Методические рекомендации для студентов по выполнению аудиторных практических работ по учебной дисциплине Теория государства и права специальность 031001 «Правоохранительная деятельность» курс 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
Методические рекомендации для студентов по выполнению аудиторных практических работ
по учебной дисциплине Теория государства и права
специальность
031001 «Правоохранительная деятельность»
курс 1
подготовил
к.ю.н., преподаватель цикла
общих профессиональных
юридических дисциплин
Макеев Павел Николаевич
МОСКВА
2015
Пояснительная записка
Практическая работа курсантов по учебной дисциплине Теория государства и права проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать полученные знания в новых условиях;
- развития познавательных и творческих способностей;
- формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самореализации.
В учебном процессе выделяют два вида аудиторной работы уроки (теоритическое предоставление изучаемого материала) и практическая работа. Практическая работа, как и проведение урока, выполняется под руководством преподавателя, но деятельность обучаемого строится в соответствии с заданием преподавателя на определенный срок, с последующей проверкой результатов на данном занятии. Критериями оценки результатов аудиторной практической работы курсанта являются:
- уровень освоения курсантом учебного материала;
- умения курсанта использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- степень овладения профессиональными компетенциями;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
В рабочей программе по учебной дисциплине Теория государства и права определены темы и виды деятельности, предназначенные для практической работы, и ниже мы предлагаем методические указания по ее выполнению.
РАЗДЕЛ: «Теория государства».
Практическая работа № 1 по теме: «Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права».
Виды самостоятельной работы курсанта
Составление таблицы (задание №1) с определением места теории государства и права в системе юридических наук.
Выполнение заданий на основе текстового источника: № 2 (устный ответ), № 3 (письменный ответ).
Содержание заданий
Задание № 1
Составить таблицу с определением места теории государства и права в системе юридических наук.
Задание № 2
Преподаватель зачитывает текст. Курсанты анализируют его содержание.
Родовая организация общества
Первобытный строй существовал долго. Его основной ячейкой был род. Род представлял собой организацию людей, которые происходили от одного общего предка.
Основой рода являлись коллективный труд и общая собственность. Члены рода были равны. Все важнейшие вопросы решались на общем собрании. Это собрание являлось высшей властью рода. Собрание выбирало старейшину. Обычно это был самый опытный и авторитетный член рода. Он возглавлял род. Несколько родов объединялись в племя. В племени общественную власть осуществлял совет старейшин.
Вопросы преподавателя по заданию № 1:
1. Что являлось основной ячейкой первобытного строя?
2. Что являлось основой рода?
3. Где решали все важнейшие вопросы первобытные люди?
4. Во что объединялись несколько родов?
5. Кто осуществлял общественную власть в племени?
Курсанты устно отвечают на вопросы преподавателя с места. Ответы записываю себе в тетрадь.
Задание № 3
Преподаватель зачитывает текст. Курсанты анализируют его содержание.
Возникновение государства
Постепенно орудие труда, скот, продукты труда стали принадлежать отдельным семьям. Появилась частная собственность, образовались противоположные классы: богатые и бедные, эксплуататоры и эксплуатируемые. Возникла эксплуатация человека человеком, органы управления родового общества уже не могли служить общим интересам, выражать волю всех членов рода. Возникла необходимость создать организацию, которая должна была защищать частную собственность и интересы класса эксплуататоров, подавлять эксплуатируемых. Такой организацией стало государство. Его возникновение обусловили 3 причины: общественное разделение труда, появление частной собственности, и разделение общества на противоположные классы. Названные причины являются общими закономерностями возникновения государства.
Вопросы преподавателя по заданию № 2:
1. Почему органы управления родового общества не могли служить общим интересам?
2. Какую организацию необходимо было создать?
3. Назовите причины возникновения государства.
Курсанты письменно в тетрадях отвечают на вопросы преподавателя.
Методические указания
Для составления таблицы (задание № 1) курсанты должны изучить материал, связанный с понятием и видами юридических наук, предметом и методом теории государства и права, взаимодействием теории государства и права с другими юридическими науками. По итогам работы составляется таблица.
При выполнении контрольного задания № 2 курсанты анализируют текст зачитываемый преподавателем. Далее курсанты устно отвечают на вопросы преподавателя с места. Ответы записываю себе в тетрадь. Устные ответы курсантов оцениваются преподавателем.
При выполнении контрольного задания № 3 курсанты анализируют текст зачитываемый преподавателем. Далее курсанты письменно в тетрадях отвечают на вопросы преподавателя. Ответы записываю себе в тетрадь. Письменные ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Для выполнения заданий используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 15 – 28, 31 - 52), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Составленная схема оцениваются преподавателем.
При выполнении теста (задание № 2) курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по выполнению схемы и теста. Знание курсантами содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность выполненной схемы. Верность ответа на вопросы теста.
Практическая работа № 5 по теме: «Роль механизма государства в осуществлении функций и задач государства».
Виды самостоятельной работы курсанта
Сопоставить категории «механизм государства» и «аппарат государства» (задание № 1).
Составление схемы «Классификация государственных органов» (задание № 2).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 3).
Содержание заданий
Задание № 1
Сопоставление категорий «механизм государства» и «аппарат государства». Курсанты осуществляют анализ этих понятий, выделяют их общие и отличительные черты. По итогам данной работы курсанты устно предоставляют свой вариант ответа и обосновывают его.
