Современные технологии на этапе актуализации опорных знаний
Современные технологии на этапе актуализации опорных знаний
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие: «Чему учить? Ради чего учить? Как учить?»
Большая роль на уроке отводится этапу актуализации знаний. В организации познавательной деятельности, ориентированной на личность, большое значение имеет первый этап урока − этап актуализации знаний.
Слайд Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.
Слайд Многие учителя полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, "только термин новый". Но, как отмечает Махмутов Мирза Исмаилович, это далеко не так. Значение самого слова "актуализация", подчеркивает он, говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти.
Слайд Петерсон Людмила Георгиевна актуализацию называла «гимнастикой для ума»
Слайд Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
Слайд На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура.
Слайд Создается проблемная ситуация. В завершении этапа создается затруднение в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими, и формулируется тема урока. Затруднение способствует осознанию учениками того, что имеющихся у них знаний недостаточно.
Слайд
Урок русского языка
Тема: «Правила переноса слов»
Учитель записывает предложение на доске:
В своей работе художник использовал яркие цвета.
Деятельность учителя: Деятельность учащихся
слово «яркие» на строке (продолжается запись). Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.
-Что же мне делать, ребята? -Надо перенести.
-А что значит перенести? -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
-Какой знак нам нужен? -Знак переноса.
-Помогите мне перенести слово «яркие». Работайте в парах. Пары добавляют знак переноса в слово «яркие» на своем листе.
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). Видят варианты:
Я-ркиеЯр-киеЯрки-е(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
-Задание было одно? -Да
-А выполнили его как? -Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия)
-Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем? -Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы)
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
(Фиксирует тему на доске). Слайд Содержание этапа
Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта (математического, орфографического, распределительного и пр.), или в виде сочетания различных способов опроса (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и пр.), или в виде повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных СХЕМ - все эти моменты представляют методическую структуру. В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д.
Слайд Условия достижения положительных результатов
Чтобы объяснение нового материала было понятное, обучающимся необходимо напомнить предыдущий материал на этапе актуализации, на базе которого будут усваиваться новые знания;
Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, в с другой стороны – не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут
Если брать во внимание на исследования болгарских учёных, то можно остановиться на таких цифрах: 10% учащихся усваивают учебный материал прослушав объяснение учителя, 30% учащихся надо не только прослушать, но и просмотреть, 60% учащихся требуются несколько приёмов для запоминания, им надо не слушать и смотреть, а потрогать, обсудить, даже поспорить, то есть быть активными участниками педагогического процесса.
И, мы в общем это наблюдаем, в нашей работе. Есть в классах группа детей, которая понимает учителя «с полуслова», а порой им достаточно просто прочитать материал учебника, но это единицы. Большая же часть детей усваивает материал не сразу, не прочно, а часть детей так и ходит в «отстающих».
В настоящее время возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Все эти новшества в образовательном процессе заставляют нас использовать новые подходы в обучении, из которых вытекают современные технологии обучения.
Слайд Современные техногологии на этапе актуализации опорных знаний
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Слайд Технология «Развитие критического мышления»
Авторы программы - учёные-педагоги США – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Керт Мередит. Теоретической базой проекта является Когнитивная педагогика, идеи демократизации образования, изложенных в трудах Дж. Дьюти, Л.С. Выготского, Д. Пиаже.
Под критическим мышление понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер. Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся.
Слайд Технология решения изобретательских задач
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Предлагаю вашему вниманию приёмы ТРКМ и ТРИЗ, которые можно использовать на этапе актуализации опорных знаний.
На доске:
«Цепочка признаков»
«Я беру тебя с собой»
«Да-нет»
«Шаг за шагом»
«До-после»
«Жокей и лошадь»
«Толстый и тонкий вопрос»
«Вопросительные слова»
«Согласен-не согласен»
«Игровая цель»
«Корзина идей, понятий, имен»
«Развивающий канон»
«Ложная альтернатива»
Слайд Приём «Вопросительные слова»
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример. Урок литературного чтения Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Вопросительные слова Основные понятия темыГде? Одному человеку
Кому? Поглядеть зверей
Зачем? Лев
Ухватил кого? Собачка
Откуда? В клетку
Куда? Лондон
Кто? Печальный
Как? Заболела
Сколько? Целый год
Почему? Преданность
Каким образом? С улицы
Какой? Дружно
Какова главная мысль? Бился, метался, ревел
Слайд Приём «Да-Нет»
Учитель загадывает нечто (предмет, понятие, явление). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да, и нет»
Окружающий мир. Изученная тема «Разнообразие животных»
Ребята начинают задавать учителю вопросы:
- Это животное ? - да;
- Имеет чешую? – нет; Имеет крылья? – нет; Имеет шерсть и кормит детёнышей молоком? – да;
- Это зверь? – да;
- Хищное? – и да, и нет; - Всеядное? – да.
- Это ёж? – нет; - Это медведь? – да.
Ребята делают вывод, что это медведь.
Слайд Приём «До – после»
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает все, что он знает о пройденной теме урока.
Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод Пример. Русский язык. Тема: «Имя существительное»
«До»«После»
Имя существительное; Род имён существительных
Предмет;
Кто? Что?
Одушевленные;
Неодушевленные;
Собственные;
Нарицательные.
Единственное;
Множественное.
Слайд Приём «Жокей и лошадь»
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её часть - необходимость всему коллективу обучающихся одновременно ходить по классу, это требует определённой культуры поведения.
Русский язык. Тема «Состав слова» «Жокей»«Лошадь»
Слайд Приём «Игровая цель»
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Пример 1.
Найди ошибку у Незнайки и исправь её.
Пример 2.
На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Слайд Приём «Корзина идей, понятий, имён»
Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Русский язык. Тема: «Предложение»повествовательные;вопросительные;побудительные;главные;второстепенные;описание;рассуждение;повествование;восклицательные;невосклицательные.
Слайд Приём «Ложная альтернатива»
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.
Например:
Сколько будет 8-ю 4: 11 или 12?
Что растет на березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утёнок или цыплёнок?
Столица России – Санкт-Петербург или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
Слайд Приём «Развивающий канон»
Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Слагаемое – сумма = множители - ?Береза – дерево = стихотворение - ?
Песня – композитор = самолет - ?
Слайд Приёмы «Согласен – Не согласен»
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Слайд Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Слайд Приём «Цепочка признаков»
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»)
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой
признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я –количество слогов»)
и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Слайд Приём «Шаг за шагом»
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Слайд Приём «Я беру тебя с собой»
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Слайд
Урок. Обучение грамоте (чтение)
Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак,
Я беру с собой сарафан. А что у вас?
Д: Я беру с собой костюм.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой игрушку.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру сандалии.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой серьги .У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «С»?
У: Да! Итак, по какому признаку мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «С»?
У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «С»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.