Доклад на тему: «Пути совершенствования навыков письма у детей с нарушением интеллекта 1 -4 классов (на примере формирования навыка списывания)
Доклад на тему:
«Пути совершенствования навыков письма удетей с нарушением интеллекта 1 -4 классов(на примере формирования навыка
списывания)
Учитель: Скромова Л. И.
Тула
2015-2016 учебный год
Современный уровень развития производства, рост культурных потребностей, предъявляет с каждым годом все новые, более весомые требования к совершенствованию процесса образования, подготовке подрастающего поколения к жизни и труду. Особой заботой и вниманием окружены дети, имеющие разнообразные аномалии развития. Их будущая самостоятельная жизнь во многом определяется обучением и подготовкой в школе. Поиск оптимальных и эффективных методов и средств обучения школьников с отклонениями в развитии - залог их успешной дальнейшей адаптации.
Одна из важных задач обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида - выработка у учащихся достаточно прочного навыка грамотного письма.
Формирование навыка письма - сложный учебный процесс. На первых этапах первоначального обучения грамоте ребенок должен овладеть системой фонем родного языка, графемами (буквами), их обозначающими, звукобуквенным анализом слов, психическими приемами и моторными навыками письма. Дальнейшая цель обучения - превратить выработанный, еще нестойкий навык письма в средство общения - письменную речь. Для этого ученику необходимо усвоить правила графики и орфографии, чтобы суметь изложить самостоятельно мысли последовательно и грамотно в письменной форме. Следовательно, задача второго этапа учебного процесса, направленного на формирование прочных навыков письма - выработка орфографически правильного письма. Важную роль в осуществлении задач формирования как элементарного, так и орфографически правильного письма многие методисты, начиная с Ф.И.Буслаева и К.Д.Ушинского, отводят списыванию, как одному из приемов обучения. Эту точку зрения поддерживали старейшие методисты-дефектологи М.Ф.Гнездилов, И.П.Корнев, которые учитывая простоту и доступность этого метода, считали списывание одним из важнейших приемов в обучении школьников письму. Не случайно поэтому разнообразные упражнения на текстуальное списывание очень распространены в школьной практике.
Упражнения на текстуальное списывание составляют в учебниках по русскому языку для специальных (коррекционных) школ 8 вида в младших классах до 90%, в старших - 80%. Кроме того, списывание, как вид письма, часто используется на всех уроках по общеобразовательным предметам (истории, географии и др.).
Многочисленные наблюдения показывают, что развитие навыка списывания у школьников с отклонениями в развитии происходит медленными темпами и не всегда достигает требуемого учебными программами уровня даже к старшим классам. Большинство учащихся списывает предложенный текст в медленном темпе, непродуктивными способами (слогами и целыми словами, редко словосочетаниями и предложениями), с большим количеством ошибок (пропуски слов, строчек, замены букв, слов). Если говорить о скорости списывания, то она в 1-2
классах равна 20-40 буквам в минуту, в 3-4 классах - 50-60 букв в минуту, при этом списывают дети чаще по буквам или по слогам.
Как я уже говорила, упражнения на списывание занимают значительное место в отечественной методике обучения языку. На начальных этапах обучения грамоте, списывание выступает как необходимый этап в выработке графических навыков. В силу своей наглядности оно способствует закреплению зрительных рукописных образцов букв и двигательных моделей их начертаний. Вырабатываемый же моторно-графический навык служит одной из основ для формирования письма с опорой на слух (т.е. письма под диктовку).
Таким образом, списывание является необходимым приемом в учебном процессе, направленном как на обучение элементарным графическим навыкам, так и на выработку орфографически правильного письма.
В настоящее время перед учителями начальной школы программой для специальных (коррекционных) школ 8 вида ставится задача научить списывать учащихся 2 класса - по слогам, 3 класса - целыми словами, 4 класса - целыми словами и словосочетаниями.
Для разрешения вопросов, возникающих у учащихся младших классов при проведении работы на списывание, была проведена специальная работа с целью поисков дополнительных возможностей совершенствования навыка письма на основе изучения состояния и развития у них навыка письма с опорой на зрение (т.е. списывание).
В соответствии с указанной целью, были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности состояния и закономерности развития навыка списывания у учащихся 2, 3, 4 классов по следующим параметрам: скорость письма, способы списывания, количество ■ и характер допускаемых ошибок, определить возможности понимания школьниками списываемого материала, а также, наличие у них самоконтроля при письме.
Изучить влияние, которое оказывает на формирование навыка списывания характер языкового материала: звуковые, слоговые и орфографические особенности слов, доступность лексики пониманию учеников, синтаксическое оформление текста, способ его изображения (печатный или рукописный).
Установить соответствия в состоянии навыков списывания, чтения и письма по слуху.
На основе полученных данных разработать систему обучения, направленную на формирование правильных навыков списывания текста.
Результаты обследования учащихся позволили выявить закономерности и специфические черты формирования навыка письма с опорой на зрение (т.е. списывание) по следующим параметрам: скорость списывания, способы списывания, количество и характер ошибок. Были получены данные о взаимосвязи состояния навыка списывания с навыками чтения и письма по
слуху. Проведенная работа позволила установить влияние, которое оказывает на формирующийся навык списывания характер языкового материала.