Задание № 2.
Составление схемы «Классификация государственных органов».
Задание № 3
Тест по теме из 14 вопросов.
Вопрос 1
Подберите понятие к данному определению: «Система государственных органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства».
Правительство.
Механизм государства.
Формы государства.
Вопрос 2
Как соотносятся понятия «механизм государства» и «государственный аппарат»?
Государственный аппарат входит составной частью в механизм государства. Помимо органов государства механизм государства включает в себя силовые структуры и администрацию государственных предприятий и организаций.
Механизм государства является составной частью государственного аппарата.
Механизм государства и государственный аппарат тождественные понятия.
Вопрос 3
Какие из перечисленных образований входят в государственный аппарат?
Политические партии и профсоюзы.
Представительные органы государственной власти. Исполнительно-распорядительные государственные органы. Судебные органы.
Органы государственного надзора и контроля.
Вопрос 4
Назовите признак, не относящийся к признакам государственного органа?
Формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции.
Выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности.
Имеет юридически закрепленную структуру, компетенцию (совокупность прав и обязанностей).
Деятельность государственного органа основана на принципе самоуправления.
Наделяется определенными материальными средствами.
Наделяется полномочиями государственно-властного характера.
Вопрос 5
На какие разновидности подразделяются органы государства в зависимости от видов ветвей государственной власти?
Федеральные и субъектов федерации.
Законодательные, исполнительные и судебные.
Коллегиальные и единоначальные.
Вопрос 6
Определите, к какой разновидности государственных органон относятся те, члены которых избираются населением?
Первичные.
Производные (вторичные).
Судебные.
Вопрос 7
Какой орган государства в Российской Федерации имеет право принятия нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на всей территории страны?
Президент РФ.
Правительство РФ.
Федеральное Собрание РФ.
Вопрос 8
Какой принцип организации и деятельности аппарата государства выражается в построении основных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на основе четкого разграничения компетенции в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа?
Разделение властей.
Демократический централизм.
Бюрократический централизм.
Вопрос 9
Определите, какое направление деятельности не относится к функциям парламента?
Принятие закона.
Утверждение государственного бюджета.
Исполнение законов.
Контроль над правительством и виде запросов, обсуждении его деятельности.
Вопрос 10
Кто определяет основные направления деятельности Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ?
Президент РФ.
Федеральное Собрание РФ.
Председатель Правительства РФ.
Вопрос 11
Какой орган вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе?
Совет Безопасности.
Правительство РФ.
Президент РФ.
Вопрос 12
Какой орган осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции в формах, предусмотренных федеральным процессуальным законом?
Верховный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ
Вопрос 13
Назовите судебный орган конституционного контроля, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, законов субъектов РФ.
Верховный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ
Вопрос 14
К какому понятию относится следующее определение: «Относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства»?
Государственный орган.
Орган местного самоуправления.
Правящая партия.
Методические указания
При выполнении контрольного задания № 1 по сопоставлению категорий «механизм государства» и «аппарат государства» курсанты осуществляют анализ этих понятий, выделяют их общие и отличительные черты. По итогам данной работы курсанты устно предоставляют свой вариант ответа и обосновывают его. Для выполнения задания используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 92-103), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Устный ответ оценивается преподавателем.
При выполнении контрольного задания№ 2 по письменному составлению схемы «Классификация государственных органов» курсанты используют литературу и Интернет - ресурсы указанные выше. Составленная схема оцениваются преподавателем.
При выполнении тестового задания курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по выполнению схемы и теста. Знание курсантами содержания изученного материала. Обоснованность устного ответа. Полнота, точность, логичность выполненной схемы.
Практическая работа № 6 по теме: «Политическая система и ее субъекты».
Виды самостоятельной работы курсанта
Работа с Конституцией РФ по составлению понятия «политический плюрализм» (задание № 1).
Составление схемы «Государство в политической системе общества» (задание № 2).
Содержание заданий
Задание № 1
На основе анализа Конституции РФ (ст.ст. 13, 14) составить аргументированное мнение о содержании понятия «политический плюрализм».
Задание № 2
На основе анализа Конституции РФ, ФЗ РФ «Об общественных объединениях», ФЗ РФ «О политических партиях» (используя Интернет-ресурсы ГАРАНТ и Консультант плюс) составить схему «Государство в политической системе общества».
Методические указания
При выполнении задания № 1 курсанты на основе анализа Конституции РФ (ст.ст. 13, 14) составить аргументированное мнение о содержании понятия «политический плюрализм». Сформулированное понятие записывается в тетрадь и оценивается преподавателем.
При выполнении задания № 2 курсанты на основе анализа Конституции РФ, ФЗ РФ «Об общественных объединениях», ФЗ РФ «О политических партиях» (используя Интернет-ресурсы ГАРАНТ и Консультант плюс) письменно составляют схему «Государство в политической системе общества». Для выполнения заданий также используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 104-122), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Составленная схема оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по выполнению схемы и работе с нормативно – правовыми актами. Знание курсантами содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность выполненной схемы и сформулированного понятия «политический плюрализм».
Практическая работа № 7 по теме: «Понятие, сущность и принципы правового государства».
