводить руками в стороны.)
Всем друзьям – физкультпривет!
3. Повторное чтение, деление сказки на части, озаглавливание частей сказки.
- Прочитайте вопрос 4 на странице 55.
Вопрос 4: Раздели сказку на части. Определи, где кончается каждая часть и начинается новая. Озаглавь эти части.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Еще раз прочитать сказку.)
Чтение сказки учащимися вслух по очереди, определение границ каждой части, озаглавливание частей.
1.Мальчик из пальца.
2.Сын помогает отцу.
3.Барин купил мальчика.
4.Мальчик в брюхе у волка.
5.Спасение мальчика.
4.Работа над смыслом сказки.
Чтение вопросов 5,6 обсуждение.
- Прочитайте вопросы 1 и 2 и подготовьте на них ответы. Можете обсудить это друг с другом. Учащиеся выполняют задание самостоятельно в течение 3 минут. Затем дают ответы на вопросы.
Вопрос 5: Каким был Мальчик с пальчик: добрым, жестоким, находчивым, умным, глупым, честным, нечестным, смелым, трусливым? Обсуди этот вопрос с товарищем.
( Добрым, находчивым, умным, смелым. Один ученик сказал, что мальчик был нечестным, так как обманул барина.)Вопрос 6: Как ты относишься к герою этой сказки: он тебе нравится, ты восхищаешься всеми его поступками или тебе что-то не нравится в нем? Объясни свое отношение к Мальчику с пальчик.
(Ответы детей: Он нравится мне. Я восхищаюсь всеми его поступками. Мне не нравиться в нем то, что он обманул барина.)Учитель ставит оценки учащимся за работу по пунктам урока 3, 4.
5. Итог урока, домашнее задание.
- Откройте тетрадь на печатной основе на страницах 20-21. Дома вам нужно будет выполнить задание 1 и задание 2.
Задание 1: Запиши названия частей сказки.
Задание 2: Сочини и запиши маленькую сказочку о щенке или птенце. Используй в ней слова: «мал, да удал», «ему и горя мало».
- Какую сказку читали сегодня на уроке?
- Молодцы, вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен.