Результаты освоения программы «Формирование гендерной идентичности»


Результаты освоения программы «Формирование гендерной идентичности» обучающимися МБОУ СОШ №2 г. Курска
Трудности и противоречие, связанные с формированием Я - концепции подростка определённо влияют на характер его взаимодействия с социальным окружением. Они нередко создают атмосферу страха ,вызывая ощущение « единства среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия, агрессии. Опыт, приобретённый на занятиях программы по формированию гендерной идентичности, оказал не только эффект «поддержки» в сложный для подростков период, но и создал определённый социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающее в межличностном общении. Новые положительные навыки анализа гендерных ролей, новые приоритеты в описании себя и окружения формировались в процессе освоения программы, помогая эффективно преодолевать сложности во взаимодействии полов. Интимно-личностные темы занятий строились с целью профилактики семейных нарушений в будущем. Реализация общеразвивающей программы «Формирование гендерной идентичности» проводилась с обучающимися МБОУ «СОШ №2 им.В.З. Петрашова» г. Курска. В освоении программы участвовали обучающиеся 8-х классов, что составило 2 группы общей численностью 31 человек. Занятия проходили после школьных уроков, продолжительностью 45 минут. Набор в группу проводился на основе входящей диагностики и рекомендаций педагогов школы. Основной целью программы по формированию гендерной идентичности у учащихся являлось формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое, социальное и духовное здоровье, подготовку к будущей семейной жизни. Задачи программы: - формирование о сущности своего пола; - развитие эмпатийных способностей; - усвоение гендерных представлений. Было использовано многообразие подходов к обучению, т.к конечной целью стало достижение изменений в сложившейся схеме поведения. Степень освоения программы устанавливалась измерением следующих параметров: сформированность коммуникативных умений и навыков , повышение уровня эмпатийных способностей. С помощью теста Куна и Макпартленда «Кто Я?» изучался уровень социальной компетентности. На начало освоения программы компетентность составляла 37%, на окончание курса программы у 50% обучающихся уровень социальной компетентности увеличился. Проективная диагностика «Коллаж» показала индивидуальные гендерные представления участников программы. Обучающиеся усвоили понятие гендерной роли как социальной роли. Научились чередовать роли в зависимости от ситуации. Ознакомились с выгодами и трудностями гендерных ролей. С помощью опросника Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской «Распределение ролей в семье» выяснились гендерные установки обучающихся, связанные с распределением ролей. Анализируя показатели эмпатийных способностей, можно сделать выводы: мальчики в начале курса не демонстрировали эмпатическую отзывчивость, т. к она не соответствует стереотипу мужской гендерной роли. После освоения программы их способность понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и выражать это понимание , т.е проявлять эмпатическую экспрессию, значительно повысилось (30%).
Социальный педагог МКУЦППМСП «Гармония»: Творогова Н.А.