Виды самостоятельной работы курсанта
Составление таблицы «Принципы правового государства» (задание № 1).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 2).
Содержание заданий
Задание № 1
Составте таблицу «Принципы правового государства».
Задание № 2
Тест по теме из 13 вопросов.
Вопрос 1
Является ли правовым любое государство, в котором торжествует законность (государство законности)?
Является, так как «правовое государство» и «государство законности» это одно и то же.
Не является, так как не любое государство, где торжествует законность, является правовым.
Является, если основные общественные отношения регулируются законами.
Вопрос 2
Назовите характерные признаки «правового» закона.
Уравнительный принцип регуляции.
Принцип формального правового равенства, нормативное закрепление всеобщего масштаба и равной меры свободы.
Властно-приказной принцип регулирования.
Вопрос 3
Что понимается под системой «сдержек и противовесов»?
Это особая форма реализации принципа разделения властей, механизм конституционно-правовых средств обеспечения баланса различных ветвей государственной власти в целях предотвращения монополизации власти в руках одного лица или социального слоя.
Форма юридической ответственности органов государства.
Совокупность юридических норм, определяющих компетенцию органов государственного управления.
Вопрос 4
В каких из приведенных положений Конституции РФ закреплены элементы системы «сдержек и противовесов»?
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3).
Право отлагательного вето Президента РФ в отношении федеральных законов. Преодоление президентского вето большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст. 107).
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
Вопрос 5
Определите ключевой момент и цель правового государства.
Осуществление правосудия только судом, сформированным на основе демократических принципов.
Признание принципов и норм международного права во взаимоотношениях с другими государствами.
Утверждение правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвластными субъектами права, признание и надлежащее гарантирование формального правового равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина.
Вопрос 6
Назовите автора теории разделения властей, которая была сформулирована в его знаменитой книге «О духе законов».
М. Вебер.
П. Сорокин.
Ш.Л. Монтескьё.
Вопрос 7
Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных) имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства».
Политическая организация общества.
Гражданское общество.
Народный фронт.
Вопрос 8
Из каких образований складывается гражданское общество с точки зрения современных представлений как негосударственной ассоциации граждан?
Совокупность негосударственных экономических, социальных, нравственных и духовных отношений.
Добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, хозяйственные корпорации, общественные объединения и др.).
Производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции и нравы, сфера самоуправления свободных индивидов, огражденная от прямого вмешательства в неё со стороны государственной власти.
Вопрос 9
Назовите блок элементов, не относящихся к гражданскому обществу.
Производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
Совокупность негосударственных экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений.
Совокупность высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения.
Сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная от прямого вмешательства в нее со стороны государства.
Вопрос 10
Каковы обязанности государства в гражданском обществе?
Охрана правопорядка, борьба с преступностью, создание нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.
Повсеместный контроль за деятельностью всех элементов гражданского общества.
Обеспечение экологической безопасности населения.
Вопрос 11
Каковы обязанности граждан перед государством в гражданском обществе?
Осуществление предпринимательской деятельности.
Законопослушание и уплата налогов.
Повышение правовой, нравственной и политической культуры.
Вопрос 12
Назовите наиболее демократическую форму защиты прав личности.
Административный порядок защиты прав.
Прокурорский надзор.
Правосудие.
Вопрос 13
В каких из перечисленных положений Конституции РФ закреплены правовые границы гражданской свободы?
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55).
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
Методические указания
Для составления таблицы (задание №1) курсанты должны изучить материал, связанный с понятиями «правовое государство» и «гражданское общество», принципы правового государства, признаки и структура гражданского общества. По итогам работы составляется таблица в которой указывается краткая характеристика каждого принципа правового государства.
При выполнении тестового задания (задание №2) курсанты письменно должны указать верный ответ.
Для выполнения заданий используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 167 - 175), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Знание курсантами содержания изученного материала.
Соблюдение требований по выполнению схемы. Полнота, точность, логичность выполненной схемы.
Верность письменных ответов на вопросы теста.
Практическая работа № 8 по теме: «Соотношение понятий человек, личность, гражданин».
Виды самостоятельной работы курсанта
Составление таблицы на основе анализа и сопостовления понятий «человек», «личность», «гражданин» (задание №1).
Составление таблицы «Права, свободы и обязанности граждан РФ» (задание №2).
Содержание заданий
Задание № 1
Проведение анализа по соотношению понятий «человек», «личность», «гражданин» По итогам работы составление сравнительной таблицы.
Задание № 2
Составить таблицу «Права, свободы и обязанности граждан РФ».
Методические указания
При выполнении задания № 1, курсанты, на основе анализа Конституции РФ (главы 1 и 2), учебника, конспекта лекций, Интернет – ресурсов, выявляют и анализируют понятия «человек», «личность» и «гражданин». Особое внимание уделяется отличительным чертам данных понятий. По итогам работы составляется сравнительная таблица.
При составления таблицы «Права, свободы и обязанности граждан РФ» (задание № 2) курсантами используются статьи 2 главы Конституции РФ содержащие конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ. Составленные таблицы оцениваются преподавателем.
Для выполнения заданий используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 153 - 175), Конституция РФ (главы 1 и 2), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Знание курсантами содержания изученного материала.
Соблюдение требований по выполнению таблиц. Полнота, точность, логичность выполненных таблиц.