Анализ полученных результатов показал, что скорость списывания обусловлена в большей степени состоянием моторики учащихся, уровнем развития зрительного восприятия и другими неречевыми процессами, обеспечивающими непосредственно двигательный акт письма, чем речевыми - способом списывания, состоянием навыка чтения, характером языкового материала. В силу того, что перечисленные факторы связаны или отражают в себе индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика, обусловленная ими скорость списывания является также индивидуальным параметром, что выражается в неоднородности величин скоростей списывания учащихся внутри каждого класса.
По мере обучения навык письма совершенствуется. Скорость списывания возрастает за счет совершенствования как двигательных навыков письма, так и перехода на более совершенный способ списывания. Скорость чтения предложенного для списывания языкового материала не влияет на скорость его списывания, а лишь ускоряет темп выполнения всего письменного упражнения. Непосредственно на скорость списывания оказывает влияние языковый материал, характер текста (изолированные слова, предложения), слоговая и звуковая структура слов, подбор лексики (слова, знакомые учащимся и незнакомые).
В каждом из классов (2,3, 4) учащиеся списывают самыми
разнообразными способами: по буквам, по слогам, целыми словами и словосочетаниями.
Сопоставление навыка чтения и навыка списывания показало, что способ списывания обусловлен состоянием навыка чтения, который формируется с опережением. Ученики списывают текст способом менее совершенным, чем способ его чтения.
Почти у всех учеников отсутствует навык предварительного чтения предложенного для списывания материала. Они приступают сразу к записи одного слова за другим, не читая предварительно всего предложения.
Выявленные причины ошибок показали, что они обусловлены не только психофизиологическими особенностями детей, но и несформированностью или отсутствием орфографического чтения, проговаривания, навыков проверки выполненного задания.
Полученные результаты позволили не только констатировать неудовлетворительное состояние навыка списывания у учащихся младших классов, но и наметить основные направления, приемы и методы работы учителя по формированию правильных навыков списывания.
Анализ методический литературы показал, что списывание выступает с одной стороны, как самостоятельный и широко распространенный вид письма, с другой - является одним из приемов выработки и закрепления орфографических навыков.
Своеобразие использования данного приема заключается в том, что списывание в период обучения школьников в младших классах, как и любой другой вид письма, находится в стадии формирования.
Исходя из вышеизложенного, при работе можно исходить из двух направлений:
Формирование списывания как подлинного вида речевой деятельности;
Создание условий, способствующих повышению эффективности списывания, как одного из приемов выработки и закрепления орфографических навыков.
Списывание является подлинным видом речевой деятельности, если оно осуществляется при понимании текста и характеризуется совершенной техникой письма и его безошибочностью. Безошибочность - один из ярких показателей качества письма. Его достижение осуществляется при помощи методических приемов. Это:
повторное орфографическое чтение;
орфографическое проговаривание;
привлечение внимания учащихся к зрительному образу слова.
Таким образом, первое направление включает в себя приемы, ориентированные на выработку правильного навыка списывания. Под правильным навыком списывания подразумевается последовательное осуществление ряда операций:
Предварительное прочтение и осмысление содержания текста до начала его списывания;
Повторное орфографическое чтение;
Запись текста совершенными способами (словами, словосочетаниями, предложениями) под орфографическое проговаривание.
Учитывая большой объем упражнений на списывание в учебной практике уроков русского языка в младших классах, их выполнение должно быть организовано таким образом, чтобы вырабатываемый у учащихся практический опыт письма создавал условия для более успешного овладения навыками орфографически правильного письма. Такими условиями являются:
понимание значений списываемых слов и предложений;
правильность чтения списываемого;
предупреждение ошибок;
выработка орфографической зоркости;
умение проверить написанное (формирование самоконтроля). Основными приемами формирования орфографической зоркости могут служить следующие:
привлечение внимания к зрительному образу слова;
сопоставление зрительного образа слова со слуховым или зрительного (данного в образце) со зрительным (написанным учеником);
фонематический анализ записываемых слов;
выделение орфограмм.
Выработка навыков проверки написанного служит базой для становления самоконтроля. В некоторых случаях она основывается на формируемой орфографической зоркости. С целью проверки написанного детьми можно использовать следующие приемы:
побуквенное сличение слова-образца с написанным учеником;
повторное чтение написанного;
выделение орфограмм;
подсчет орфограмм.
Исходя из вышеизложенного, разрабатываемая система обучения списыванию включила в себя определенные этапы работы, содержанием которых явилось формирование следующих умений и навыков:
- предварительное чтение текста и его осмысление;
- осуществление письма более совершенными способами списывания;
- запись под орфографическое проговаривание;
- нахождение орфографической трудности в слове;
- проверка написанного.
В своей работе я подробно рассматриваю каждый из перечисленных этапов и предлагаю ряд заданий и упражнений для обучения более совершенным способам списыванию.
Таким образом, материалы данной работы показывают, что без целенаправленного обучения навыки списывания у детей с отставание в развитии формируются медленно и не соответствуют дидактическим и программным требованиям. Представленные материалы позволяют раскрыть основные закономерности развития процесса списывания у учеников младших классов и предлагают систему специального целенаправленного обучения.