Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Вступление
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р. Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В. Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учётом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что по мнению исследователей (Т.В.Бендас, С.А.Марутян, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина, Л.Г.Таранникова, С.В.Шаповалова и др.), приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики, порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т.А.Репина). Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ и семье особенно актуальна в настоящее время.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.
Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Во-вторых, в условиях образовательного пространства девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.
В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Интересные факты научных исследований
Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия мужчин и женщин: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность. Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире
Мальчик и девочка - два разных мира
Мальчики:
Способны на кратковременное усилие.
Предпочитают поисковую деятельность.
Не любят повторения.
Предпочитают сделать быстро, но «кое-как».
Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.
Девочки:
Требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности.
Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения.
Лучше адаптируются.
Нацелены на общение.
Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими людьми.
Рассмотрим анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек
Физиологические особенности девочек:
Девочки рождаются более зрелыми (обгоняют мальчиков на 3-4 недели в развитии), более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновения.
Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте часто физически сильнее мальчиков, они старше по биологическому возрасту.
Раньше развиваются области левого полушария мозга, отвечающие за речь.
Физиологические особенности мальчиков:
Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить, острота слуха до 8 лет выше.
Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту.
Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль своего поведения.
Психологический портрет девочек:
Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании.
Девочек чаще привлекают домашние дела.
Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.
Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.
Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.
Психологический портрет мальчиков
У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено.
Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.
У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще.
В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям.
Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно.
Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по-разному.
Девочки:
Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные.
Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель.
Мальчики:
У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения.
Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие.
Участники гендерного воспитания и рекомендации
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
1. Семья.
2. Педагогический коллектив детского сада.
3. Окружение ребенка.
Рекомендации родителям
- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному, но обязательно очень любить.
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, сначала разберите, в чем ее ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение, его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга), мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
- Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов, а если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
- Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать, стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
- Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
Советы педагогам
- Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
- Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
- Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
- Используйте чаще разные головоломки для девочек.
- Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
- Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
- Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
- Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек, возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
- Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия, держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
3. Организация гендеронаправленной предметно-развивающей среды
Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).
Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды:
- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.
Заключение
Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «Гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.