РАЗДЕЛ: «Теория права».
Практическая работа № 9 по теме: «Правотворчество и законотворчество. Понятие, виды и принципы правотворчества. Понятие и стадии законотворческого процесса».
Виды самостоятельной работы курсанта
Составить схему «Стадии законотворчества в Российской Федерации» (задание № 1).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 2).
Содержание заданий
Задание № 1
Составление схемы «Стадии законотворчества в Российской Федерации».
Задание № 2
Тест по теме из 14 вопросов.
Вопрос 1.
Какова начальная стадия законотворческого процесса?
Подготовка проекта нормативного акта.
Правотворческий почин.
Законодательная инициатива.
Вопрос 2
К какому понятию относится данное определение: «Деятельность компетентных субъектов правотворчества по подготовке, обсуждению, принятию нормативных правовых актов»?
Правореализация.
Правоприменение.
Правотворчество.
Вопрос 3
Какое из указанных действий является стадией правотворческого процесса?
Законодательная инициатива.
Выбор правовой нормы.
Установление фактических обстоятельств дела.
Вопрос 4
Каким из перечисленных субъектов Конституцией РФ предоставлено право законодательной инициативы?
Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации.
Председателю Правительства РФ.
Генеральному прокурору РФ.
Вопрос 5
Какой из перечисленных правовых актов является актом правотворчества?
Федеральный закон от 5 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 26 июля 1994 г. № 1553 «О награждении орденом Дружбы Алексеева С.С.».
Распоряжение Правительства РФ от 1 июля 1991 г. № 1023-р «О члене коллегии Росгидромета».
Вопрос 6
Какой из нижеперечисленных источников права является результатом санкционированного нормотворчества?
Нормативный правовой акт.
Правовой обычай.
Нормативный договор.
Вопрос 7
Какие из перечисленных нормативных правовых актов являются актами конституционного законодательства?
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Гражданский кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Вопрос 8
Как называется вводная часть нормативного правового акта?
Гипотеза.
Преюдиция.
Преамбула.
Вопрос 9
Какой нормативный акт обладает наивысшей юридической силой?
Постановление Правительства РФ.
Федеральный закон.
Конституция РФ.
Вопрос 10
Какой орган обладает правом одобрения нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации?
Правительство РФ.
Федеральное Собрание РФ.
Президент РФ.
Вопрос 11
Назовите правовой акт, в котором разграничивается компетенция федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве РФ и иностранных государств.
Федеративный договор.
Коллективный договор.
Вопрос 12
Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом?
Указ Президента РФ.
Приказ о приеме на работу.
Положение о премировании работников конкретного предприятия.
Вопрос 13
В чем состоит высшая юридическая сила закона?
Закон имеет общеобязательный характер.
Все иные нормативные правовые акты должны строго соответствовать закону.
Закон издается компетентным государственным органом.
Закон издается в особом процедурном порядке.
Соблюдение закона гарантировано государственным принуждением.
Вопрос 14
В чем выражается обратная сила закона?
Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.
Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия.
Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.
Методические указания
При выполнении задания № 1 курсанты письменно должны составить схему «Стадии законотворчества в Российской Федерации». Для выполнения задания используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 216-219), конспект лекций, Конституция РФ (ст.ст. 104 - 108), Российская газета, содержащая примеры законодательных актов, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Составленная схема оцениваются преподавателем.
При выполнении теста (задание № 2) курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по выполнению схемы и теста. Знание курсантами содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность выполненной схемы. Верность ответа на вопросы теста.
Практическая работа № 10 по теме: «Понятие системы и отрасли права, их отличительные особенности».
Виды самостоятельной работы курсанта
Сравнение категорий «система права» и «система законодательства» (задание № 1).
Составление таблицы «Отрасли российского права» (задание № 2).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 3).
Содержание заданий
Задание № 1
Сравнить, в устной форме, категории «система права» и «система законодательства».
Задание № 2
Составить таблицу «Отрасли российского права».
Устное обоснование структуры таблицы, характеристика содержания отраслей российского права.
Задание № 3
Тест по теме из 14 вопросов.
Вопрос 1
К какому понятию относится данное определение: «Внутренняя структура права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования»?
Система права.
Субъективное право.
Объективное право.
Вопрос 2
Из каких элементов образуется система права?
Из юридических норм, институтов права и отраслей права.
Из статей нормативных актов, кодексов, иных источник и отраслей законодательства.
Из всех перечисленных выше.
Вопрос 3
Что является первичным элементом системы права?
Отрасль права.
Норма права.
Институт права.
Вопрос 4
Какой из перечисленных элементов является частью системы права?
Закон.
Отрасль права.
Нормативный акт.
Вопрос 5
Как соотносятся система права и система законодательства?
Как часть и целое.
Как содержание и форма.
Как причина и следствие.
Вопрос 6
Назовите системообразующие факторы, лежащие в основе деления системы права на отрасли.
Содержание общественных отношений.
Способ правового воздействия на общественные отношения.
Предмет и метод правового регулирования.
Вопрос 7
Все ли общественные отношения могут быть предметом правового регулирования?
Все без исключения.
Только те, которые отвечают требованиям нормативности, внешнего контроля, имеют значение для общества и государства.
Только те, в регулировании которых заинтересовано государство.
