Статья на тему: Применение игровых методик при обучении иностранному языку на раннем этапе
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАННЕМ ЭТАПЕ
Е.В.Сухарева
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»
Обучение иностранному языку на раннем этапе – очень непростое дело, которое требует иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых.
В обучении иностранному языку на раннем этапе большое значение, на наш взгляд, имеет применение коммуникативной методики, приемы которой используются в том числе в коммуникативных играх. Для обучающихся младшего возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дошкольники легко вовлекаются в любую учебную деятельность, особенно в игровую, используют игровые предметы, легко воспринимают новые правила игры. Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин называют игру ведущим методом деятельности дошкольника. Здесь имеется ввиду, что игра ведет за собой развитие обучающегося. А в обучении иностранному языку в этот период игра является преобладающим видом деятельности. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. Значение этих характеристик учебной деятельности на раннем этапе обучения нельзя переоценить. В процессе совместной речевой деятельности (обмен информацией между участниками игры) происходит формирование или совершенствование речевых навыков, обогащение словарного запаса. Это игры, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, укрепляющие волю.
Например, участвуя в игре «Рождественские подарки», каждый участник из двух сформированных команд получает по 1 карточке: у одной команды это - изображения подарков, а у другой – рисунки, передающие информацию об интересах и увлечениях того, кому хотят подарить подарок. Участник описывает «свои» интересы, и тот, чей «подарок» соответствует описанию, «дарит» его со словами: «Маша любит кататься на роликах, я дарю ей ролики». Цель игры - закрепление речевых структур с глаголами в настоящем времени.
В ходе коммуникативной игры «Обмен» на доску вывешиваются образцы имеющихся у участников вещей для обмена. Каждый, получивший карточку с изображением вещи, должен сказать, что у него есть, и что ему необходимо. Например: «У меня есть две вазы. Мне нужна одна коробка». Происходит соответствующий обмен и т.д. Цель игры – совершенствовать речевые структуры «я имею» и «мне нужно», а также употребление количественных числительных.
Очень помогают при обучении новым лексическим единицам и закреплении пройденного материала лексические игры. Например, игра «Пять слов». В ходе игры участники сформированных команд по очереди называют пять слов по пройденной теме. Это могут быть различные части речи, относящиеся к заданной тематике. Выигрывает, соответственно, та команда, участникам которой удалось «передать ход» другой команде. Можно усложнить игру, предложив командам назвать пять предметов одинакового цвета из той же темы.
Изучая лексику по теме «Погода» или «Времена года», можно предложить игру «Солнце – дождь». Целью игры является формирование навыка лексико-грамматической трансформации. Задание: рассмотреть две картинки, изображающие солнечный и дождливый день и сказать, чем отличается один день от другого.
Грамматические игры – одни из самых динамичных. В ходе таких игр участникам предлагается изображать действия, предметы, количество и возможные реакции на ситуацию. Это всегда способствует оживлению учебного процесса, проявлению личностного наполнения деятельности и более эффективному усвоению речевых структур.
Например, с целью тренировать употребление в речи словосочетаний в грамматических структурах, предлагается рассмотреть рисунки и сказать, какой предмет нужно взять для выполнения соответствующего действия (например, забить гвоздь, покрасить стул). Игра называется «Домашние заботы». При этом участники демонстрируют жестами производимые действия.
Целью фонетических игр является формирование быстроты реакции на слово, фонематического слуха, навыка произношения звуков и интонационной шкалы. Это могут быть задания типа: кто правильнее воспроизведет сочетание звуков; или кто вернее скопирует интонацию вопроса, отрицания, побуждения; или кто быстрее и правильнее произнесет скороговорку на иностранном языке.
Речевую зарядку в начале урока можно провести в форме игры, главная функция которой – повторение пройденного. В обучении дошкольников иностранному языку каждое задание можно превратить в увлекательную развивающую игру. Игровые атрибуты (игрушки, картинки, разнообразные предметы), музыкальное сопровождение помогут «оживить» задание. Говоря от лица игрушки, дошкольник или преподаватель может позволить себе сказать или сделать что-то неверно, если это входит в задание, например, исправить ошибки.
В ходе коллективных игр тренируется использование мышления, памяти, воображения обучающихся. В процессе драматизации и в ролевой игре формируется и развивается познавательный интерес в ходе общения в сферах окружающей действительности и исполнения различных социальных ролей.
Для оптимизации процесса обучения на начальном этапе могут применяться также игровые упражнения. Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также интенсификация работы на учебных занятиях. У обучающихся формируется умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам; уметь отличать реальные явления от нереальных; уметь владеть собой. Игровой аспект в разных упражнениях выражен неодинаково – от полного использования игровой деятельности участников до сугубо дидактических игр.
Примеры игровых упражнений:
1.Запомните предметы. Цель: запоминание и контроль лексики. Обучающиеся должны назвать предметы, предварительно продемонстрированные и спрятанные. Можно предложить назвать действия, совершаемые с каждым из названных предметов. Тогда данная лексика активизируется в предложениях.
2.Кто пользуется этими предметами? Цель: дифференциация лексики по семантическому признаку. Задание: рассмотрите картинки и назовите предметы, которые используются художником, учителем, садовником, продавцом и т.д.
3.Общие признаки. Цель: дифференциация лексики по семантическому признаку. Задание: сгруппируйте изображенные предметы по общим признакам (столицы государств, род занятий, овощи, животные, домашние обязанности и т.д.).
4.Не делайте этого! Цель: тренировка употребления модальных глаголов. Задание: используя серию рисунков, сделайте как можно больше замечаний посетителям зоопарка, которые совершают неправильные поступки.
Большое место среди игр на раннем этапе обучения занимают ритмомузыкальные игры. Это всякого рода традиционные коллективные игры типа хороводов, песенок и считалок, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетических и ритмомелодических сторон иноязычной речи и погружению в дух языка.
Содержание обучения в преподавании иностранного языка на раннем этапе реализуется средствами родного и иностранного языков в их взаимодействии, что позволяет естественно включить изучаемые иноязычные средства как в систему развития ребенка, так и в формирование его языковой и коммуникативной способностей. При этом используется минимальный, но многофункциональный языковой материал, недостаточный объем которого компенсируется речью на родном языке, мимикой, жестами, интонацией, разнообразной наглядностью, игровыми действиями.
Игры помогают не только реализации практических образовательных и воспитательных целей, но также развитию и социализации дошкольников, подготавливают их к восприятию иноязычной культуры.