Вопрос 8
Какой метод правового регулирования лежит в основе отрасли уголовного права?
Рекомендательный.
Императивный.
Диспозитивный.
Вопрос 9
Назовите критерии деления системы права на отрасли.
Усмотрение законодателя (правотворческого органа).
Предмет и метод правового регулирования.
Характер источников права.
Вопрос 10
К какому понятию относится следующее определение: «Обособившаяся внутри системы права (относительно самостоятельная) система юридических норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования»?
Комплексная отрасль законодательства.
Отрасль законодательства.
Отрасль права.
Вопрос 11
Подберите понятие данному определению: «Обособившаяся внутри отрасли права совокупность юридических норм, регулирующая сходные общественные отношения».
Институт права.
Комплексный институт права.
Субинститут права.
Вопрос 12
Назовите одну из основных отраслей права, которая регулирует основные права и свободы граждан.
Административное право.
Конституционное право.
Гражданское право.
Вопрос 13
Нормы какой отрасли права регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения?
Земельное право.
Финансовое право.
Гражданское право.
Вопрос 14
Какой из нижеперечисленных институтов права относится к комплексным?
Институт юридической ответственности.
Институт Президента РФ.
Институт Федерального Собрания РФ.
Методические указания
При выполнении задания № 1 по сопоставлению категорий «система права» и «система законодательства» курсанты осуществляют анализ этих понятий, выделяют их общие и отличительные черты. По итогам данной работы курсанты устно предоставляют свой вариант ответа и обосновывают его.
При выполнении задания № 2 по составлению таблицы «Отрасли российского права» курсанты должны изучить материал, связанный с понятием, предметом и методом отрасли права, классификацией отраслей права, характеристикой отраслей российского права. Курсанты устно обосновывают структуру таблицы, дают характеристику содержания отраслей российского права. Составленная таблица и устные ответы оцениваются преподавателем.
При выполнении теста (задание № 3) курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Для выполнения заданий используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 224-238), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Курсанты устно обосновывают структуру таблиц, дают характеристику элементов системы права и содержания отраслей российского права. Составленные схемы и устные ответы оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по выполнению таблиц и теста. Знание курсантами содержания изученного материала. Полнота, аргументированность, логичность устных ответов курсантов. Полнота, точность, логичность выполненной таблицы. Верность ответов на вопросы теста.
Практическая работа № 11 по теме: «Структура нормы права. Классификация правовых норм».
Виды самостоятельной работы курсанта
Составление схемы «Признаки нормы права» (задание № 1).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 2).
Содержание заданий
Задание № 1
Составить схему «Признаки нормы права».
Задание № 2
Тест по теме из 14 вопросов.
Вопрос 1
Какова данная норма по характеру предписания: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» (ст. 49 Конституции РФ)?
Управомачивающая.
Обязывающая.
Запрещающая.
Вопрос 2
Какова данная норма по способу изложения: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом» (ст. 39 Конституции РФ)?
Простая.
Отсылочная.
Бланкетная.
Вопрос 3
Каково назначение гипотезы юридической нормы?
Указывает на фактические обстоятельства, при которых норма вступает в действие.
Указывает на правовые последствия.
Устанавливает способы осуществления прав и обязанностей.
Вопрос 4
Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Общеобязательное, формально- определенное, структурно-организованное, государственно-властное веление, регулирующее общественное отношение».
Традиция.
Юридическая норма.
Корпоративная норма.
Вопрос 5
Назовите характерные свойства (признаки) юридической нормы.
Общеобязательная нормативность.
Формальная определенность.
Неперсонифицированность адресата.
Все перечисленные, плюс структурная организация.
Вопрос 6
Для какой социальной нормы характерна возможность государственно-принудительного осуществления?
Для обычая.
Для нормы права.
Для религиозной нормы.
Вопрос 7
Назовите элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности.
Санкция.
Гипотеза.
Диспозиция.
Вопрос 8
Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?
Гипотеза.
Диспозиция.
Санкция.
Вопрос 9
Какой элемент правовой нормы предусматривает условие применения юридической нормы?
Санкция.
Диспозиция.
Гипотеза.
Вопрос 10
Назовите две разновидности юридических норм, которые выделены на основе двух основных функций права.
Императивные и диспозитивные.
Запрещающие и управомочивающие.
Регулятивные и охранительные.
Вопрос 11
Какие способы воздействия на поведение людей закрепляются в нормах права?
Декларации, призывы.
Запреты, дозволения, обязывания.
Моральные сентенции, политические программы.
Вопрос 12
Какова данная норма по характеру предписания: «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей» (п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека)?
Управомочивающая.
Обязывающая.
Запрещающая.
Вопрос 13
Как соотносятся норма права и статья нормативного акта?
Как содержание и форма.
Как причина и следствие.
Как часть и целое.
Вопрос 14
Каково предназначение регулятивных норм?
Предоставляют права участникам отношений и возлагают на них обязанности.
Определяют меры юридической ответственности.
Разрешают противоречия между нормами.
Отменяют действующие нормы либо изменяют сферу их действия.
Провозглашают цели и задачи права, закрепляют правовые принципы.
Методические указания
При выполнении задания № 1 курсанты письменно должны составить схему «Признаки нормы права». Для выполнения задания используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 185-188), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Составленная схема оцениваются преподавателем.
При выполнении теста (задание № 2) курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по выполнению схемы и теста. Знание курсантами содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность выполненной схемы. Верность ответов на вопросы теста.
Практическая работа № 12 по теме: «Правоотношения».
Виды самостоятельной работы курсанта
Работа со статьями законодательных актов с целью выявления вида, субъекта и объекта правоотношения (задание № 1).
Составление схемы «Виды субъектов правоотношений» (задание № 2).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 3).
Содержание заданий
Задание № 1
Используя нормы ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, ч. 3 ст. 36 ГК РФ ГК РФ, ст. 6.5. КоАП РФ, ст. 106 УК РФ назвать вид, субъект и объект правоотношения.
Задание № 2
Составить схему «Виды субъектов правоотношений».
Задание № 3
Тест по теме из 18 вопросов.
Вопрос 1
Определите, какие из перечисленных отношений являются правовыми?
Договор между товарищами о посещении музея.
Покупка батона хлеба и пакета молока в магазине.
Разговор между следователем ОВД и соседом на улице по поводу посещения футбольного матча.
Вопрос 2
Какое понятие определяется следующим образом: «Возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности»?
Правонарушение.
Правоотношение.
Правосубъектность.
Вопрос 3
Каковы юридические предпосылки возникновения правоотношений?
Нормы права, правосубъектность и юридический факт.
Субъекты права, объекты права и юридические факты.
Субъективные права и юридические обязанности.
Вопрос 4
К какой разновидности правоотношений относятся те, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и носители юридической обязанности)?
Абсолютные.
Относительные.
Конкретные.
Вопрос 5
По какому основанию правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные?
По отраслям права.
По функциям права.
По способу индивидуализации.
Вопрос 6
Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Предписанная лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения, которой лицу необходимо следовать в интересах управомоченного».
Правомерное поведение.
Правовая ответственность.
Юридическая обязанность.
Вопрос 7
У каких субъектов права одновременно возникает правоспособность и дееспособность?
У юридических лиц.
У физических лиц.
У тех и у других.
Вопрос 8
Какое понятие подразумевается в данном определении: «Предусмотренная нормами права способность лично, своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять права и обязанности»?
Правоспособность.
Дееспособность.
Правосубъектность.
Вопрос 9
Что такое деликтоспособность?
Способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.
Предусмотренная нормами права возможность иметь субъективные права и юридические обязанности.
Предусмотренная правовыми нормами способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушения.
Вопрос 10
Как называется право, принадлежащее конкретному лицу?
Позитивное право.
Естественное право.
Субъективное право.
Вопрос 11
Какое понятие определяется следующим образом: «Участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности»?
Субъект права.
Субъект правоотношения.
Субъект правонарушения.
Вопрос 12
К какому виду субъектов права относятся церковь и ее региональные общины, конфессии?
К физическим лицам.
К юридическим лицам.
Церковь не является субъектом права.
Вопрос 13
Как называется совокупность прав, свобод и обязанностей определяющих положение личности в государственно-организованном обществе?
Правосубъектность.
Правовой статус личности.
Правоспособность.
Вопрос 14
Назовите виды правового статуса личности.
Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
Соблюдение, исполнение, использование.
Общий, специальный, индивидуальный.
Вопрос 15
Как называется политико-правовая связь личности с монархической формой правления?
Гражданство.
Подданство.
Правовой статус.
Вопрос 16
Что такое объект правоотношения?
Реальное (материальное или духовное) благо, на использование и охрану которого направлено субъективное право и юридическая обязанность.
Лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения.
Жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения.
Вопрос 17
Каково отличие правоотношения от отношения, возникающего на основе норм морали?
Классовая направленность.
Гарантированность принудительной силы государства.
Индивидуальный характер.
Волевой характер.
Вопрос 18
Может ли быть ограничена дееспособность гражданина?
Не может никогда.
Может быть ограничена в судебном порядке.
Может быть ограничена при наличии согласия гражданина.
Может быть ограничена по соглашению между гражданами
Методические указания
При выполнении контрольного задания № 1 курсанты используя нормы ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, ч. 3 ст. 36 ГК РФ ГК РФ, ст. 6.5. КоАП РФ, ст. 106 УК РФ называют вид, субъект и объект правоотношения. Результаты работы записываются в тетрадь и оценивается преподавателем. Для выполнения задания также используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 241 – 255), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
При выполнении контрольного задания № 2 курсанты используя вышеназванную литературу, Интернет-ресурсы письменно составляют схему «Виды субъектов правоотношений». Составленная схема оцениваются преподавателем.
При выполнении теста (задание № 3) курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по работе со статьями законодательных актов, по выполнению схемы и теста. Знание курсантами содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность ответов и выполненной схемы.
Практическая работа № 13 по теме: «Понятие и виды правосознания».
Виды самостоятельной работы курсанта
Составление доклада по результатам исследования по теме «Деформация правосознания: проявление в обществе, причины возникновения, пути профилактики и устранения» (задание №1).
Составление схемы «Виды правосознания» (задание №2).
Содержание заданий
Задание № 1
Составить доклад по результатам исследования по теме «Деформация правосознания: проявление в обществе, причины возникновения, пути профилактики и устранения». Формирование собственной позиции к состоянию проблемы.
Задание № 2
Составить схему «Виды правосознания».
Методические указания
Выполнение задания № 1 требует предварительного знания понятия правосознания, его структуры, понятия и видов деформации правосознания. При выполнении работы курсанты должны осуществить исследование по теме «Деформация правосознания: проявление в обществе, причины возникновения, пути профилактики и устранения». Для данного исследования собирается и анализируется материал из различных источников (СМИ, Интернет-ресурсы, и д.р.). По результатам исследования курсанты составляют доклад. Подготовленный доклад должен содержать собственную позицию курсанта к состоянию рассматриваемой проблемы. Для выполнения задания также используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 179 - 182, 358 - 372), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Подготовленный доклад оцениваются преподавателем.
Для составления схемы «Виды правосознания» (задание № 2) курсанты должны изучить материал, связанный с понятием правосознания, элементами структуры правосознания, видами правосознания. Выполненная схема оценивается преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по оформлению доклада и схемы. Полнота, точность, логичность содержания доклада и выполненной схемы. Аргументированность собственной точки зрения в докладе.
Практическая работа № 14 по теме: «Понятие, признаки и виды правонарушения. Юридический состав правонарушения».
Виды самостоятельной работы курсанта
Работа со статьями нормативно - правовых актов с целью определения вида и состава правонарушения (задание № 1).
Составление таблицы «Виды юридической ответственности и их характеристика» (задание № 2).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 3).
Содержание заданий
Задание № 1
Работая с нормативно – правовыми актами (ст. 1069 ГК РФ, ч.1 ст. 105 УК РФ, ст. 20.21. КоАП РФ, ст. 419 ТК РФ) определить вид и состав правонарушения.
Задание № 2
По итогам работы с заданием № 1 составить таблицу «Виды юридической ответственности и их характеристика».
Задание № 3
Тест по теме из 14 вопросов.
Вопрос 1
Подберите понятие к данному определению: «Общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного лица, которое в качестве юридического факта является основанием правовой ответственности».
Преступление.
Правонарушение.
Правореализующее поведение.
Вопрос 2
В чем состоит общественная опасность правонарушения?
В нарушении норм права.
В том, что правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности.
В причинении вреда интересам личности, общества или государства.
Вопрос 3
На какие разновидности подразделяются правонарушения в зависимости от степени общественной опасности?
Умышленные и неосторожные.
Преступления и проступки.
Экономические, экологические, политические.
Вопрос 4
Подберите надлежащее понятие к следующему определению «Юридическая конструкция, включающая в себя совокупность необходимых и достаточных элементов объективного и субъективного характера, наличие которых позволяет признать деяние правонарушением, а лицо, его совершившее, привлечь к юридической ответственности».
Юридический состав.
Состав правонарушения.
Состав правоотношения.
Вопрос 5
Назовите элементы состава правонарушения.
Объект и субъект. Объективная сторона и субъективная сторона.
Причина и следствие. Объект и субъект.
Объективная сторона и субъективная сторона. Причина и следствие.
Причина и следствие.
Вопрос 6
Кто может быть субъектом правонарушения по российскому законодательству?
Физическое лицо.
Юридическое лицо.
Физическое и юридическое лицо.
Животное, вещь.
Вопрос 7
Чем характеризуется деяние, совершенное с прямым умыслом?
Лицо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления.
Лицо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит наступление общественно вредных последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление.
Лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.
Вопрос 8
Какой компонент состава правонарушения состоит из следующих элементов: деяние как акт волевого поведения, вредоносный результат деяния, причинная связь между деянием и результатом?
Объективная сторона правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения.
Вопрос 9
Являются ли правонарушениями следующие поступки курсантов?
Невыполнение учебных заданий преподавателя.
Пропуск семинарских занятий без уважительных причин.
Неудовлетворительный ответ на экзамене.
Вопрос 10
Подберите понятие к данному определению: «Возникающее в связи с правонарушением особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать предусмотренные законом дополнительные лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение».
Моральная ответственность.
Политическая ответственность.
Юридическая ответственность.
Вопрос 11
Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.
Дисциплинарная.
Административно-правовая.
Уголовно-правовая.
Вопрос 12
В каком случае имеет место исключение юридической ответственности по российскому законодательству?
Необходимая оборона.
Амнистия.
Помилование.
Вопрос 13
Может ли наступить «юридическая ответственность без вины»?
Не может, так как отсутствует состав правонарушения.
Может, в случае причинения вреда источником повышенной опасности, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности.
Правильного ответа нет.
Вопрос 14
Субъектом административного правонарушения является:
Физическое лицо, вменяемое, достигшее 14 лет.
Физическое лицо, вменяемое, достигшее 16 лет.
Физическое лицо, вменяемое, достигшее 18 лет.
Методические указания
При выполнении задания № 1 курсанты используя нормы ст. 1069 ГК РФ, ч.1 ст. 105 УК РФ, ст. 20.21. КоАП РФ, ст. 419 ТК РФ определяют вид и состав правонарушения. Результаты работы записываются в тетрадь и оценивается преподавателем. Для выполнения задания также используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 297-302, 305-310), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
При выполнении задания № 2 курсанты по итогам работы с заданием № 1 составляют таблицу «Виды юридической ответственности и их характеристика». Для выполнения задания используются вышеназванные учебник, конспект лекций, Интернет-ресурсы. Составленная таблица оцениваются преподавателем.
При выполнении теста (задание № 3) курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по работе со статьями нормативно - правовых актов, по выполнению таблицы и теста. Знание курсантами содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность ответов и выполненной таблицы.
Практическая работа № 15 по теме: «Понятие и принципы законности. Укрепление законности».
Виды самостоятельной работы курсанта
Подготовка реферата по теме: «Состояние законности в Российской Федерации и в иностранных государствах» (задание № 1).
Выполнение теста с указанием верного ответа (задание № 2).
Содержание заданий
Задание № 1
Подготовить реферат по теме: «Состояние законности в Российской Федерации и в иностранных государствах».
Задание № 2
Тест по теме из 10 вопросов.
Вопрос 1
Какое понятие определяют так: «Принцип поведения всех участников правоотношений, означающий требование соблюдения и исполнения законов и иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами»?
Политико-правовой режим.
Законность.
Правопорядок.
Вопрос 2
Укажите, какие из приведенных ниже правовых идей (основополагающих начал) относятся к принципам законности.
Верховенство закона.
Баланс субъективных прав и юридических обязанностей.
Системность правовых норм.
Равная ответственность личности перед государством и государства перед личностью.
Вопрос 3
Как соотносятся законность и демократия?
Чем больше демократии, тем меньше законности.
Чем больше законности, тем меньше демократии.
Законность это основа демократии, а демократия необходимое условие законности.
Вопрос 4
Как соотносятся законность и государственная дисциплина?
Государственная дисциплина является составной частью законности.
Законность является составной частью государственной дисциплины.
Законность выступает содержанием государственной дисциплины, а государственная дисциплина форма реализации законности.
Вопрос 5
Как соотносятся законность и целесообразность в сфере правоприменительной деятельности?
При принятии решения по делу можно руководствоваться принципом целесообразности, однако выходить за рамки требований закона запрещается.
Если требования закона не соответствуют реальной правовой действительности, то можно руководствоваться принципом сообразности.
Целесообразность и законность совпадают.
Вопрос 6
Что определяется как состояние общественных отношений, являющихся результатом фактического осуществления законодательства в условиях режима законности, который обеспечивает беспрепятственное пользование юридическими правами и выполнение юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений?
Система правоотношений.
Общественный порядок.
Правопорядок.
Вопрос 7
В чем состоит различие понятий «правопорядок» и «общественный порядок»?
Общественный порядок является составной частью правового порядка.
Правопорядок и общественный порядок тождественные понятия.
Правопорядок является составной частью общественного порядка.
Вопрос 8
Как соотносятся законность и правопорядок?
Правопорядок лежит в основе законности.
Правопорядок есть результат реализации требований законности в повседневном поведении участников правоотношений.
Законность составная часть правопорядка.
Вопрос 9
Какому понятию соответствует следующее определение: «Объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность»?
Юридическая ответственность.
Меры защиты.
Гарантии законности.
Вопрос 10
Назовите одну из юридических гарантий законности.
Полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем остальным государственным актам.
Правомерное поведение.
Реализация права.
Методические указания
При выполнении задания № 1 по созданию реферата по теме: «Состояние законности в Российской Федерации и в иностранных государствах» требуется предварительное изучение курсантами понятия, принципов и гарантий законности, проведение исследования состояния законности в нашей стране и в других государствах. Для данного исследования, проведенного во время самостоятельной подготовке курсантов к занятию, собирается и анализируется материал из различных источников (СМИ, Интернет-ресурсы, и д.р.). По результатам исследования курсанты составляют на практическом занятии реферат. Подготовленный реферат должен содержать собственную позицию курсанта к состоянию рассматриваемой проблемы. Для выполнения задания используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 346 - 356), конспект лекций, Интернет-ресурсы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Выполненные курсантами рефераты оцениваются преподавателем.
При выполнении тестового задания (задание № 2) курсанты письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.
Формы контроля
Сдача работы в срок.
Соблюдение требований по оформлению рефератов и выполнению тестов.
Знание курсантами содержания изученного материала.
Полнота, точность, логичность содержания рефератов и ответов на вопросы теста.
Список использованной литературы
Основная
1. Гриненко А.В. Правоохранительные и судебные органы: учебник для СПО / Гриненко А.В. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 357 с.
2. Правоохранительные и судебные органы: учебник для СПО / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. - 5-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 381 с.
3. Правоохранительные органы: учебник и практикум / под общ. ред. М.П. Полякова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 363 с.
Дополнительная литература
Правоохранительные органы: учебник / под ред. Н.П. Кирилловой, Н.Г. Стойко. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 549 с.
Миронов Р.Г. Правоохранительные органы: учебное пособие / Р.Г. Миронов. - М.: ИД «Форум»: Форум – Инфо - М, 2015. - 256 с.
Правоохранительные органы. Практикум: учебное пособие для СПО / под общ. ред. В.М. Бозрова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 171 с.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум: учебное пособие / под ред. А.В. Гриненко, О.В. Химичевой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 209 с.
Рыжаков А.П. Правоохранительные органы в тестах и задачах: учебное пособие / А.П. Рыжаков. - 2-е изд. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 224 с.
15